Еще раз о налоговой льготе по капитальным вложениям (Выпуск 17, сентябрь 2000 г.)

Еще раз о налоговой льготе по капитальным вложениям


Льготами по налогам и сборам в соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Не секрет, что наличие льгот для предприятия во многом определяет его благосостояние.

Нередко руководители предприятий и организаций сталкиваются с такой ситуацией, когда их предприятию было отказано в применении льготы или льгота не была своевременно заявлена им.

Во всех ли случаях правы налоговые органы, отказав в применении льготы? Можно ли ею воспользоваться в следующие отчетные периоды?

Рассмотрим следующую хозяйственную ситуацию, в которой оказалось одно из предприятий.

В 1999 г. предприятие не применило льготу по налогу на прибыль по капитальным вложениям (приобретены основные средства). В 2000 г. оно решило воспользоваться неиспользованной льготой, но налоговая инспекция отказывает в ее применении, мотивируя тем, что если ею не воспользовались в 1999 г., значит, от нее отказались. Кроме того, по мнению налогового инспектора, предприятие не могло бы воспользоваться этой льготой и в 1999 г.

Данное предприятие относится к сфере материального производства и имеет все основания для применения льготы, предусмотренной п. 4.1.1 инструкции Госналогслужбы РФ N 37.

Порядок предоставления льготы по налогу на прибыль по затратам, направляемым на финансирование капитальных вложений, регулируется Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и инструкцией Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".

Данная льгота предоставляется при соблюдении следующих условий (см. п. 4.1.1 Инструкции N 37):

1) расходы должны быть произведены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

2) затраты должны осуществляться предприятиями отраслей сферы материального производства и иметь производственное назначение либо предприятиями всех отраслей народного хозяйства и быть направлены на жилищное строительство, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;

3) при предоставлении льготы учитываются затраты, произведенные в отчетном периоде, учтенные по счету "Капитальные вложения", а по основным средствам, не требующим монтажа, - по счету "Основные средства";

4) размер налоговых льгот, установленных п. 4.1 (за исключением пунктов 4.1.1, 4.1.5 и 4.1.6) и 4.5 Инструкции, в совокупности не должен уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных налоговых льгот, более чем на 50%.

Таким образом, если предприятием были соблюдены все вышеперечисленные условия, то оно могло воспользоваться льготой по капитальным вложениям в 1999 г.

Если предприятие по тем или иным причинам не воспользовалось указанной льготой, оно вправе заявить ее в 2000 г.

Данное право предоставлено предприятию п. 2 ст. 56 НК РФ, которым предусмотрено, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.

Под налоговым периодом, согласно ст. 55 НК РФ, понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Таким образом, предприятие вправе приостановить применение льготы не только на год, но и на более продолжительный период.

Важно обратить внимание, что налогоплательщик может приостановить использование льготы только в том случае, если он на тот период времени (в данном случае 1999 г.) мог бы фактически ею воспользоваться.

Так, если предприятие произвело оплату поставщику основных средств в 1998 г., а отразило их по счету "Основные средства" в 1999 г. (при условии, что приобретался объект основных средств, не требующий монтажа), оно фактически не могло бы воспользоваться льготой ни в 1998, ни в 1999 г., поскольку не были выполнены все необходимые условия, предусмотренные п. 4.1.1 Инструкции N 37. А это, в свою очередь, означает, что предприятие не может приостановить использование льготы, так как оно не имело на нее права.

При возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказа от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде (п. 16 постановления Пленума ВС РФ N 41 и Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.99 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ").

Кроме того, согласно подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а для расчета льготы по налогу на прибыль по капитальным вложениям к таким документам относится специальный расчет.

Таким образом, налогоплательщик может считаться отказавшимся от использования льготы только в том случае, если им подано в налоговый орган соответствующее заявление.

Аналогичное мнение было высказано в письме Минфина РФ от 23.02.2000 N 04-02-05/6.

Таким образом, отказ налогового органа в применении предприятием неиспользованной льготы следует считать правомерным только в случае подачи им соответствующего заявления.

По всей видимости, отказ налогового органа в применении предприятием льготы по капитальным вложениям в рассматриваемом случае был все-таки вызван несоблюдением каких-либо условий по ее применению, в чем и следует разобраться. В противном случае предприятие имеет все основания для ее применения в 2000 г. При составлении Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли в 2000 г. предприятию следует учесть неиспользованную льготу по строке 5 Расчета, а в специальном расчете сделать отметку о том, что льгота заявляется за прошедшие отчетные периоды.

Вместе с тем ввиду неурегулирования в настоящее время самого порядка определения суммы неиспользованной льготы предприятию, на наш взгляд, следует:

1) из суммы произведенных затрат по приобретению основного средства исключить суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату применения льготы;

2) определить сумму налога, исчисленную без учета льгот, которая не должна быть менее 50%.

Кроме того, по нашему мнению, размер заявленной льготы не может быть больше той величины на которую предприятие могло бы претендовать в 1999 г. Например, если предприятие могло бы воспользоваться льготой в 1999 г. в размере 50,0 тыс. руб., а в 2000 г. ее размер после выполнения соответствующих расчетов по указанным пунктам 1 и 2 составляет 65,0 тыс. руб. ввиду уменьшения суммы начисленного износа в результате выбытия части основных средств, то оно может рассчитывать на уменьшение налогооблагаемой базы не более чем на 50 тыс. руб.


М. Бойкова,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 17, сентябрь 2000 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.