Вопрос: Просим разъяснить правомерность применения норм региональных законов о налоге с продаж, предусматривающих иной объект налогообложения, чем закрепленный на федеральном законодательном уровне ("Российский налоговый курьер", N 7, июль 2000 г.)

Просим разъяснить правомерность применения норм региональных законов о налоге с продаж, предусматривающих иной объект налогообложения, чем закрепленный на федеральном законодательном уровне.


В соответствии с частью 2 ст.76 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пункт 5 ст.76 Конституции предусматривает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, издаваемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае возникновения противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституционный институт общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации нашел определенное отражение и в ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), принятого Федеральным законом от 31.07.98 N 146-ФЗ.

В пункте 5 ст.3 НК РФ говорится, что налоги и сборы субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах в соответствии с настоящим НК РФ (в данном случае имеется в виду его 2-я часть). Поскольку вторая часть НК РФ еще не принята, возникает вопрос, чем руководствоваться субъектам Федерации, чтобы установить, изменить какой-либо закон о налогообложении тем или иным налогом. Федеральный закон от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" дает на это ответ. В нем говорится, что до введения в действие части второй НК РФ ссылки в п.5 ст.3 на положения НК РФ приравниваются к ссылкам на Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов. Иными словами, если речь идет о каком-то конкретном налоге, то следует руководствоваться, в частности, тем законом на федеральном законодательном уровне, которым он введен и определен. Такими законами являются прежде всего Закон N 2118-1, Закон Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". Федеральный закон от 06.12.91 N 1993-1 "Об акцизах", Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и др. (с учетом всех внесенных в эти законы изменений и дополнений).

Налог с продаж относится к региональным налогам. Он введен изменениями и дополнениями в ст.20 Закона N 2118-1. Пунктом 3 этой статьи определен и объект налогообложения по налогу с продаж.

Объекты налогообложения для любого налога - это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог (совершение оборота по реализации товара (работ, услуг) за наличный или безналичный расчет; ввоз товара на территорию России; владение имуществом; получение дохода и т.д.).

Законом N 2118-1 на федеральном уровне определено, что для всех субъектов Федерации "объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно: стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков; услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов "люкс" и "СВ", а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации". При этом "к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги)".

В том же Законе N 2118-1 дан перечень, по которому часть товаров выводится из объектов налогообложения.

Пунктом 3 ст.20 Закона N 2118-1 определено, какие нормы закона могут самостоятельно устанавливать субъекты Федерации, вводя на своих территориях законы о налоге с продаж. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог с продаж, определяют ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу. Что же касается объекта налогообложения, то Законом N 2118-1 предусмотрено, что субъекты Федерации могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.

Таким образом, чтобы не допустить снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения, указанный Закон предоставил законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации право самостоятельно решать, какие товары, работы или услуги являются товарами первой необходимости, стоимость которых по решению этих органов не является объектом обложения налогом с продаж. Эти товары, работы или услуги в этом случае могут быть включены в дополнительный перечень.

В тексте Закона N 2118-1 ясно определены границы, в которых субъекты Федерации могут изменять объект налогообложения. Это может быть сделано только в рамках расширения перечня льготируемых товаров, определенного Законом N 2118-1. Каждый регион устанавливает свой дополнительный перечень конкретных товаров (работ, услуг), стоимость которых не облагается налогом с продаж (выводится из объектов налогообложения). Однако в этот перечень не могут входить товары и услуги, которые на федеральном уровне определены в качестве объектов налогообложения, что явствует опять же из текста Закона N 2118-1.


Пример 1

Если субъектом Федерации в перечень услуг, не облагаемых налогом с продаж, включены рекламные услуги, то это будет сделано с превышением данных субъекту Федерации полномочий, так как закон данного субъекта Российской Федерации изменяет объект налогообложения по сравнению с законом федерального уровня. В Законе N 2118-1 прямо указано, что стоимость подобных услуг является объектом налогообложения по налогу с продаж, а значит, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации не вправе предоставлять налоговую льготу по данному виду деятельности.

В соответствии с Законом N 2118-1 и установление нового объекта налогообложения по налогу с продаж по сравнению с тем, как установление этого объекта осуществлено на федеральном уровне, не входит в компетенцию субъектов Федерации.


Пример 3

Предположим, что в закон субъекта Федерации о налоге с продаж включено такое положение, что объектом налогообложения являются те же товары, услуги, которые перечислены в Законе N 2118-1, но оплата за которые произведена юридическими лицами по безналичному расчету. В этом случае орган власти субъекта Федерации превысил свои полномочия, так как такой объект налогообложения не предусмотрен Законом N 2118-1.

Очевидно, что законом субъекта Федерации о налоге с продаж невозможно и сузить перечень, который определен Законом N 2118-1, товаров и услуг, не облагаемых налогом с продаж.


Пример 2

Допустим, властными органами субъекта Федерации определено, что объектом налогообложения для налога с продаж являются, наряду с прочими товарами, детские товары и обувь. Понятно, что это положение снова придет в противоречие с текстом Закона N 2118-1, включившего этот вид товаров в число льготируемых.

Таким образом, в законах о налоге с продаж, принятых субъектами Российской Федерации, объект налогообложения может устанавливаться только в рамках ст.20 Федерального закона N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Изменения, выходящие за эти рамки, будут противоречить конституционным принципам Российской Федерации. Такие действия не будут соответствовать, в частности, п.3 ст.75 Конституции, в которой сказано, что общие принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливаются на федеральном уровне.


М.А.Высоцкий,

советник налоговой службы II ранга


1 июля 2000 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.