Учет в бюджетных организациях, ведущих хозяйственную деятельность (М.З. Пизенгольц, "Бухгалтерский учет", N 9, май 2000 г.)

Учет в бюджетных организациях, ведущих хозяйственную деятельность


Многие бюджетные организации в той или иной форме занимаются хозяйственной деятельностью: сдают в аренду часть имеющейся площади и оборудования, оказывают различные услуги населению и организациям по профилю своей деятельности, частично используют для коммерческих целей автотранспорт, некоторые НИИ на коммерческих условиях реализуют опытные образцы своих разработок и даже организуют цеха по выпуску этой продукции и службы для ее реализации потребителям и т. п.

Действующий для бюджетных организаций план счетов бухгалтерского учета не приспособлен в должной мере для отражения операций коммерческого характера, поэтому часто вводятся отдельные счета из типового плана счетов бухгалтерского учета, что осложняет взаимосвязь операций по бюджетному плану счетов и типовому коммерческому, составление баланса и отчетности.

В некоторых бюджетных организациях операции коммерческого характера занимают значительное место, а иногда являются основой всей осуществляемой деятельности. В подобных случаях эти организации по согласованию с вышестоящим органом полностью переходят на типовой план счетов для коммерческих организаций. Правда, при этом возникают сложности при составлении отчетности, адаптированной, естественно, к плану счетов бюджетных организаций. Но гораздо проще раз в квартал составить отчет, используя взаимосвязь счетов типового плана счетов для коммерческих организаций и бюджетного плана счетов, чем ежедневно вести учет по счетам, которые в значительной мере уже не отражают характер деятельности данной организации.

Возможности перехода с бюджетного плана счетов на типовой для коммерческих организаций покажем на конкретных примерах.

В начале 90-х годов в Московской области, а затем и в ряде других областей в экспериментальном порядке при Пенсионном фонде в районах были организованы отделы по доставке пенсий населению, работающие на принципах самоокупаемости (за счет отчислений, предусмотренных на доставку пенсий). Естественно, вести учет по бюджетному плану счетов для этих отделов оказалось крайне неудобным. Поэтому для них были разработаны счетный план на основе типового плана счетов коммерческих организаций и схема перехода с бюджетного на этот план счетов на базе квартального баланса исполнения сметы расходов.

По счетам реализации продукции, изделий и выполненных работ (280-282), закрываемым на конец квартала и не входящим в баланс исполнения сметы расходов, из типового плана счетов коммерческих предприятий используется счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", а при необходимости - и счета 47 и 48 (при наличии соответствующих операций по реализации основных средств и прочих активов).

К сожалению, этот опыт не получил большого распространения из-за незаинтересованности Московского областного отделения Пенсионного фонда сводить баланс по двум разным планам счетов, хотя районные отделы доставки пенсий были готовы ежеквартально составлять баланс исполнения сметы расходов и другие формы отчетности с шифрами бюджетного плана счетов.

Более удачным оказался опыт научно-исследовательских институтов Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН). Большинство НИИ этой академии в силу специфики своей деятельности (научные разработки) в большинстве случаев связаны с производством сельскохозяйственной продукции, которая после подведения итогов опытов и соответствующих разработок, как правило, поступает в реализацию. Даже выведение новых сортов растений и пород животных в конечном счете завершается тем, что результаты исследований передаются (реализуются) соответствующим хозяйствам для массового тиражирования.

В силу специфики своей деятельности НИИ РАСХН вынуждены были перейти еще в начале 90-х годов с бюджетного плана счетов на типовой план счетов коммерческих организаций. Даже институты теоретического профиля имели поступления как от реализации своих разработок, так и от прочих видов деятельности. Так, Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии (ВНИИВВиМ) из г. Покров Владимирской области помимо чисто теоретических исследований осуществляет производство разрабатываемых препаратов и их реализацию, т. е. несет расходы на производство соответствующих препаратов, получает доходы от их реализации с выведением финансовых результатов деятельности. Естественно, что в институте, как и в других институтах РАСХН, вынуждены были перейти на типовой план счетов бухгалтерского учета коммерческих организаций.

Несомненно, не все удачно решено в этих планах счетов. Однако одно является бесспорным: жизнь настоятельно требует привязки типового плана счетов коммерческих организаций к особенностям бюджетных организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность.

Чисто бюджетный план счетов должен применяться в государственных органах управления и других бюджетных организациях (суды, прокуратура и др.), профиль которых несовместим с ведением хозяйственной деятельности.


Схема перехода с бюджетного плана счетов на типовой (по данным квартального баланса исполнения сметы расходов)


Разделы баланса Сальдо перечисляется на следующие
счета типового плана счетов
Актив  
Основные средства  
Основные средства (010-019) 01 "Основные средства"
Материальные запасы  
Материалы и продукты питания
(060-069)
10 "Материалы"
41 "Товары"
Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы
 
Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы (070-073)
12 "Малоценные и быстроизнашиваю-
щиеся предметы"
Затраты на производство  
Затраты на производство и другие цели
(080-084)
20 "Основное производство"
23 "Вспомогательные производства"
Денежные средства  
Текущие счета по бюджетам (100-108) 55-3 "Текущий счет средств целе-
вого финансирования"
Расчетный счет (113) 51 "Расчетный счет"
Валютный счет (118) 52 "Валютный счет"
Касса (120) 50 "Касса"
Прочие денежные средства (130-134)  
Аккредитивы (130)
Чековые книжки (131)
Денежные документы (132)
Денежные средства в пути (133)
Финансовые вложения (134)
55-1 "Аккредитивы"
55-2 "Чековые книжки"
56 "Денежные документы"
57 "Переводы в пути"
58 "Краткосрочные финансовые
вложения"
Расчеты  
Расчеты с покупателями и заказчиками
(157)
62 "Расчеты с покупателями и за-
казчиками"
Расчеты с подотчетными лицами (160) 71 "Расчеты с подотчетными лицами
Расчеты по недостачам (170) 73-3 "Расчеты по возмещению
материального ущерба"
Расчеты по социальному страхованию
(171)
69-1 "Расчеты по социальному
страхованию"
Расчеты по специальным видам платежей
(172)
73-4 "Расчеты по прочим
операциям"
Расчеты с бюджетом (173) 68 "Расчеты с бюджетом"
Расчеты с прочими дебиторами (178) 76 "Расчеты с разными дебиторами
и кредиторами"
Расходы  
Расходы на содержание учреждения
(200)
96 "Целевые финансирование
и поступления"
Расходы к распределению (210) 26 "Общехозяйственные расходы"
Расходы по специальным средствам
(211), расходы по прочим средствам
(213)

29 "Обслуживающие производства
и хозяйства"
Убытки  
Убытки (410) 80 "Прибыли и убытки"
Затраты на капитальное строительство  
Оборудование к установке (040) 07 "Оборудование к установке"
Строительные материалы для капиталь-
ного строительства (041)

10-8 "Строительные материалы"
Расчеты с поставщиками и подрядчика-
ми (150)
60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками"
Расходы по спецсредствам на новое
строительство и приобретение оборудо-
вания (212)

08 "Капитальные вложения"
Пассив  
Финансирование  
Финансирование из бюджета на расходы
учреждения (230, 140)
96 "Целевые финансирование и
поступления"
Прочие средства на содержание учреж-
дения (238, 230, 140)
96 "Целевые финансирование и
поступления"
Кредиты банков (248) 90 "Краткосрочные кредиты банков"
92 "Долгосрочные кредиты банков"
Фонды  
Фонд материального поощрения и оказа-
ния единовременной помощи работникам
(240)

88-5 "Фонды потребления"
Фонд производственного и социального
развития (246)
88-3 "Фонды накопления"
88-4 "Фонд социальной сферы"
Фонд в основных средствах (250) 79-1 "Внутрихозяйственные расчеты
по выделенному имуществу"
Фонд в малоценных и быстроизнашиваю-
щихся предметах (260)
79-1 "Внутрихозяйственные расчеты
по выделенному имуществу"
Износ основных средств (020) 02 "Износ основных средств"
Расчеты  
Расчеты по социальному страхованию
(171)
69-1 "Расчеты по социальному
страхованию"
Расчеты по специальным видам платежей
(172)
73-4 "Расчеты по прочим
операциям"
Расчеты по платежам в бюджет (173) 68 "Расчеты с бюджетом"
Расчеты по средствам, полученным
на расходы по поручениям (176)
76-4 "Расчеты с прочими дебитора-
ми и кредиторами"
Расчеты с депонентами (177) 76-2 "Расчеты с депонентами"
Расчеты с прочими кредиторами (178) 76-4 "Расчеты с прочими
дебиторами и кредиторами"
Расчеты с рабочими и служащими (180) 70 "Расчеты с персоналом
по оплате труда"
Расчеты со стипендиатами (181) 70 "Расчеты с персоналом по
оплате труда"
Расчеты по страховым взносам в Пен-
сионный фонд (198)
69-2 "Расчеты по пенсионному
обеспечению"
Расчеты по медицинскому страхованию
(159)
69-3 "Расчеты по медицинскому
страхованию"
Расчеты с фондом занятости (199) 69-4 "Расчеты по фонду занятости"

Приказом Минфина России от 30.12.99 N 107н утверждена новая инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях и уточненный план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

В новой инструкции и плане счетов учтены произошедшие в последние годы изменения в финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений: переход на казначейскую систему исполнения бюджета, расширение привлечения внебюджетных источников, появление новых видов хозяйственных операций и т. п.

В новом плане счетов значительно расширено количество счетов и субсчетов, практически совпадающих с соответствующими счетами типового плана счетов для коммерческих организаций: из общего количества счетов первого порядка (30) 26 счетов совпадают с соответствующими счетами типового плана счетов для коммерческих организаций, из общего количества субсчетов (104) совпадают с типовым планом счетов коммерческих организаций (86).

Перечень субсчетов в основном соответствует субсчетам типового плана счетов коммерческих организаций (в ряде случаев даже с большей детализацией). Так, по счету 01 "Основные средства" предусмотрены следующие субсчета: 010 "Здания", 011 "Сооружения", 012 "Передаточные устройства", 013 "Машины и оборудование", 015 "Транспортные средства", 016 "Инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь", 017 "Рабочий и продуктивный скот", 018 "Библиотечные фонды", 019 "Прочие основные средства".

В целом при разработке нового типового плана счетов для коммерческих организаций целесообразно с учетом всего накопленного опыта учета в бюджетных организациях, занимающихся хозяйственной деятельностью, выделить в нем специальный раздел по таким хозяйственным операциям.


М.З. Пизенгольц,

доктор экономических наук


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.