Разработка общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности (Ю. А. Данилевский, Е. М. Гутцайт, О. М. Островский, "Бухгалтерский учет", N 6, март 2000 г.)

Разработка общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности


На начало 2000 г. создано и одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 34 правила (стандарта) аудиторской деятельности (ПСАД) 1-5-ой очередей; в процессе создания находится еще 7 стандартов 6-ой очереди, а всего, по нашему мнению, нужно иметь 55 стандартов (см. ниже). Учитывая, что в первые шесть очередей входят основные аудиторские стандарты и что принципиальные общесистемные вопросы создания ПСАД в целом решены, можно считать, что преобладающая часть работы по созданию системы аудиторских стандартов в нашей стране уже проделана.

Все необходимые, на наш взгляд, ПСАД и их международные прототипы сведены в приведенную ниже таблицу.

Из 41 ПСАД 1-6-ой очередей 34 являются аналогами международных стандартов аудита (МСА), разработанных по линии Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Появление семи остальных связано со специфическими особенностями российского аудита. Например, ПСАД "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов" не только несет "просветительские" функции (особенно необходимые для экономических субъектов), но и позволит значительно уменьшить количество конфликтных ситуаций и случаев непонимания сторон аудиторской проверки. Для западных стран необходимость в таком стандарте значительно слабее, поскольку там правовые вопросы регулирования рынка аудиторских услуг для его участников гораздо яснее, и многие положения указанного ПСАД воспринимались бы как излишнее напоминание.

Уже созданные и одобренные ПСАД, а также 7 стандартов 6-ой очереди, находящиеся в процессе создания (3 из них разрабатываются по линии ЦБ России - стр. 43, 47 и 49 табл., остальные - по линии Минфина России), выделены в гр. 5 табл. жирным шрифтом, а 14 ПСАД, которые, по нашему мнению, следует разрабатывать, набраны обычным шрифтом. В гр. 6 предлагается их разбивка по 7-ой и 8-ой очередям создания. Остановимся на них подробнее.

Среди отечественных ПСАД должны быть аналоги всех 46 стандартов системы МСА. Нельзя, на наш взгляд, утверждать, что какой-либо из них является излишним в условиях нашей страны, хотя актуальность некоторых из них, например, стандартов, относящихся к среде компьютерных информационных систем, пока невысока. Но, во-первых, она имеет тенденцию к возрастанию. Во-вторых, система ПСАД (как и системы других нормативных документов) должна быть полной. В-третьих, даже в рамках более ранних очередей были разработаны ПСАД с временно пониженной в условиях России актуальностью, например "Использование работы эксперта" или "Применимость допущения непрерывности деятельности". Поэтому наличие 12 из 14 ПСАД 7-ой и 8-ой очередей, имеющих прототипы в МСА, в программе завершения разработки отечественных ПСАД, по нашему мнению, вполне логично.

Отметим лишь, что Перечень терминов и определений, используемых в ПСАД (стр. 2 таблицы), уже в значительной мере разработан, но как не входящий в число ПСАД документ. Создано 5 его редакций, причем каждая из них соответствовала одноименной очереди ПСАД и вместе с ней одобрялась Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. При создании каждой новой очереди Перечень претерпевал незначительные изменения. Такой порядок нужно сохранить и впредь, так как опыт показал, что до создания некоторой очереди ПСАД выяснить все потребности разработчиков в новых терминах затруднительно. На завершающей, 8-ой стадии Перечню целесообразно придать статус ПСАД, оформить его соответствующим образом и переименовать для большей идентичности с МСА в глоссарий. Поскольку Перечень находится в стадии разработки, в таблице он, как и ПСАД 6-ой очереди, выделен жирным шрифтом.

Появление остальных двух ПСАД в пакете из 14 предлагаемых (по внешнему контролю и экзаменам на аттестат аудитора - стр. 9 и 55 таблицы соответственно) связано с тем, что они внесены в "Программу действий на период 1998-1999 годов по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов на основе разработанных на международной базе аудиторских стандартов", утвержденную Правительством РФ. Они регламентируют не саму аудиторскую деятельность, а примыкающие к ней вопросы, и поэтому не имеют прототипов в МСА. IFAC по этим вопросам разработан специальный пакет документов, не входящих в МСА.

