Вопрос: Просим Вас разъяснить, что подразумевается законодателем в п.17 Инструкции N 30 под понятием "...включение расходов по таре и транспортировке товаров (работ, услуг) и продажные цены товаров зависят от принятого плательщиками метода формирования цены на товары (работы, услуги)"? ("Российский налоговый курьер", N 7, июль 2000 г.)

Комиссионер от своего имени заключает договор с иностранным покупателем и предоставляет комитенту отчет о распределении валютной выручки, то есть комиссионер из поступившей на его счет валютной выручки удерживает причитающееся ему вознаграждение, а также оплачивает и предоставляет комитенту счета на произведенные транспортные расходы и расходы, связанные с таможенным оформлением.

На расчетный счет комитента поступают только суммы, оговоренные договорами комиссии, то есть франко-вагон станция отправления.

Согласно п.17 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (далее - Инструкция N 30) с учетом изменений и дополнений включение расходов по транспортировке в выручку от реализации этой продукции и продажные цены товаров зависят от принятого плательщиками метода формирования цены.

Если отпускная цена устанавливается исходя из того, что поставщик за счет собственных средств доставляет товар до пункта отправления, то расходы по таре и доставке товаров от пункта отправления до пункта назначения, возмещаемые покупателями сверх отпускной цены поставщика, в выручку от реализации и в продажные цены товаров не включаются.

Числящиеся на счете 62 "Расчеты с покупателями" суммы транспортных расходов подлежат возмещению инопокупателем и включаются в счета, предъявленные комиссионером сверх отпускных цен комитента. Эти суммы комитент отражает в аналитическом учете в валюте контракта по кредиту счета 62 и дебету счета 76 "Расчеты с комиссионером", минуя счет 46 "Реализация продукции", что, по нашему мнению, соответствует п.17 Инструкции N 30.

В налогооблагаемую базу для расчета налога на пользователей автодорог комитентом включались отпускная стоимость продукции франко-вагон станция отправления и комиссионное вознаграждение, удержанное комиссионером из валютной выручки без НДС.

При проведении проверки налоговая инспекция по г.Сыктывкару включила в налогооблагаемую базу всю выручку, полученную от инопокупателя, без учета метода формирования цены, то есть включая и транспортные расходы.

Просим Вас дать разъяснения по существу настоящего вопроса, то есть разъяснить, что подразумевается законодателем в п.17 Инструкции N 30 под понятием "...включение расходов по таре и транспортировке товаров (работ, услуг) и продажные цены товаров зависят от принятого плательщиками метода формирования цены на товары (работы, услуги)". Права ли налоговая инспекция?


Отпускные цены на поставляемый товар, как правило, определяются условиями франкировки. Однако по договоренности сторон могут быть приняты другие условия поставки. Часто стороны по договору устанавливают цену товара на условиях франко-вагон станция отправления (то есть продажная цена товара установлена с учетом расходов по его доставке на станцию отправления и погрузке в вагон), но по условиям этого же договора поставщик берет на себя доставку груза до станции назначения, а покупатель возмещает сверх договорной цены стоимость доставки железнодорожным транспортом.

При этом необходимо учитывать, что договору франко-вагон станция отправления после погрузки товара в вагон право собственности на товар переходит к покупателю, поскольку согласно п.2 ст.458 ГК РФ обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику (если бы право собственности переходило в другой момент, то до этого момента поставщик и нес бы все расходы, соответственно были бы предусмотрены и другие условия франкировки, например франко-станция назначения).

Таким образом, после погрузки товара в вагон поставщик производит определенные действия с чужим товаром: заключает от своего имени и оплачивает договор перевозки, обеспечивает отправку и т.п. Такие действия трактуются гражданским законодательством как договор транспортной экспедиции, в соответствии с которым одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом указанным договором могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой, в том числе получение требующихся для экспорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей (ст.801 ГК РФ).

Следовательно, когда покупатель "возмещает" стоимость доставки товара от пункта отправления до пункта назначения, на самом деле покупатель поручает поставщику организовать доставку товара, то есть поставщик в этом случае одновременно является и экспедитором по договору транспортной экспедиции.

В соответствии с п.17 Инструкции N 30 при установлении отпускной цены на условиях доставки товаров, продукции (работ, услуг) за счет поставщика до пункта отправления расходы по таре и доставке товаров, продукции (работ, услуг) от пункта отправления до пункта назначения, возмещаемые покупателями сверх отпускной цены, у поставщика в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и в продажные цены товаров не включаются и налогом на пользователей автомобильных дорог не облагаются. Из данной формулировки следует, что при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автодорог в указанном случае возмещаемые расходы в выручку от реализации товаров не включаются (поскольку отпускная цена сформирована без их учета), то есть речь идет о первой части смешанного договора - договора о реализации товара (работ, услуг). Не включаются эти расходы и в выручку от реализации посреднических услуг, поскольку в отношении договора транспортной экспедиции следует руководствоваться п.21.4 Инструкции N 30: организации, предоставляющие посреднические услуги, уплачивают налог от выручки, полученной от реализации посреднических услуг (то есть с вознаграждения).

Как следует из поставленного вопроса, предприятие поставляет продукцию на экспорт через посредника, при этом заключается договор комиссии, в соответствии с которым комитент поручает комиссионеру заключить сделки по продаже продукции на условиях франко-вагон станция отправления.

Комиссионер, в свою очередь, продает товар по договору, предусматривающему возмещение покупателем транспортных расходов от пункта отправления до пункта назначения, при этом получает причитающееся возмещение на свой расчетный счет.

В предлагаемой налогоплательщиком ситуации без анализа конкретных договоров невозможно ответить, права ли налоговая инспекция, поскольку возможны различные ситуации, в частности:

- комиссионер отступил от указаний комитента, продал товар иностранному покупателю по цене франко-станция назначения, а комитент, приняв отчет комиссионера, подтвердил его действия, то есть фактически продал товар на условиях франко-станция назначения (в этом случае налоговая инспекция права);

- комиссионер исполнил обязанности экспедитора по поручению комитента, поскольку ст.805 ГК РФ предусматривает, что экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ситуация аналогична указанной выше);

- комиссионер продал товар по цене комитента, при этом оказал покупателю услуги транспортной экспедиции за вознаграждение (в такой ситуации комиссионер не должен указывать в отчете комитенту стоимость оказанных им покупателю услуг).


К.И. Оганян,

государственный советник

налоговой службы III ранга


1 июля 2000 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение