Налоги и налоговая политика (А.С. Бахмуров, "Российский налоговый курьер", N 7, июль 2000 г.)

Налоги и налоговая политика


Начальный этап налоговой реформы завершился принятием части 1 Налогового кодекса Российской Федерации. К положительным результатам первого этапа налоговой реформы можно отнести формирование разветвленной сети государственных органов, обеспечивающих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения.

В условиях сложной хозяйственно-экономической обстановки, когда работающие с неполной загрузкой предприятия вынуждены были изыскивать недостающие оборотные средства, оплачивать дорогостоящие кредиты, обновлять производство, чтобы противостоять более подготовленным зарубежным конкурентам, сложилась ситуация, которая привела к повышению издержек производства и удорожанию продукции, производимой в реальном секторе экономики, а это - снижение налога на прибыль. При этом высокая стоимость основных фондов предприятий машиностроительной и нефтехимической промышленности обусловила большую собираемость налога на имущество.

За последние годы наработан огромный практический опыт организации сбора налогов в Самарской области. Именно благодаря этим наработкам налоговые службы области перевыполнили план сбора налогов в 1999 г. Причем впервые за время своего существования.

Расходы государственного бюджета, основу которого составляют налоговые поступления, используются, как известно, не только на содержание государственного аппарата, но и направляются также на социальные нужды, фундаментальную науку, культуру, образование, жилищно-коммунальную сферу, участие в воспроизводстве населения страны, на содержание и оснащение армии, участие в воспроизводстве капитала и расширении потребительского рынка, на экономическую защиту нашего общества и т.д. То есть за счет государственного бюджета финансируются имеющие общенациональное значение программы содержания и развития той социально-экономической среды, в которой функционирует отечественный бизнес.

Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятными условиями ведения бизнеса и, что немаловажно, возросшим доверием граждан.

По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствуют четыре основных мотива уклонения от уплаты налогов: моральные, политические, экономические и технические.

Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов - сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

Налоговая практика выработала два основных метода воздействия на поведение налогоплательщиков: предупреждение нарушений (превентивные меры) и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболее распространены последние. Однако тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется по меньшей мере ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения.

Совершенствование налогового законодательства, безусловно, важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не единственная и не самая сложная. Гораздо более серьезной является задача создания конструктивной налоговой культуры, основу которой составляло бы добровольное соблюдение налоговых законов большинством налогоплательщиков.

Основное внимание в решении этой задачи должно быть уделено помощи, оказываемой налогоплательщикам специалистами налоговых служб, которая должна носить упреждающий, профилактический характер. Оказание помощи обходится казне значительно дешевле, чем принудительные меры.

Специалистами налоговой службы Самарской области регулярно проводятся тематические семинары и консультации. Только за I квартал 2000 г. было проведено 276 семинаров и 215 выступлений по телевидению для налогоплательщиков, учащихся и преподавателей учебных заведений. Через сеть консультационных пунктов гражданам и организациям за I квартал текущего года дано около 10 000 консультаций.

Граждане должны понять, что наше благосостояние - это наше общее дело. И воспитание высоконравственной гражданской позиции в вопросах налоговой культуры - это задача не только налоговых органов, но и каждого члена общества. И только совместными усилиями мы действительно сможем добиться успеха.


Обзор регионального законодательства Республики Татарстан
и Самарской области*(1)


Налог Основание взимания налога (дата, номер, наименование региона-
льного закона). Региональные ставки, особенности взимания на-
лога, налоговые льготы в субъектах Российской Федерации
Республика Татарстан Самарская область
1 2 3
Федеральные налоги
Налог на
прибыль
Законом от 17.11.99 N 2438 "О
бюджетной системе Республики
Татарстан на 2000 год" уста-
новлены ставки налога, зачис-
ляемого в бюджет республики:
- 19% для предприятий, органи-
заций и иностранных юридичес-
ких лиц;
- 27% для предприятий по при-
были, полученной от посредни-
ческих операций и сделок,
бирж, брокерских контор, бан-
ков, других кредитных и стра-
ховых организаций.
В этом законе, а также в пос-
тановлении Кабинета министров
Республики Татарстан от
25.11.99 N 780 "О социаль-
но-экономическом сотрудничест-
ве с организациями Республики
Татарстан" (в ред. от
13.04.2000 N 258) предусмотре-
ны льготы по уплате налога
Законом от 27.12.99 N 44-ГД
"Об областном бюджете на 2000
год" установлены ставки нало-
га, зачисляемого в бюджет об-
ласти:
- 16% для бюджетных организа-
ций с доходов от предпринима-
тельской деятельности;
- 27% для предприятий и орга-
низаций по прибыли, полученной
от посреднических операций и
сделок, бирж, брокерских кон-
тор, банков, других кредитных
и страховых организаций;
- 19% для остальных предприя-
тий и организаций от прибыли.
В этом законе и Законе от
16.07.98 N 15-ГД "О предостав-
лении льгот по налогу на при-
быль предприятиям и организа-
циям для стимулирования их
природоохранительной деятель-
ности" предусмотрены льготы по
данному налогу
Налог на
добавлен-
ную стои-
мость
Законом от 17.11.99 N 2438 "О
бюджетной системе Республики
Татарстан на 2000 год" осво-
бождены предприятия, произво-
дящие комплектующие для ОАО
"Татнефть" и ОАО "КамАЗ", от
уплаты налога в части, зачис-
ляемой в Республиканский бюд-
жет Республики Татарстан, в
объеме поставок ОАО "Татнефть"
и ОАО "КамАЗ", при условии
раздельного учета продукции с
направлением высвобождающихся
средств на развитие кооперации
с ОАО "Татнефть" и ОАО "КамАЗ"
Законом от 27.12.99 N 44-ГД
"Об областном бюджете на 2000
год" освобождены от уплаты на-
лога в части, зачисляемой в
областной бюджет, обороты по
реализации работ, производимых
предприятиями и организациями
при строительстве жилых домов,
независимо от источника финан-
сирования, при условии ведения
указанными предприятиями и ор-
ганизациями раздельного учета
затрат по строительству объек-
тов жилого фонда и направления
высвободившихся средств на
развитие их материально-техни-
ческой базы
Налог на
пользова-
телей ав-
тодорог
Законом от 17.11.99 N 2438 "О
бюджетной системе Республики
Татарстан на 2000 год" уста-
новлена ставка налога в дорож-
ный фонд в Республике Татарс-
тан:
- 1,8% от суммы реализации
продукции, выполняемых работ и
предоставляемых услуг;
- 0,3% от оборота заготови-
тельных, торгующих (в том чис-
ле организаций оптовой торгов-
ли) и снабженческих организа-
ций.
Льготы по налогу предусмотрены
этим же законом, а также Зако-
ном от 26.12.91 N 1368-ХII "О
дорожном фонде в Республике
Татарстан" (с изменениями и
дополнениями)
Решением Самарской Губернской
Думы от 26.05.98 N 82 "О нало-
гах в территориальный дорожный
фонд" установлена ставка нало-
га в территориальный дорожный
фонд в размере:
- 2,0% выручки, полученной от
реализации продукции (работ,
услуг) или суммы разницы между
продажной и покупной ценами
товаров, реализованных в ре-
зультате заготовительной,
снабженческо-сбытовой и торго-
вой деятельности;
- 1,0% для бюджетных организа-
ций и предприятий пассажирско-
го автотранспорта общего поль-
зования, муниципальных предп-
риятий санитарного транспорта,
городского электротранспорта,
метрополитена, Самарского и
Тольяттинского речных портов;
- 1,0% для общественных орга-
низаций инвалидов и предприя-
тий, использующих транспортные
средства для осуществления
своей уставной деятельности,
религиозных, благотворительных
организаций и фондов, не зани-
мающихся коммерческой деятель-
ностью
Налог с
владель-
цев тран-
спортных
средств
Ставки и налоговые льготы ут-
верждены Законом Республики
Татарстан от 26.12.91
N 1368-ХII "О дорожном фонде в
Республике Татарстан" (с изме-
нениями и дополнениями). От
уплаты налога освобождаются
органы управления и подразде-