Что касается ПСАД "Внешний контроль качества работы в ходе аудита", то в нем целесообразно, на наш взгляд, регламентировать процедуры проверки работы аудиторских организаций и ее документации; права и обязанности проверяемых и проверяющих, их ответственность за нарушение своих обязанностей и т. п. Организационные же вопросы такого контроля, например определение круга проверяемых и проверяющих, процедуры привлечения к таким проверкам общественных аудиторских ассоциаций, делегирование им всех или части полномочий государственных контролирующих органов (и отзыв этих полномочий), использование результатов таких проверок, должны быть предметом не данного ПСАД, а иных нормативных документов. При этом не исключено, что их содержание в части банковского аудита будет отличаться от остальных трех видов аудита, поскольку ЦБ России, возможно, будет решать указанные выше организационные вопросы несколько иначе, чем Минфин России.

В процессе создания ПСАД 1-5 очередей сложилась определенная технология их разработки. Основные ее элементы - это конкурсная система разработки первой редакции; доработка первой, второй, а иногда и третьей редакций по результатам устного обсуждения на Экспертном совете НИФИ Минфина России и последующих письменных замечаний; последующее спецредактирование, включающее согласование окончательного текста с разработчиками и параллельную доработку Перечня терминов и определений; обсуждение на Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ с новыми замечаниями в ряде случаев. В рамках ПСАД 3-ей и 4-ой очередей, кроме того, предварительно разрабатывались технические задания на создание каждого ПСАД.

Идея использования технического задания оказалась, на наш взгляд, неконструктивной. Поскольку и техническое задание, и первые редакции ПСАД готовились обычно на базе соответствующего международного стандарта (с адаптацией его положений к российским условиям), а соответствие техническому заданию справедливо не рассматривалось здесь как основной критерий качества разработки, то создание технического задания по существу лишь несколько замедляло и удорожало разработку ПСАД, мало улучшая его качество.

От задач создания ПСАД перейдем к циклу вопросов их внедрения. Во-первых, это ознакомление аудиторов и пользователей аудита с ПСАД и их комментирование. Кроме того, в ряде случаев, на наш взгляд, будет полезно, если аудиторская организация при первом контакте с экономическим субъектом предложит ему список принятых ПСАД и тексты двух из них: "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности" и "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов" (как наиболее способствующих пониманию процедуры и возможностей аудита).

Во-вторых, это создание методического сопровождения ПСАД, позволяющего лучше применять их на практике. Речь идет, в первую очередь, о внутрифирменных стандартах аудита, методиках проведения проверок и оказания наиболее распространенных сопутствующих услуг. Частично элементы методического сопровождения заложены в самих ПСАД (например, во втором разделе их часто приводятся разного рода классификации и описания, а в приложениях к ним - примерные формы различных документов и т. д.), нередко такие элементы присутствуют в упомянутых выше комментариях (хотя цель последних, строго говоря, иная - разъяснять положения документа).

В-третьих, это организация контроля за соблюдением ПСАД и органичное встраивание их в систему регулирования аудиторской деятельности. Имеется в виду не только нормативное регулирование аудита, но и использование ПСАД в судебных процессах и контроле общественными аудиторскими ассоциациями за деятельностью своих членов. Соблюдать ПСАД должны не только аудиторские организации, но и проверяемые экономические субъекты, а вопросы реального воздействия на них в этом плане почти не разработаны.

В-четвертых, это подготовка к созданию второй версии системы ПСАД на базе обобщения опыта их практического применения. Здесь возможны, по нашему мнению, два сценария. При первом Закон об аудиторской деятельности будет принят быстро, и тогда вторую версию системы ПСАД надо будет создавать, не дожидаясь окончания работ над первой. При другом сценарии работа над второй версией начнется по завершении создания первой с учетом изменений в законодательной базе, опыта создания и внедрения первой версии. Например, уже сейчас ясно, что в разработке ПСАД большее участие должны принимать юристы, причем не только на заключительной стадии разработки стандарта. В любом случае следует стремиться к тому, чтобы после создания второй версии совершенствование отечественных ПСАД вошло в режим рутинных улучшений на базе более полного приспособления к быстро меняющейся российской действительности и отслеживания ежегодных изменений в МСА.


Правила (стандарты) аудиторской деятельности в сопоставлении с международными стандартами аудита


N Чис-
ло-
вое
зна-
че-
ние
до-
ку-
мен-
та в
МСА
Английское наз-
вание стандарта
МСА (группы
стандартов)
Русский перевод
английского названия
Отечественные ПСАД Оче-
ред-
ность
соз-
дания
1 2 3 4 5 6
    Introductory
matters
Вводные замечания I.Системообразующие стан-
дарты
 
