Налоговая система республики Таджикистан (М.Р. Бобоев, "Аудиторские ведомости", N 9, сентябрь 2000 г.)

Налоговая система республики Таджикистан


Налоговая система каждого государства представляет собой совокупность взаимосвязанных налогов и методов их взимания. Она всегда предполагает налоговое законодательство, которое состоит из перечня законов и инструкций о порядке исчисления и уплаты в бюджет каждого вида налога.

Налоговая система Таджикистана начала формироваться в конце 1991 г. Введение налогов вызвало определенные сложности в процессе их адаптации к рыночной экономике, поскольку вначале налогообложение было ориентировано на административные методы хозяйствования с жестким регулированием оптовых и розничных цен, заработной платы, уровня рентабельности. Экономическая реформа 1991-1992 гг. показала, что налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений.

До реформы налоговой системы Управление государственных доходов Министерства финансов Республики Таджикистан занималось планированием поступления налогов и других доходов в целом, контролировало выполнение плана поступлений платежей в государственный бюджет, разрабатывало проекты ставок налога с оборота на промышленные и продовольственные товары, проводило ревизии, проверки и обследования по государственным доходам как в территориальном, так и в отраслевом аспекте. В областях, городах и районах были созданы управления и отделы государственных доходов. Основная работа по систематическому контролю за выполнением планов госдоходов, правильным исчислением и своевременным поступлением всех платежей в бюджет возлагалась на городские и районные инспекции по государственным доходам, которые входили в структуру районного (городского) финансового отдела исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов.

При переходе к рыночным отношениям возникла необходимость не только в радикальных переменах в налоговом законодательстве, но и в реорганизации налоговых органов. В 1990 г. вместо управлений, отделов и инспекций государственных доходов были образованы Государственная налоговая инспекция Министерства финансов Таджикской ССР, государственные налоговые инспекции в областных, городских и районных финансовых аппаратах. В течение 1991-1992 гг. процесс создания единой централизованной системы налоговых органов Республики Таджикистан был завершен.

В основе налоговой системы лежит Закон Республики Таджикистан "Об основах налоговой системы Республики Таджикистан", принятый Верховным Советом Республики Таджикистан в начале 1992 г. Наряду с ним в этом же году были приняты законы, регулирующие основные виды налогов: "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизах", "О подоходном налоге с граждан Республики Таджикистан, иностранных граждан и лиц без гражданства", "О налогах на имущество физических лиц", "О налоге с продаж" и "О плате за землю".

Существенное значение для формирования налоговой политики, системы налогов и налоговой службы имеет введение с 1 января 1999 г. в действие Налогового кодекса Республики Таджикистан (далее - Кодекс). Этот документ регламентирует общие положения налоговой системы, перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения, исчисления, взимания и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами. С его введением осуществлен системный и комплексный пересмотр всей системы налогообложения республики. Необходимость налоговой реформы в Таджикистане к концу 90-х годов обусловлена масштабностью изменений, происходящих в экономической жизни страны, поэтому изменения налоговой системы, предусмотренные Кодексом, направлены на решение следующих задач:

построение понятной, справедливой и стабильной налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов на всей территории республики;

формирование рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства страны и благосостояния ее граждан;

создание единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования.

Принятие Налогового кодекса не ставило своей задачи кардинально изменить принятую в Таджикистане в 1992 г. налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков. Это означает, что сохранены основные налоги: налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы и некоторые другие налоги, формирующие основу налоговой системы.

В отличие от ранее действовавших многочисленных законодательных актов по налогообложению в Кодексе установлена четкая систематизация налогов, узаконена процедура их введения, отмены и утверждения ставок, предоставления льгот и т.д. В частности, по общегосударственным налогам и сборам порядок налогообложения, включая определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и сборов, устанавливается самим Кодексом. По местным налогам и сборам в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан в Кодексе определяются общие для всех органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок в республике. Органы местного самоуправления устанавливают соответственно налоги и сборы на уровне областей, городов и районов республиканского подчинения, изменяют их ставки, принимают решения о приостановлении налоговых льгот и иные самостоятельные решения в соответствии с установленными всеобщими принципами налогообложения.

В результате принятия Кодекса практически полностью отменено большое количество подзаконных актов по налогам, что сделало налоговое законодательство более прозрачным и понятным. Он призван отрегулировать проблемы, возникающие между налогоплательщиком и налоговыми органами. В отличие от ранее действующего законодательства в Кодексе конкретно регламентированы процедура налоговых проверок, варианты применения штрафных санкций при неисполнении налогоплательщиком возложенных на него обязательств, снижены ранее действовавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения, установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений, изменена процедура уплаты налогов, согласно которой налоговая инспекция сначала выставляет требование об уплате налога, а затем в законодательном порядке должны применяться финансовые и административные санкции к неплательщикам (ст. 54-56 Кодекса).

Согласно ст. 721 Кодекса за неуплату налогов и других обязательных платежей, в том числе текущих, к установленному сроку налогоплательщик обязан уплатить проценты с этой суммы за период с даты наступления срока платежа до даты уплаты налога. В случае выплаты излишних сумм налога проценты подлежат уплате налогоплательщику за период с даты подачи заявления на возврат излишних сумм до даты осуществления возврата. В случае зачета излишних сумм возврат считается произведенным на дату разрешения зачета. Предусмотрено, что возврат считается произведенным при условии, если налогоплательщик получает средства в течение следующих семи дней с даты получения разрешения на возврат. Возврат излишне взысканных с налогоплательщика средств или излишне уплаченных им самостоятельно при неисполнении налоговым органом установленного срока возврата должен осуществляться с процентами - в размере 125% ставки кредита Межбанковского кредитного аукциона Национального банка Таджикистана, определяемой на каждый текущий квартал в виде среднеарифметической ставок кредитов кредитных аукционов по итогам предыдущего квартала (ст. 724 Кодекса).

Ставка процента устанавливается на каждый квартал и доводится до региональных налоговых инспекций Налоговым комитетом при Правительстве Республики Таджикистан.

Следует отметить, что проценты за задержки, обусловленные несоблюдением очередности списания со счетов налогоплательщика сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет, и связанные с этим штрафные санкции при наличии средств на его счете, взимаются с обслуживающих банков. При этом размер штрафа определяется в размере 10% суммы средств платежных поручений, не исполненных в порядке установленной очередности, а за задержку перечисления - в размере 1,5-кратной простой ставки кредита Межбанковского кредитного аукциона Национального банка Таджикистана от незачисленной (неперечисленной) суммы налога за каждый день нарушения срока.


Пример. Проверкой установлено, что на расчетном счете налогоплательщика по состоянию на 1 июля 2000 г. остаток составил 90 000 руб.* В этот же день налогоплательщик представил в банк три платежных поручения: на уплату налога на прибыль в сумме 30 000 руб., на выплату зарплаты в сумме 50 000 руб., на оплату счета-фактуры за предоставленные стройматериалы в сумме 20 000 руб. Банк вопреки требованиям ст. 47 Кодекса, нарушив очередность исполнения платежных поручений налогоплательщика, исполнил 2-е, 3-е и частично 1-е платежные поручения. В результате недопоступило в бюджет 10 000 руб. налога на прибыль. В этом случае к банку применяется штраф в размере 1000 руб. (10% от 10 000 руб.).


В результате введения Кодекса снизилось количество налогов, действующих в Таджикистане: вместо более 40 установленных республиканским законодательством налогов, отчислений, сборов и иных обязательных платежей установлено 17 налогов и сборов, из которых 14 - республиканского значения. При этом важно подчеркнуть, что перечень как республиканских, так и местных налогов стал исчерпывающим. Новые налоги устанавливаются исключительно путем внесения изменений и дополнений в ныне действующий Кодекс.

Таким образом, снижение количества налогов и тем самым налоговой нагрузки не должно привести к уменьшению налоговых поступлений, так как это должно привести к расширению налогооблагаемой базы. Кроме того, Кодексом предусмотрен ряд мер, способствующих росту сбора налогов, в частности, за счет перекрытия имеющихся каналов ухода от налогообложения и отмены неоправданных налоговых льгот.

Отличительной чертой Кодекса является введение специальных налоговых режимов, например упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства (ст. 278-281). Это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, в случаях и порядке, установленных Кодексом. Основным достоинством этого метода является то, что ставка налога установлена в размере 5%.

