Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности (А.С. Бакаев, "Бухгалтерский учет", N 7, апрель 2000 г.)

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности


Министерство финансов Российской Федерации утвердило ряд документов, регламентирующих порядок раскрытия итоговой бухгалтерской информации, составляемой и представляемой начиная с отчетности за I квартал 2000 г. Все документы разработаны в развитие Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом МФ РФ от 06.07.99 N 43н.

Приказом от 13.01.2000 N 4н МФ РФ утвердил образцы форм бухгалтерской отчетности, представляемых в составе квартальной и годовой бухгалтерской отчетности, а также Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности. Особенностью данных документов является отказ МФ РФ от утверждения форм бухгалтерской отчетности как типовых.

Требования утвержденных и разрабатываемых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету к раскрытию информации по отдельным объектам учета (отдельные виды активов, пассивов, доходов, расходов) в бухгалтерской отчетности, условия хозяйствования (объем продаж, совокупная стоимость активов, регионы, виды деятельности и т. п.) коммерческих организаций вызывают необходимость уйти от унифицированного подбора показателей, формирующих бухгалтерскую отчетность. В связи с этим МФ РФ может только рекомендовать организациям при разработке форм бухгалтерской отчетности, представляемых в установленные адреса, учитывать образцы форм, приведенные в приложении к приказу.

Минимальный объем бухгалтерской отчетности определен Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99). В состав промежуточной (месячной и квартальной) и годовой бухгалтерской отчетности для всех организаций обязательно входят Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Кроме того, годовую бухгалтерскую отчетность формируют Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительная записка, а также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она прошла процедуру аудита.

Если организация примет решение представлять промежуточную отчетность в более объемном виде для заинтересованных пользователей, ей предоставляется право формировать ее на уровне состава годовой бухгалтерской отчетности.

При этом в зависимости от объемов деятельности в соответствии с Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности возможны три группы вариантов формирования бухгалтерской отчетности с условными названиями:

упрощенный - для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций.

При упрощенном варианте бухгалтерской отчетности при отсутствии соответствующих данных в состав годовой бухгалтерской отчетности не входит ряд форм: Отчет об изменениях капитала (ф. N 3), Отчет о движении денежных средств (ф. N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. N 5). По некоммерческим организациям рекомендуется дополнительно включать в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (ф. N 6);

стандартный - для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных организаций.

Стандартный вариант предполагает формирование бухгалтерской отчетности по образцам форм, приведенных в приложении к приказу МФ РФ от 13.01.2000 N 4н, если показатели, содержащиеся в этих образцах форм, соответствуют изложенным в Положении по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) общим требованиям к бухгалтерской отчетности (разд. III ПБУ 4/99) и правилам оценки статей бухгалтерской отчетности (разд. VII ПБУ 4/99) и это позволит организации удовлетворить потребности заинтересованных пользователей в получении нужной им информации;

множественный - для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших и крупных организаций, осуществляющих несколько видов деятельности.

При множественном варианте количество форм, составляющих бухгалтерскую отчетность организации, а также вариантность представления отчетной информации значительно увеличивается по ряду причин. Так, целесообразно вместо одной ф. N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" представлять показатели отдельных ее разделов в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности. Организация может принять решение включить раздел, характеризующий размер произведенных текущих расходов организации в виде приложения к ф. N 2 "Отчет о прибылях и убытках". Важную роль в крупных компаниях приобретает информация по сегментам (операционным и географическим).

Следует напомнить некоторые общие требования к бухгалтерской отчетности, которые могут повлиять на построение ее форм. В соответствии с требованием сопоставимости по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Таким образом, организация может принять решение сопоставлять данные и за более продолжительный период (три, четыре, пять, десять лет), что приводит к необходимости включения соответствующих граф и строк в формы бухгалтерской отчетности.

Соблюдение общего требования достоверности и требования существенности позволяет организации самостоятельно включать дополнительные показатели и пояснения, в том числе всевозможные расшифровки отдельных статей Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках.

Учитывая, что организация имеет право самостоятельно формировать отдельные формы бухгалтерской отчетности, МФ РФ установил по аналогии с обязательными реквизитами первичных учетных документов наличие определенных данных в заголовочной части формы:

наименование составляющей части;

указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность ("на _________ 200_ г.", "за __________ 200_ г.");

организация (указывается полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (указывается присвоенный налоговым органом в установленном порядке идентификационный номер налогоплательщика);

вид деятельности (указывается вид деятельности, который признается основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых Российским статистическим агентством);

организационно-правовая форма/ форма собственности (указывается организационно-правовая форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) и код собственности по Классификатору форм собственности (КФС);

единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. - код по ОКЕИ 384; млн руб. - код по ОКЕИ 385);

адрес (указывается полный почтовый адрес организации);

дата утверждения (указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);

дата отправки/принятия (указывается конкретная дата почтового отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).

Организации, имеющие федеральное имущество и обязанные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.07.98 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 28, ст. 3354) получить свидетельства о внесении в реестр указанного имущества, должны указать номер в реестре федеральной (государственной) собственности ("Номер в реестре федерального (государственного) имущества") и наименование органа, на который возложена координация и регулирование деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия и которому направляется бухгалтерская отчетность ("Орган управления государственным имуществом").

Положением по бухгалтерскому учету "Информация по аффилированным лицам" (ПБУ 11/2000), утвержденным приказом МФ РФ от 13.01.2000 N 5н, установлен порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности акционерных обществ. Еще в Федеральном законе "Об акционерных обществах", принятом в 1995 г. (ст. 93), предусмотрена обязанность акционерного общества вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них. ПБУ 11/2000 раскрывает, какую информацию акционерное общество должно показывать в бухгалтерской отчетности.

К информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности относятся данные об операциях между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом.

Операцией между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом считается любая операция по передаче каких-либо активов или обязательств между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом. Такими операциями с аффилированным лицом могут быть, в частности: приобретение и продажа товаров, работ, услуг; приобретение и продажа основных средств и других активов; аренда имущества и предоставление имущества в аренду; передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных (складочных) капиталах других организаций; предоставление и получение гарантий и залогов.

Если в отчетном периоде организация проводила операции с аффилированными лицами, то в соответствии с ПБУ 11/2000 в бухгалтерской отчетности по каждому аффилированному лицу раскрывается, как минимум, следующая информация:

характер отношений с ним (контроль или оказание значительного влияния);

виды операций с ним;

объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);

стоимостные показатели по незавершенным на конец отчетного периода операциям; использованные методы определения цен по каждому виду операций с ним.

Приказом МФ РФ от 27.01.2000 N 11н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000), которое впервые регламентирует правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.

В систему нормативного регулирования бухгалтерского учета введено несколько понятий, которые связаны с формированием информации по сегментам и отражают многообразие подходов выделения данных о частях деятельности организации - информация по сегменту, отчетному сегменту, операционному сегменту, географическому сегменту, показатели, раскрываемые по сегментам: выручка (доходы) сегмента, расходы сегмента, финансовый результат сегмента, активы сегмента, обязательства сегмента.

Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности (далее - отчетные сегменты), организация устанавливает самостоятельно, исходя из своей организационной и управленческой структуры. При определении перечня, в частности, учитывается наличие филиалов, представительств и иных структурных подразделений организации, дочерних и зависимых обществ (при формировании сводной бухгалтерской отчетности) и применяемая система управления.

При выделении информации по отчетным сегментам принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по отчетным сегментам не предполагает их точное количественное измерение и выражение. Данная неопределенность на первоначальном этапе формирования информации по сегментам в бухгалтерской отчетности вызовет у большинства организаций определенные трудности.

Так, при выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:

назначению товаров, работ, услуг;

процессу производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;

методам продажи товаров и распространения работ, услуг;

системам управления деятельностью организации (если применимо).

При выделении информации по географическим сегментам ПБУ 12/2000 предлагает исходить из:

сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;

наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;

сходства деятельности;

рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;

общности правил валютного контроля;

валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.

При этом формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам в Российской Федерации.

Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности организации информация по географическому сегменту может выделяться по местам расположения активов (ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей или покупателей товаров, работ, услуг).

Кроме того, в соответствии с соответствующим международным стандартом финансовой отчетности положением введен количественный измеритель построения сегмента - 10 %.

Организациям следует внимательно ознакомиться с содержанием ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам", чтобы надлежащим образом представить информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности.

При формировании квартальной бухгалтерской отчетности необходимо учитывать новые, ранее не применявшиеся требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, содержащиеся в положениях по бухгалтерскому учету, введенных в действие с 1 января 2000 г.: ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".

ПБУ 9/99 установило, что выручка, операционные и внереализационные доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т. п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду деятельности. Содержащееся в ПБУ 10/99 аналогичное правило гласит, что в случае выделения в Отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.

В бухгалтерской отчетности это можно сделать двумя способами:

первый содержится в образце формы Отчета о прибылях и убытках, в котором соответствующая расшифровка приведена в самой форме, в том числе строках 010 "Выручка (нетто) от продажи товаров продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" и 020 "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг";

второй вытекает из количества расшифровываемых видов деятельности. Если таких видов деятельности более пяти, то, наверное, выделение доходов и соответствующих им расходов целесообразно осуществлять в виде приложения к Отчету о прибылях и убытках. Выбор способа остается за организацией.

В ПБУ 9/99 содержится еще одна норма раскрытия информации в отношении выручки, полученной в результате выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами. Подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

общее количество организаций, с которыми осуществляются указанные договоры, с указанием организаций, на которые приходится основная часть такой выручки;

доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями;

способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией.

Перечисленные изменения, вводимые начиная с квартальной бухгалтерской отчетности 2000 г., наряду с действующими общими требованиями бухгалтерской отчетности показывают необходимость нетрадиционного, так называемого творческого подхода главных бухгалтеров и других специалистов, имеющих отношение к раскрытию отчетной информации, к выбору системы показателей, характеризующих финансовое состояние организации и полученные финансовые результаты, способа их формирования и подачи в бухгалтерской отчетности. При этом в максимальной степени следует учитывать требования и правила, изложенные в положениях по бухгалтерскому учету. Придется отказываться от привычных форм представляемой отчетности в установленные адреса, так как специфика деятельности многих организаций не укладывается в прокрустово ложе ранее утвержденных МФ РФ типовых форм, а также рекомендованных образцов форм бухгалтерской отчетности.

Одним из аспектов применения указанных документов является формирование так называемых типовых форм в рамках группы взаимосвязанных организаций. В соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом МФ РФ от 30.12.96 N 112, объем и порядок, включая сроки, представления бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числе дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности) устанавливает головная организация. Кроме того, при составлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ. Соблюдение приведенных и других правил составления сводной бухгалтерской отчетности требует разработки головной организацией единых для входящих в группу организаций форм бухгалтерской отчетности, т. е. в какой-то мере типовых для группы форм. Это относится и к государственным и муниципальным унитарным предприятиям, находящимся в подведомственном подчинении (например, в структуре МПС).

В 2000 г. организациям предстоит большая подготовительная работа по формированию бухгалтерской отчетности исходя из новых нормативных требований, вытекающих из необходимости выполнения правительственной Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.


Руководитель Департамента методологии
бухгалтерского учета и отчетности
Министерства финансов Российской Федерации

А.С. Бакаев



Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение