Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Выпуск 18, сентябрь 2000 г.)

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний


Правовое регулирование


Законодательство об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страхование от несчастных случаев)

регулирует две сферы общественных отношений, связанные:

1) с социальным обеспечением застрахованных в случае наступления страхового случая;

2) с уплатой страховых взносов.

В предлагаемом читателям материале рассмотрим только те вопросы, которые связаны с уплатой взносов в Фонд социального страхования на страхование от несчастных случаев (порядок выплат по социальному обеспечению будет рассмотрен в следующих номерах журнала).

Особенностью правового регулирования обязательного социального страхования от несчастных случаев является то, что существенные элементы тарифообложения установлены разными нормативными актами.

Так, Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" устанавливает плательщиков страховых взносов (страхователей) (далее - Закон N 125-ФЗ).

Федеральный закон от 02.01.2000 N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 10-ФЗ) определяет объект тарифообложения и устанавливает ставки страховых взносов, а также льготы. Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, определяют порядок исчисления и уплаты взносов.

Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.99 N 975, распределяют отрасли экономики по классам в целях определения страхового тарифа.

Кроме того, необходимо отметить, что страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев по своей правовой природе представляют собой налоговые платежи, поскольку отвечают всем их признакам. Напомним, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Учитывая это, можно сделать вывод, что на отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев распространяются также нормы части первой Налогового кодекса РФ. Данный вывод подтверждается, в частности, тем, что начисление пеней на задолженность по обязательным платежам в ФСС, а также финансовые санкции применяются к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью первой Кодекса (ст. 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", письмо ФСС от 06.04.2000 N 02-18/05-2322).

Помимо этого, в п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 N 55 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в ПФР" было сказано, что требования части первой Налогового кодекса РФ распространяются на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в ПФР. Поскольку на взносы в ФСС распространяются те же правовые нормы, что и на взносы в ПФР, то можно утверждать, что на взносы по страхованию от несчастных случаев требования части первой НК РФ также распространяются.

Следует однако отметить, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (вступит в силу с 1 января 2001 г.) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются согласно законам об этом виде социального страхования. Однако, по мнению автора, данное положение не является препятствием для распространения части первой НК РФ на этот вид страховых взносов.


Плательщики


Плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев являются:

- физические и юридические лица в случае, если у них имеются наемные работники, работающие по трудовым договорам;

- физические и юридические лица в случае, если обязанность уплачивать страховые взносы предусмотрена в гражданско-правовом договоре с физическим лицом (застрахованным).

Пример 1. По договору между предприятием и физическим лицом гражданин обязался выполнить ремонт транспортного средства, принадлежащего предприятию. Стоимость работ по договору составила 5000 руб. При заключении договора стороны пришли к соглашению о том, что предприятие выступит страхователем гражданина по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При выполнении работ по ремонту автомобиля в результате несчастного случая гражданин получил тяжелую травму.

Согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденному Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.76, деятельности по ремонту машин и оборудования присвоен код 14900. В соответствии с Правилами отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска вид деятельности с данным кодом относится к VI классу профессионального риска. Тариф установлен в размере 1,8%. Соответственно предприятие обязано уплатить в ФСС 90 руб. (5000 руб. х 1,8%).

К плательщикам относятся в том числе иностранные физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ.

Следует обратить внимание, что ст. 3 Закона N 125-ФЗ установлено, что к страхователям относятся в том числе и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и нанимающие граждан РФ. Однако страхованию подлежат не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства (п. 2 ст. 5 Закона N 125-ФЗ). Кроме того в Правилах начисления, учета и расходования средств..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, данная норма сформулирована уже без слов "нанимающие граждан РФ".

Поэтому, видимо, плательщиками будут также и те иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в РФ и нанимают по трудовому договору иностранных граждан или лиц без гражданства.

Спорным остается вопрос о том, должны ли уплачивать страховые взносы плательщики единого налога на вмененный доход. По нашему мнению, эта категория плательщиков не должна уплачивать страховые взносы, так как ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" предусмотрено, что с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды (в том числе и в ФСС). В данном случае следует исходить из буквального содержания правовой нормы. Если в Законе сказано, что плательщики единого налога страховые взносы не платят, значит, так и должно быть до тех пор, пока это положение не будет изменено или в ином федеральном законе не будет предусмотрено исключение.

По нашему мнению, не имеет значения то обстоятельство, что Закон N 148-ФЗ был принят до вступления в силу законодательства о страховании от несчастных случаев.

Тем не менее надо учитывать, что Минфин РФ занял противоположную позицию, согласно которой плательщики единого налога обязаны отчислять взносы на страхование от несчастных случаев (см. письма Минфина РФ от 08.06.2000 N 04-05-19 и от 29.05.2000 N 04-04-07).

Точку зрения Минфина РФ нельзя считать правомерной, поскольку ст. 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход..." содержит императивную норму, согласно которой лица, перешедшие на уплату единого налога, не уплачивают взносы во внебюджетные фонды, при этом для взносов на страхование от несчастных случаев законодательством не делается каких-либо исключений.

Обращаем внимание читателей, что если плательщик кроме деятельности, по которой он переведен на уплату единого налога, осуществляет и другие виды деятельности, то по ним он уплачивает страховые взносы в общеустановленном порядке.


Объект тарифообложения


Закон N 10-ФЗ предусматривает следующие объекты тарифообложения:

- начисленную оплату труда по всем основаниям (доход) в пользу физических лиц, работающих по трудовому договору, т.е. объект тарифообложения возникает независимо от факта выплаты заработной платы;

- сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору, если обязанность страхователя по уплате взносов предусмотрена в этом договоре. К физическим лицам, работающим по трудовым договорам, на оплату труда которых начисляются взносы, следует относить как штатных, так и внештатных, а также сезонных и временных работников.

Объект тарифообложения определен не совсем понятно. Начисленная оплата труда всегда представляет собой доход работника, но не всякий доход, выплаченный работодателем, является оплатой труда.

Очень часто предприятия выдают отдельным работникам разнообразную материальную помощь, делают подарки, оплачивают за них всевозможные товары и услуги, при этом все эти выплаты к заработной плате прямого отношения не имеют. Должны ли начисляться в этом случае страховые взносы на страхование от несчастных случаев? По-видимому, не должны. По мнению автора, формулировка Закона N 125-ФЗ позволяет сделать вывод, что тарифообложению подлежат лишь те суммы, которые начисляются работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Кроме того, в п. 2 ст. 12 Закона N 125-ФЗ указано, что при расчете среднего заработка в целях выплаты страхового возмещения не должны учитываться выплаты единовременного характера, в том числе единовременные премии и другие выплаты, не входящие в действующую у страхователя систему оплаты труда. Аналогичная логика рассуждений, но только относительно страховых взносов в ПФР, содержится в п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 N 55.

Однако в отсутствие судебной практики и официальных разъяснений исполнительных органов власти к этому вопросу следует подходить с определенной осторожностью. Возможно, что свою позицию предприятию придется отстаивать в суде.

Следует обратить особое внимание, что страховые взносы не начисляются на выплаты, предусмотренные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.07.99 N 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов (п. 4 Правил начисления, учета и расходования средств...).


Тарифы страхового взноса


Тариф страхового взноса устанавливается для плательщика следующим образом:

1) определяется, к какой отрасли (подотрасли) экономики относится предприятие-плательщик и его структурные подразделения, для чего следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства";

2) на основании Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска (далее - Правила) определяется, какой класс профессионального риска соответствует данной отрасли экономики;

3) в соответствии с Законом N 10-ФЗ определяется, какой тариф страхового взноса соответствует данному классу профессионального риска.

При этом следует учитывать следующее.

Решение об отнесении конкретного предприятия к тому или иному классу профессионального риска принимает соответствующий филиал ФСС, при этом он должен руководствоваться указанными выше Правилами. Согласно Правилам, страхователи подлежат отнесению к той отрасли, которой соответствует их основная деятельность. Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким отраслям (подотраслям) экономики, то он подлежит отнесению к той из них, которая имеет наиболее высокий класс профессионального риска (п. 8 Правил).

Структурные подразделения организации, осуществляющие внутренние перевозки, снабженческо-сбытовую деятельность, организации и пункты связи, машиносчетные станции, а также базы и склады организации, не выделенные в самостоятельные учетные единицы, учитываются по основной деятельности этой организации.

Подсобно-вспомогательные производства (подразделения) организации, осуществляющие независимо от специализации другие виды производственной деятельности и выделенные в ее структуре в самостоятельные учетные единицы (например, жилищно-коммунальные, медицинские, культурно-бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и др.), являются самостоятельными классификационными единицами и подлежат отнесению к отраслям (подотраслям) экономики, которым соответствует их деятельность (пункты 9 - 10 Правил).

Хотелось бы отметить, что применение отделениями ФСС указанных Правил на практике вызывает многочисленные вопросы у плательщиков страховых взносов. В качестве примера приведем некоторые из наиболее часто встречающихся ситуаций.

Пример 2. Предприятие занимается только торговлей, но учредительные документы в свое время были составлены по общепринятому стандарту, т.е. в разделе о предполагаемой деятельности произвольно перечислено около двадцати видов деятельности, в том числе строительство, что было отражено в присвоенных кодах ОКОНХ.

На основании присвоенных кодов отделение ФСС отнесло предприятие к той отрасли, которой соответствует наиболее высокий класс профессионального риска, т.е. к строительству, хотя этим видом деятельности организация никогда не занималась.

По нашему мнению, правомерность установления тарифа страхового взноса по обязательному страхованию от несчастных случаев только лишь на основании формальных признаков (т.е. на основании кодов ОКОНХ, содержащихся в информационном письме органа государственной статистики), без учета реально осуществляемой страхователем деятельности, вызывает сомнение. Такой подход противоречит пунктам 8 - 10 указанных выше Правил, в которых предусмотрено, что предприятие относится к той или иной отрасли экономики в зависимости от фактически осуществляемой деятельности.

Решить возникшую проблему предприятие может несколькими способами:

1) обратиться в территориальное отделение ФСС с заявлением о присвоении класса профессионального риска в соответствии с фактически осуществляемой деятельностью;

2) в случае отказа обратиться в орган статистики с заявлением о выдаче предприятию нового информационного письма с присвоенными кодами ОКОНХ, которые бы соответствовали реально осуществляемой предприятием деятельности. На основании нового информационного письма обратиться с заявлением об изменении страхового тарифа;

3) обратиться с жалобой на решение филиала ФСС об отнесении предприятия к более высокому классу риска в вышестоящий орган ФСС (региональное отделение ФСС) и (или) подать иск в арбитражный суд о признании недействительным указанного решения филиала ФСС.

Пример 3. Предприятию, осуществляющему деятельность по ремонту промышленного оборудования, присвоен высокий класс профессионального риска. Страховые взносы исчислены отделением ФСС исходя из тарифа, установленного для этого класса, всем работникам предприятия, хотя половина его сотрудников непосредственно на ремонтных работах не занята.

По нашему мнению, в данном случае отделением ФСС страховые взносы были исчислены правильно.

Исключение из общего порядка составляют лишь те случае, когда предприятие имеет подсобно-вспомогательные производства (подразделения), осуществляющие независимо от специализации предприятия другие виды производственной деятельности и выделенные в его структуре в самостоятельные учетные единицы.


Порядок уплаты


Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве уплачиваются в срок, установленный для получения (перечисления) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы за истекший месяц лицам, принятым по трудовому договору.

Те страхователи, которые платят взносы на основании заключенных с застрахованным гражданско-правовых договоров, обязаны перечислить суммы взносов в срок, установленный ФСС (п. 6 Правил).

Сумма платежей по обязательному социальному страхованию определяется как разница между начисленными страховыми взносами (включая пени) и суммой расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным (п. 9 Правил). Страхователи, не выплачивающие застрахованным обеспечение по страхованию, перечисляют страховщику всю сумму начисленных страховых взносов. Если же у страхователя недостаточно средств или расходы на выплату обеспечения превышают сумму начисленных страховых взносов и пеню, то страховщик (ФСС) перечисляет предприятию недостающую сумму.