Согласно Кодексу с 1 января 1999 г. в Таджикистане введено декларирование доходов физических и юридических лиц (ст.173). Декларация по подоходному налогу и налогу на прибыль подается в налоговые органы до 1 апреля года, следующего за отчетным. Физические лица - резиденты обязаны ее подавать при наличии двух и более источников доходов, а физические лица - нерезиденты - если имеют доходы из источников в Республике Таджикистан, которые не облагались налогом у источника выплаты. За несвоевременное представление налоговой декларации с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5% от суммы недоплаты налога за отчетный период за каждый месяц, в который не представлена декларация, но не более 25% от данной суммы. Взимаемая сумма штрафа не может превышать 250 не облагаемых налогом минимальных уровней дохода за первый месяц (или часть месяца), в который не представляется декларация.

При этом сумма недоплаты налога исчисляется как разница между суммой налога, которая должна быть указана в декларации, и суммой налога, уплаченной к установленному сроку платежа.

В настоящее время в Таджикистане действует двухуровневая налоговая система. Первый уровень - общегосударственные налоги Республики Таджикистан. Они действуют на территории всей страны и формируют основу доходной части государственного бюджета. Здесь сосредоточены наиболее доходные источники поступлений, имеющие следующие ставки:

подоходный налог с физических лиц - 10 - 30%;

налог на прибыль юридических лиц - 30%;

налог на добавленную стоимость - 20% (кроме льготного перечня);

акцизы - по дифференцированным ставкам;

социальные взносы - 20 - 25%;

земельный налог - 1,5 - 3,0 руб. за 1 м2;

налоги на недропользователей - согласно контракту;

налог на имущество предприятий - 0,5%;

налог с владельцев транспортных средств - 20 - 110 руб. на 1 л.с. мощности двигателя;

налог с пользователей автомобильных дорог - от 0,5 до 2%;

налог, уплачиваемый субъектами малого предпринимательства по упрощенной системе, - 5%;

налог с продаж (хлопка-волокна - 23% и алюминия - 4%);

таможенные пошлины и другие таможенные платежи - согласно Кодексу;

государственная пошлина - 15 - 30% цены иска.

Второй уровень - местные налоги, т.е. налоги областей, городов, районов, поселков. Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают:

налог с розничных продаж - до 5%;

налог на недвижимое имущество физических лиц - до 1%;

налог для содержания общественного пассажирского транспорта - до 2%.

Механизм взимания налога на прибыль юридических лиц во многом схож с действующим механизмом его взимания во многих странах СНГ. Однако в Таджикистане имеются определенные особенности при обложении данным налогом. В качестве его плательщиков выступают предприятия и организации - резидентные и иностранные. Основная ставка, по которой взимается данный налог, - 30%. Предусмотрены также ставки, по которым взимается с доходов юридических лиц - нерезидентов, не связанных с постоянным учреждением (представительством). Так, по ставке 12% уплачивается налог с доходов в виде процентов и дивидендов, по ставке 4% - с доходов по страховым платежам, от оказания услуг связи и транспортных услуг при осуществлении международной связи и перевозок, по ставке 6% - с доходов по фрахту, по ставке 20% - с доходов в форме роялти. В Таджикистане действует практически такой же порядок определения налогооблагаемой базы по данному налогу, как в Казахстане и Киргизии. В качестве объекта налогообложения выступает разница между валовыми доходами и вычетами. Отличается только порядок определения объекта налогообложения по предприятиям-нерезидентам. Прибыль этих предприятий, полученная через постоянное учреждение в Таджикистане, облагается в общепринятом порядке, а по прибыли, не связанной с постоянным учреждением, в качестве объекта налогообложения выступает доход у источника выплаты без осуществления вычетов.

Таким образом, наличие или отсутствие постоянного представительства имеет системообразующее значение, так как от этого зависит, будет ли иностранное юридическое лицо платить налог с доходов или не будет. Согласно Кодексу зарегистрированное представительство иностранного предприятия, не являющееся отдельным юридическим лицом, считается постоянным учреждением иностранного предприятия. При этом постоянное представительство характеризуется следующими чертами:

постоянный характер деятельности;

предпринимательский характер деятельности;

осуществление деятельности только на территории одного из договаривающихся государств.

К функциональному статусу постоянного представительства не относятся: использование сооружений исключительно для целей научных исследований, хранения, рекламы, демонстрации или поставки товаров, в том числе для целей их переработки другим лицом и последующего экспорта из Республики Таджикистан, осуществление вспомогательной или подготовительной деятельности и т.д. Следовательно, согласно таджикскому налоговому праву, если иностранное юридическое лицо действует через постоянное представительство, то оно фактически рассматривается как таджикская компания - налогоплательщик, но в то же время налогообложению подлежит только та часть прибыли, которая получена в связи с деятельностью в Таджикистане.