ления государственной противо-
пожарной службы Министерства
внутренних дел Республики Та-
тарстан и др.
Решением Самарской Губернской
Думы от 26.05.98 N 82 "О нало-
гах в территориальный дорожный
фонд" от уплаты налога осво-
бождаются: инвалиды и ветераны
ВОВ, воины-интернационалисты,
инвалиды и ветераны боевых
действий на территории Чеченс-
кой Республики
Налог на
приобре-
тение ав-
тотранс-
портных
средств
Законом от 26.12.91 N 1368-ХII
"О дорожном фонде в Республике
Татарстан" (с изменениями и
дополнениями) от уплаты налога
освобождаются: предприятия ав-
тотранспорта общего пользова-
ния по автотранспортным средс-
твам, осуществляющим перевозки
пассажиров (кроме такси), по-
лучающие дотации из бюджета и
др.
Решением Самарской Губернской
Думы от 26.05.98 N 82 "О нало-
гах в территориальный дорожный
фонд" предусмотрены льготы по
налогу для религиозных объеди-
нений, медицинских организаций
при приобретении специализиро-
ванного транспорта
Налог на
игорный
бизнес
Законом от 27.05.99 N 2192 "О
ставках налога на игорный биз-
нес в Республике Татарстан"
установлены ставки налога на
игорный бизнес в следующих
размерах:
- 2400 МРОТ за каждый игровой
стол, предназначенный для про-
ведения азартных игр, в кото-
рых игорное заведение участву-
ет как сторона;
- 200 МРОТ за каждый игровой
стол, предназначенный для про-
ведения азартных игр, в кото-
рых игорное заведение участву-
ет как организатор и (или)
наблюдатель;
- 90 МРОТ за каждый игровой
автомат;
- 2400 МРОТ за каждую кассу
тотализатора;
- 1200 МРОТ за каждую кассу
букмекерской конторы
Законом от 13.10.98 N 25-ГД "О
налоге на игорный бизнес на
территории Самарской области"
установлены ставки налога в
следующих размерах:
- 1600 МРОТ за каждый игровой
стол, предназначенный для про-
ведения азартных игр, в кото-
рых игорное заведение участву-
ет как сторона
- 130 МРОТ за каждый игровой
стол, предназначенный для про-
ведения азартных игр, в кото-
рых игорное заведение участву-
ет как организатор и (или)
наблюдатель;
- 55 МРОТ за каждый игровой
автомат;
- 1600 МРОТ за каждую кассу
тотализатора;
- 800 МРОТ за каждую кассу
букмекерской конторы
Налоги субъектов Российской Федерации
Налоги на
имущество
предприя-
тий
Согласно Закону от 17.11.99 N
2438 "О бюджетной системе Рес-
публики Татарстан на 2000 год"
ставка налога составляет 2% от
налогооблагаемой базы.
Ставка налога на имущество
ОАО "КамАЗ" и его организаци-
ям по перечню, утвержденному
Кабинетом министров Республи-
ки Татарстан, установлена в
размере 0,5 % от налогообла-
гаемой базы.
От уплаты налога освобождают-
ся скважины и основные фонды,
обеспечивающие добычу нефти
из убыточных, малодебитных и
высокообводненных скважин в
части, зачисляемой в Респуб-
ликанский бюджет
Согласно Закону от 27.12.99 N
44-ГД "Об областном бюджете
на 2000 год" ставка налога на
имущество предприятий состав-
ляет 2% от налогооблагаемой
базы.
Этим же законом от уплаты на-
лога освобождены предприятия,
осуществляющие следующие виды
деятельности:
- государственные учреждения,
исполняющие наказания;
- предприятия, осуществляющие
перевозки пассажиров городс-
ким транспортом и речным
транспортом пригородного со-
общения;
- предприятия нефтеналивного
флота всех форм собственнос-
ти;
- благотворительные организа-
ции, имеющие статус "благот-
ворительная организация"
Единый
налог на
вмененный
доход для
определе-
нных ви-
дов дея-
тельности
Законом от 17.11.99 N 2439 "О
едином налоге на вмененный
доход для определенных видов
деятельности" на уплату нало-
га переводятся организации и
индивидуальные предпринимате-
ли, осуществляющие деятель-
ность в следующих сферах: об-
щественное питание, розничная
торговля, оказание физическим
лицам бытовых, парикмахерс-
ких, медицинских, косметоло-
гических, ветеринарных и зо-
оуслуг; услуги по предостав-
лению автомобильных стоянок и
гаражей; розничная торговля
горюче-смазочными материала-
ми; ремонтно-строительные ус-
луги, а также бухгалтерские,
аудиторские и юридические ус-
луги; обучение, репетиторс-
тво, преподавание и иная дея-
тельность в области образова-
ния и т.д. Ставка единого на-
лога устанавливается в разме-
ре 20%
Законами от 21.07.99 N 28-ГД
"О едином налоге на вмененный
доход для деятельности в сфе-
ре оказания услуг по предос-
