Вопрос: Торговая компания просит дать разъяснения по поводу уточнения на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России по внесению в бюджет авансовых платежей и фактически полученной прибыли. (Выпуск 17, сентябрь 2000 г.)

Торговая компания просит дать разъяснения по поводу уточнения на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России по внесению в бюджет авансовых платежей и фактически полученной прибыли.

Весь финансовый год (в том числе по кварталам) организация работала прибыльно. При расчете налога на прибыль за IV квартал была применена льгота по капитальным вложениям, которая была показана по строке 5 расчета налога от фактической прибыли (налоговой декларации). Расчет дополнительных платежей в бюджет ГНИ не принимает, ссылаясь на п. 5.2 Инструкции N 37, где сказано, что по предприятиям, получившим в отчетном квартале убыток, возврат сумм дополнительных платежей не производится.

Как в данной ситуации сделать расчет дополнительных платежей налога на прибыль?


Пунктом 2 ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что по предприятиям, являющимся плательщиками авансовых взносов на прибыль, разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.

Порядок расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) определен п. 5.2 инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 37).

Пунктом 5.2 Инструкции N 37 также предусмотрено, что по предприятиям, получившим в отчетном квартале убыток, возврат дополнительных сумм платежей с учетом ставки ЦБ РФ не производится.

Как следует из текста вопроса, в рассматриваемой ситуации предприятие в течение всего года имело прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (в том числе по кварталам), поэтому действие указанной выше нормы в данном случае неприменимо.

Расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) производится согласно приложению 7 к Инструкции N 37.

Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога определяется на основании расчета налога от фактической прибыли и фактически поступивших авансовых платежей в пределах сумм, предусмотренных в справках об авансовых взносах налога в бюджет (приложение 7 к Инструкции N 37).

При этом сумма налога, причитающаяся в бюджет исходя из фактически полученной прибыли за квартал (строка 1 Расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета)... - приложение 7 к Инструкции N 37) определяется как разница между суммой налога на прибыль, причитающейся в бюджет нарастающим итогом с начала года (строка 10 Расчета налога от фактической прибыли за год - приложение 8 к Инструкции N 37), и суммой налога, причитающейся в бюджет за предыдущий отчетный период (строка 10 Расчета налога от фактической прибыли за 9 месяцев).

Полученная таким образом сумма налога уменьшается на величину фактически уплаченных авансовых платежей (строка 2 приложения 7 к Инструкции N 37) в пределах сумм, предусмотренных в Справке об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли (приложение 6 к Инструкции N 37) и корректируется на установленную учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом, действовавшую на 15-е число второго месяца истекшего квартала отчетного периода, деленную на 4. При этом возврат из бюджета не может быть больше сумм авансовых взносов, внесенных в бюджет в отчетном квартале.

На практике может сложиться такая ситуация, когда при определении суммы налога, причитающейся в бюджет исходя из фактически полученной прибыли за квартал (строка 1 приложения N 7 к Инструкции N 37), предприятие получает отрицательный результат. Это как раз допустимо в тех случаях, когда предприятие применяет льготу по налогу на прибыль, но это вовсе не означает наличие убытка у предприятия.

Однако в такой ситуации предприятие не может претендовать на возврат дополнительных платежей из бюджета исходя из учетной ставки, установленной ЦБ РФ, поскольку общая сумма возврата получается больше суммы авансовых платежей, внесенных в отчетном квартале.

Пример.

Сумма налога на прибыль за год составляет 1770,0 тыс. руб.

Сумма налога на прибыль за 9 месяцев - 2400,0 тыс. руб.

Сумма авансовых платежей за IV квартал - 720 тыс. руб.

Определяем:

1) сумму налога, причитающуюся в бюджет исходя из фактически полученной прибыли за IV квартал (строка 1 приложения 7 к Инструкции N 37):

- 630 тыс. руб. (1700 тыс. руб. - 2400 тыс. руб.);

2) сумму авансовых платежей (строка 2 приложения 7 к Инструкции N 37):

- 720 тыс. руб.;

3) сумму налога, подлежащую уменьшению:

- 1350 тыс. руб. (- 630 тыс. руб. - 720 тыс. руб.);

4) сумму средств, подлежащую возмещению из бюджета:

- 185,6 тыс. руб. (1350 тыс. руб. х 1/2 х 55% : 100%);

5) общую сумму возврата:

- 905,6 тыс. руб. (- 720,0 тыс. руб. - 185,6 тыс. руб.).

Поскольку возврат из бюджета не может быть более сумм авансовых взносов, внесенных в бюджет, предприятие может претендовать на возврат из бюджета только 720 тыс. руб.


М. Бойкова

Выпуск 17, сентябрь 2000 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.