Для целей налогообложения не учитывается прибыль иностранного юридического лица, полученная по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного юридического лица и связанным с закупкой продукции (работ, услуг) в Республике Таджикистан при условии, что в графе "поставщик" указывается таджикское юридическое лицо - изготовитель, а в графе "получатель" - головной офис иностранного юридического лица. Факт дальнейшей продажи товара головным офисом за границей не вызывает налоговых обязательств иностранного юридического лица в Таджикистане. Прибыль, полученная в результате поставок иностранным юридическим лицом продукции, работ, услуг, при которых юридическое лицо - резидент становится собственником продукции (работ, услуг) до пересечения ею государственной границы, не учитывается.

Применение льгот при налогообложении хозяйствующих субъектов предопределено характером и целью проводимой государством политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т.д. Иными словами, государство применяет льготы в тех отраслях и сферах жизнедеятельности, наиболее ускоренное развитие которых становится насущной потребностью общества или если это необходимо для государственного регулирования экономики и социальных процессов. В Таджикистане от обложения налогом на прибыль освобождаются религиозные, благотворительные, бюджетные, межгосударственные и межправительственные организации (за исключением прибыли, получаемой ими от предпринимательской деятельности), Национальный банк республики, предприятия, находящиеся в собственности обществ инвалидов и т.п. Платежи по этому налогу вносятся не позднее 15-го числа каждого месяца в размере 1/12 суммы налога за предыдущий налоговый год, умноженной на коэффициент 1,2. Окончательный расчет осуществляется не позднее 30 апреля по декларации, которая должна быть представлена до 1 апреля.

Согласно действующему законодательству иностранное юридическое лицо, имеющее в соответствии с международными договорами право на льготное обложение налогом доходов от источников в Республике Таджикистан, в течение года со дня получения дохода подает заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Налоговым комитетом Республики. Возможно два способа применения льгот по налогу: возврат уже оплаченной суммы налога и предварительное освобождение от налога. Обязательным условием применения льготного налогообложения является наличие действующего соглашения об освобождении от двойного налогообложения между правительством Республики Таджикистан и страной пребывания иностранного юридического лица, в соответствии с которым иностранное юридическое лицо подлежит освобождению от налога у источника выплат. При предоставлении предварительного освобождения налоговые органы должны проверить его обоснованность, в частности они должны удостовериться, что получатель доходов действительно имеет фактическое право на такие доходы в течение периода, в котором они получены. В качестве документов, подтверждающих фактическое право иностранного юридического лица на выплачиваемый ему доход, могут служить контракты (договоры). Налоговые органы также должны убедиться в том, что возможность предварительного освобождения предусмотрена в текущем году, а получатель доходов является лицом с постоянным местопребыванием (более 180 дней в году) в стране, с которой заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Действия налоговой инспекции могут быть обжалованы в судебном или административном порядке в соответствии с действующим законодательством. Ущерб (включая упущенную выгоду), причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей (необоснованный отказ в предоставлении предварительного освобождения), подлежит возмещению в установленном порядке.

Налог на имущество предприятий в Таджикистане установлен в размере 0,5% среднегодовой балансовой остаточной стоимости имущества, рассчитанной как среднеарифметическое его остаточной балансовой стоимости на начало и конец отчетного года. Плательщиками являются все без исключения юридические лица, в том числе и иностранные, а также филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие свой расчетный счет и составляющие отдельный баланс. Объектом налогообложения считается имущество предприятия, находящееся на его балансе, включая нематериальные активы и запасы. Иностранные предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Таджикистане через свои постоянные учреждения, в объект налогообложения включают только имущество, связанное с постоянным учреждением. У финансово-кредитных и страховых учреждений объектом налогообложения являются чистые активы. Необходимо отметить, что льготы по налогу на имущество предоставляются в основном бюджетным организациям, предприятиям народного образования и культуры, религиозным объединениям, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и др., за исключением имущества, используемого в предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики могут оплатить налог на имущество за отчетный период до 1 апреля следующего года. Разрешается зачет суммы налога на прибыль, начисленной за налогооблагаемый период, взамен суммы налога на имущество за этот период.