1. 100 Preface to ISAs
and RSs
Предисловие к между-
народным стандартам
аудита и сопутству-
ющих услуг
Предисловие к стандартам
аудита и сопутствующих
услуг
7
2. 110 Glossary of
Terms
Глоссарий терминов Перечень терминов и опре-
делений, используемых в
правилах (стандартах)
аудиторской деятельности
1-8
3. 120 Framework of
ISAs
Общая структура МСА Общая структура правил
(стандартов) аудиторской
деятельности
7
4. - - - Характеристика сопутству-
ющих аудиту услуг и тре-
бования, предъявляемые к
ним
4
5. - - - Требования, предъявляемые
к внутренним стандартам
аудиторских организаций
5
    Responsibiliti-
es
Ответственность II.Ответственность  
6. 200 Objectives and
General Prin-
ciples Gover-
ning an Audit
of Financiel
Statements
Цели и основные
принципы, связанные
с аудитом финансовой
отчетности
Цели и основные принципы,
связанные с аудитом бух-
галтерской отчетности
5
7. 210 Terms of Audit
Engagement
Условия аудиторских
заданий
Письмо-обязательство
аудиторской организации
о согласии на проведение
аудита

1
8. 220 Quality Control
for Audit Work
Контроль качества
работы в ходе аудита
Внутрифирменный контроль
качества аудита

3
9. 220
-

-
Внешний контроль
качества работы в ходе
аудита

7
10. 230 Documentation Документация Документирование аудита 1
11. 240 Fraud and Error Мошенничество и оши-
бка
Действия аудитора при
выявлении искажений
бухгалтерской отчетности

1


12.


250
Consideration
of Laws an
Regulation in
an Audit of
Financial
Statements
Учет законов и
правил при аудите
финансовой
отчетности
Проверка соблюдения
нормативных актов при
проведении аудита


3

13.

-

-

-
Права и обязанности
аудиторских организаций
и проверяемых
экономических субъектов

5

14.

-

-

-
Порядок заключения
договоров на оказание
аудиторских услуг

5
    Planning Планирование III. Планирование  
15. 300 Planning Планирование Планирование аудита 1
16. 310 Knowledge of
the business
Знание бизнеса Понимание деятельности
экономического субъекта

4
17. 320 Audit
Materiality
Существенность
в аудите
Существенность
и аудиторский риск

2
    Internal
control

Внутренний контроль

IV. Внутренний контроль
 

18.

400
Risk
Assessments
and Internal
Control
Оценки риска
и внутренний
контроль
Изучение и оценка систем
бухгалтерского учета
и внутреннего контроля
в ходе аудита


1


19.

401
Auditing in a
Computer
Information
Systems
Environment
Аудит в среде
компьютерных
информационных
систем
Аудит в условиях
компьютерной
обработки данных


2


20.


402
Audit
Considerations
Relating to
Entiities
Using Service
Organizations
Особенности аудита
относящиеся к
юридическим лицам,
использующим
сервисные
организации
Особенности аудита,
относящиеся к
юридическим лицам,
использующим сервисные
организации


7
    Audit euidence Аудиторское
доказательство
V. Аудиторские
доказательства
 
21. 500 Audit Evidence Аудиторское
доказательство
Аудиторские
доказательства

1


22.


501
Audit
Evidence-
Additional
Considerations
for Specific
Items
Аудиторское
доказательство -
дополнительное
рассмотрение для
специфических
случаев
Аудиторское
доказательство -
дополнительное
рассмотрение для
специфических случаев



7
24. 520 Analytical
Procedures
Аналитические
процедуры
Аналитические
процедуры
2


23.


510
Initial
Engagements-
Opening
Balances
Первоначальные
задания -
вступительное
сальдо
Первичный аудит
начальных и
сравнительных
показателей
бухгалтерской
отчетности


3
25. 530 Audit Sampling Аудиторская выборка Аудиторская выборка  
26. 540 Audit of
Accounting
Estimates
Аудит оценочных
значений в
бухгалтерском учете
Аудит оценочных значений
в бухгалтерском учете

4
27. 550 Related Parties Родственные
организации
Учет операций со
связанными сторонами в
ходе аудита

4
28. 560 Subsequent
Events
Последующие события Дата подписания
аудиторского заключения
и отражение в нем
событий, произошедших
после даты составления
и представления
бухгалтерской отчетности



1
29. 570 Going Concern Продолжающаяся
деятельность
Применимость допущения
непрерывности
деятельности

3
30. 580 Management
Representati
ons
Заявления
руководства
Разъяснения,
предоставляемые
руководством
проверяемого
экономического субъекта

3
    Using work of
others
Использование работы
других
VI. Использование работы
третьих лиц
 
31. 600 Using the Work
of Another
Auditor
Использование работы
другого аудитора
Использование работы
другой аудиторской
организации

4
32. 610 Considering the
Work of Interna
Auditor
Учет работы
внутреннего аудитора
Изучение и использование
работы внутреннего
аудита