тавлению автомобильных стоя-
нок и гаражей на территории
Самарской области", от
21.07.99 N 29-ГД "О едином
налоге на вмененный доход для
деятельности по продаже горю-
че-смазочных материалов через
автозаправочные станции на
территории Самарской области"
(в ред. от 14.12.99 N 37-ГД,
N 38-ГД) на уплату налога пе-
реведены юридические и физи-
ческие лица, осуществляющие
деятельность в сфере оказания
услуг по предоставлению авто-
мобильных стоянок и гаражей и
по продаже ГСМ через автозап-
равочные станции. Ставка еди-
ного налога устанавливается в
размере 20%
Налог с
продаж
Законом от 27.05.99 N 2194 "О
налоге с продаж" устанавлива-
ется ставка налога в следую-
щих размерах:
- 5% - по алкогольной продук-
ции;
- 3% - по остальным товарам
(работам, услугам).
Дополнен перечень не облагае-
мых налогом товаров (работ,
услуг): мясо (включая мясо
птицы); масло животное; яйца;
чай; спички; изделия меди-
цинского назначения; услуги
по авиаперевозкам пассажиров
местными воздушными линиями;
питание в школьных, студен-
ческих столовых; путевки
(курсовки) в санаторно-ку-
рортные и оздоровительные уч-
реждения Республики Татарс-
тан; сжиженный газ для быто-
вых нужд и твердого топлива
(дрова, уголь), реализуемых
населению и т.д.
Законом от 14.01.99 N 3-ГД "О
налоге с продаж на территории
Самарской области" (в редак-
ции от 11.06.99 N 20-ГД) ус-
тановлена ставка налога в
размере:
- 5% от стоимости товаров
(работ, услуг), реализуемых
оптом или в розницу за налич-
ный расчет (действует с
29.06.99).
Дополнен перечень товаров
(работ, услуг), не облагаемых
налогом: канцелярские и
школьно-письменные принадлеж-
ности; путевки (курсовки) в
санаторно-курортные и оздоро-
вительные учреждения отдыха,
находящиеся на территории РФ;
платные медицинские услуги
для населения; мыла, шампуни
и моющие средства; крема,
ввозимые на территорию РФ;
мебель по цене 30 МРОТ, уста-
новленных законодательством
РФ; услуги общих отделений
бань; услуги почтовой связи
Местные налоги*(2)
Налог на
рекламу
Налог устанавливается по ре-
шению представительных орга-
нов местного самоуправления.
В Казани Решением Казанского
Совета народных депутатов от
23.09.99 N 26-14 "О приведе-
нии порядка и механизма взи-
мания местных налогов и сбо-
ров в соответствие с действу-
ющим законодательством" (с
изменениями от 31.03.2000 N
9-2) ставка налога на рекламу
устанавливается в размере:
- 5% от стоимости рекламных
услуг (без НДС);
- 500 руб. за каждый квадрат-
ный метр в год для рекламода-
телей, осуществляющих разме-
щение рекламной информации
самостоятельно на щитах, тум-
бах и иных вещественных носи-
телях, минуя рекламные агент-
ства
Налог устанавливается по ре-
шению представительных орга-
нов местного самоуправления.
Решением Самарской Губернской
Думы от 19.11.99 N 257 "О на-
логе на рекламу" в Самаре
действует ставка налога в
размере 5% от стоимости работ
и услуг по изготовлению и
распространению рекламы
Налог на
имущество
физичес-
ких лиц
Законом от 17.11.99 N 2438 "О
бюджетной системе Республики
Татарстан на 2000 год" уста-
новлена ставка налога на
строения, помещения и соору-
жения физических лиц от сум-
марной инвентаризационной
стоимости имущества в следую-
щих размерах:
- 0,1% до 500 тыс.руб.;
- 0,3% от 501 тыс.руб. до
1000 тыс.руб.;
- 0,5% от 1001 тыс.руб. до
1500 тыс.руб.;
- 1,5% свыше 1500 тыс.руб.
Решением Самарской Губернской
Думы от 19.11.99 N 259 "Об ус-
тановлении ставок налога на
имущество физических лиц" в
Самаре установлены ставки на-
лога в зависимости от суммар-
ной инвентаризационной стои-
мости строений, помещений и
сооружений в следующих разме-
рах:
- 0,1% до 300 тыс.руб.;
- 0,1% от 300 тыс.руб. до 400
тыс.руб.;
- 0,3% от 400 тыс.руб. до 500
тыс.руб.;
- 0,3% от 500 тыс.руб. до 800
тыс.руб.;
- 1% свыше 800 тыс.руб.

А.С. Бахмуров,

руководитель Управления МНС России

по Самарской области

государственный советник налоговой службы II ранга


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Обзор подготовлен с помощью юридического отдела компании "Гарант" с использованием справочной правовой системы Гарант

*(2) На территориях Республики Татарстан и Самарской области действуют также: налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и другие цели.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.