Земельный налог в Таджикистане устанавливается с учетом состава и качества земельных угодий, месторасположения земельного участка, кадастровой оценки земель, характера их использования и экологических особенностей. Плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, имеющие в собственности, владении и пользовании земельные участки. Особенностью определения объекта обложения земельным налогом является разделение земель в целях налогообложения на два типа: земли городов и поселков городского типа (3 руб. с 1 м2) и земли вне городов и поселков городского типа (1,5 руб. с 1 м2). В облагаемую налогом площадь включаются земли, занятые под строения, сооружения, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны. Иными словами, размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей, а устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на один год. Аналогично другим странам СНГ, в Таджикистане льготы по земельному налогу распространяются на территории заповедников, природных, национальных и дендрологических парков, ботанических и зоологических садов, земель общего пользования населенных пунктов, используемых бюджетными организациями, а также органы охраны природы, памятников истории и культуры и др.

Землепользователи ежегодно не позднее 1 марта отчетного года представляют налоговым органам по месту расположения земельного участка расчет причитающегося с них земельного налога. По вновь отведенным земельным участкам налог рассчитывается в течение месяца с момента их отвода. Налоговые органы ведут учет плательщиков налога и осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты. Налогоплательщики уплачивают сумму налога не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 декабря равными долями.

Налогообложение недропользователей в Республике Таджикистан осуществляется согласно налоговому режиму, установленному контрактом по недропользованию, который заключается между уполномоченным правительственным органом и физическим или юридическим лицом. В зависимости от вида заключаемого контракта существуют две модели налогового режима. Первая модель предусматривает уплату недропользователями всех видов налогов и специальных платежей, установленных Кодексом; вторая - уплату (передачу) недропользователями доли Республики Таджикистан по разделу продукции, а также уплату налога на прибыль юридических лиц, НДС, бонусов, роялти, другие обязательные платежи, устанавливаемые законодательными актами.

Первая модель налогового режима устанавливается для всех видах контрактов, за исключением контрактов "О разделе продукции", для которых устанавливается вторая модель налогового режима.

Доля Республики Таджикистан по разделу продукции, получаемая по контрактам "О разделе продукции", является источником пополнения республиканского и местных бюджетов и поступает в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном законом о государственном бюджете на очередной год.

Налоговый режим, определенный контрактом на недропользование, заключенным в установленном порядке и прошедшим обязательную налоговую экспертизу, как правило, действует до окончания срока действия данного контракта.

Специальные платежи и налоги недропользователей включают бонусы (подписной, коммерческого обнаружения, добычи), роялти и налог на сверхприбыль. Все виды бонусов и роялти вычитаются для целей налога на прибыль и налога на сверхприбыль (дифференцированно по шкале от 4 до 30%).

Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию при заключении контракта. Его окончательный размер устанавливается в контракте в зависимости от экономической ценности передаваемых для недропользования месторождений. Срок уплаты подписного бонуса определяется соглашением сторон, но не позднее 30 календарных дней с даты заключения контракта.

Бонус коммерческого обнаружения и бонус добычи являются фиксированными платежами и уплачиваются недропользователями за каждое коммерческое обнаружение или при достижении определенных контрактом объемов добычи. Порядок их исчисления и сроки уплаты устанавливаются в соглашении.

Роялти выплачиваются недропользователями по всем видам полезных ископаемых в отдельности на территории республики. Кодекс предусматривает как денежную, так и натуральную форму выплаты роялти, ставка которых устанавливается в каждом контракте на недропользование в зависимости от вида полезных ископаемых.

Расчеты по роялти представляются плательщиками налоговым органам по месту налоговой регистрации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а оплата роялти производится не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является сумма чистой прибыли недропользователя по каждому отдельному контракту за отчетный период, в котором получена прибыль свыше 20%. Данный налог исчисляется исходя из достигнутого уровня прибыли на конец отчетного года. Расчеты по налогу на сверхприбыль представляются недропользователями налоговым органам до 1 апреля года, следующего за отчетным, а срок оплаты установлен до 10 апреля года, следующего за отчетным.

Следует отметить, что благодаря присоединению Республики Таджикистан в 1999 г. к Договору об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.96 г. и соглашениям о Таможенном союзе и можно будет в дальнейшем использовать при совершенствовании налогового законодательства Республики тот богатый опыт, который накоплен налоговыми службами России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.


М.Р. Бобоев,

представитель Налогового комитета Республики Таджикистан

в Российской Федерации


-------------------------------------------------------------------------

* Цифры приводятся в российских рублях. 1000 таджикских рублов соответствует 16 российским рублям.


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.