4
33. 620 Using the Work
of an Expert
Использование работы
эксперта
Использование работы
эксперта
1
    Audit
conclusions
and reporting
Выводы и отчеты
в аудите
VII. Выводы и отчеты
в аудите
 
34. 700 The Auditor`s
Report on
Financial
Statements
Заключение аудитора
по финансовой
отчетности
Порядок составления
аудиторского заключения
и бухгалтерской
отчетности

1
35. 710 Comparatives Сравнимые значения Сравнимые значения 8
36. 720 Other
information in
Documents
Containing
Audited
Financial
Statements
Прочая информация,
содержащаяся
в документах,
связанных
с финансовой
отчетностью,
подлежащей аудиту
Прочая информация
в документах, содержащих
проаудитированную
бухгалтерскую отчетность


5


37.


-


-


-
Письменная информация
аудитора руководству
экономического субъекта
по результатам
проведения аудита


1
    Spesialized
areas
Специализированные
области
VIII. Специализированные
области
 
38. 800 The Auditor`s
Report on
Spesial Purpose
Audit
Engagements
Заключение аудитора
по специальным
аудиторским заданиям
Заключение аудиторской
организации по
специальным аудиторским
заданиям

5
39. 810 The Examination
of Prospective
Financial
Information
Изучение
прогнозируемой
финансовой
информации
Проверка прогнозной
финансовой информации

5
    Related
services
Сопутствующие услуги IX. Задания  
40. 910 Engagements to
Review
Financial
Statements
Задания по проверке
финансовой
отчетности
Задания по проверке
бухгалтерской отчетности

8
41. 920 Engagements to
Perform
Agreed-Upon
Procedures
Regarding
Financial
Information
Задания по
выполнению
согласованных
процедур, связанных
с финансовой
информацией
Задания по выполнению
согласованных процедур,
связанных с бухгалтерской
информацией


7
42. 930 Engagements to
Compile
Financial
Information
Задания по
компиляции
финансовой
информации
Задания по компиляции
бухгалтерской информации

8
    International
auditing
practice
statements
Положения
по международной
практике аудита
X. Положения
по международной
практике аудита
 
43. 1000 Inter-Bank
Confirmation
Procedures
Внутрибанковские
процедуры
подтверждения
Внутрибанковские
процедуры
подтверждения

6
44. 1001 CIS-
Environment-
Stand-Alone
Microcomputers
Среда компьютерных
информационных
систем - отдельные
микрокомпьютеры
Среда компьютерных
информационных систем -
отдельные микрокомпьютеры

8
45. 1002 CIS-
Environment-
On-line
Computer
System
Среда компьютерных
информационных сис-
тем - компьютерные
системы в режиме
"он-лайн"
Среда компьютерных
информационных систем -
компьютерные системы
в режиме "он-лайн"


8
46. 1003 CIS-
Environment-
Database
Systems
Среда компьютерных
информационных
систем - системы баз
данных
Среда компьютерных
информационных систем -
системы баз данных

8
47. 1004 The
Relationship
Between Bank
Supervisors
and External
Auditors
Взаимоотношения
между контролерами
банков и внешними
аудиторами
Взаимоотношения между
контролерами банков
и внешними аудиторами


6
48. 1005 Particular
considerations
in the audit
of small
business
Особенности аудита
малого бизнеса
Особенности аудита
малого бизнеса

6
49. 1006 The Audit of
International
Commercial
Banks
Аудит международных
коммерческих банков
Аудит международных
коммерческих банков

6
50. 1007 Communications
with
Management
Общение с руководст-
вом
Общение с руководством
экономического субъекта

4
51. - - - Налоговый аудит и общение
с налоговыми органами
6
52. 1008 Risk
Assessments
and Internal
Control-CIS
Characteris-
tics and
Considerations
Оценки риска и внут-
ренний контроль. Ха-
рактеристика и учет
среды компьютерных
информационных сис-
тем
Оценки риска и внутренний
контроль. Характеристика
и учет среды компьютерных
информационных систем



6
53. 1009 Computer-
Assisted Audit
Techniques
Техника проведения
аудита с помощью
компьютеров
Техника проведения аудита
с помощью компьютеров

6
    - - XI. Образование
и подготовка кадров
 
54. - - - Образование аудитора 2
55. - - - Программы квалификацион-
ных экзаменов, порядок их
сдачи, формирование экза-
менационных комиссий и
регламент их работы


7

Ю.А. Данилевский,

первый заместитель председателя

Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ


Е.М. Гутцайт,

старший научный сотрудник НИФИ


О.М. Островский,

генеральный директор ИПБ России,

доктор экономических наук


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.