Пример 4. Предприятие торговли начислило заработную плату работникам за месяц в размере 900 000 руб. При этом оно ежемесячно выплачивает грузчику магазина, получившему травму при исполнении служебных обязанностей, страховое возмещение в размере 2000 руб.

Сумма страховых взносов на страхование от несчастных случаев, подлежащая перечислению в ФСС, определяется следующим образом.

1. Страхователь как предприятие торговли относится ко II классу профессионального риска, соответственно тариф страховых взносов составляет 0,3%. Сумма начисленных страховых взносов за месяц составит:

900 000 руб. х 0,3% : 100% = 2700 руб.

2. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в ФСС, составит: 2700 руб. - 2000 руб. = 700 руб.

Особый порядок перечисления средств на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев предусмотрен ст. 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователя. Ликвидируемые предприятия обязаны вносить в ФСС капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ. Однако на сегодняшний день такой порядок не определен.


Льготы


Льготы по уплате страховых взносов на страхование от несчастных случаев предусмотрены только в Законе N 10-ФЗ. Согласно части второй ст. 2 этого Закона, взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний разрешено уплачивать в размере 60% от установленного тарифа следующим организациям:

1) общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданным как союзы общественных организаций инвалидов) при условии, что инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80% их членов, а также их региональным и территориальным организациям;

2) организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, их региональных и территориальных организаций при условии, что численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

3) организациям, единственным собственником которых являются общероссийские организации инвалидов, их региональные и территориальные организации.

Как можно заметить, положения о льготах полностью повторяют нормы п. "б" ст. 6 Федерального закона от 20.11.99 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов... на 2000 год".

Следует отметить одно обстоятельство. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.99 N 18-П п. "б" ст. 6 указанного выше Закона в той части, в которой данная норма не освобождает от взносов во внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, был признан неконституционным. Часть вторая ст. 87 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" предусматривает, что признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанным неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения.

Таким образом, от взносов на страхование от несчастного случая должны освобождаться не только общероссийские, а все общественные организации инвалидов при условии, что инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% их членов. В случае спора с органами ФСС плательщики могут обратиться в суд.


Учет и отчетность


Страхователи обязаны вести учет:

1) начисленных страховых взносов (пеней, штрафов) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев;

2) расходов на выплату застрахованным обеспечения по страхованию, по их видам и т.д. (согласно отчетности);

3) сумм по расчетам со страховщиком по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев.

Кроме того, страхователи должны ежеквартально составлять отчетность по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В связи с введением новых страховых взносов утверждена новая форма расчетной ведомости по средствам ФСС (форма N 4-ФСС). В отличие от старой в новую форму расчетной ведомости добавлены дополнительные листы для расчета страховых взносов от несчастных случаев.


Регистрация страхователей


Законом N 125-ФЗ установлены следующие сроки регистрации:

- страхователей - юридических лиц - в 10-дневный срок со дня их государственной регистрации;

- страхователей - физических лиц, нанимающих работников на основании трудового договора, - в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников;

- страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правового договора, - в 10-дневный срок со дня заключения указанного договора.

Факт регистрации страхователя страховщиком удостоверяется страховым свидетельством по утвержденной страховщиком форме, утвержденной Постановлением ФСС от 04.11.99 N 70.

Перерегистрация страхователей проводится в сроки, установленные страховщиком (ФСС).


Источники уплаты страховых взносов. Бухгалтерский учет


Страховые взносы включаются либо в себестоимость продукции (работ, услуг) (подп. "э" п. 2 Положения о составе затрат..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552) при условии, что сами выплаты, на которые начисляются указанные взносы, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), либо в смету расходов на содержание страхователя. Штрафы уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или из сметы расходов на содержание страхователя.

Следует учитывать, что при отсутствии прибыли работодатели могут суммы указанных штрафов включать в себестоимость продукции (работ, услуг) (п. 2 ст. 22 Закона N 125-ФЗ). Заметим, что данный вид расходов Положением о составе затрат... специально не предусмотрен.

Бухгалтерам необходимо вместо одного субсчета "Расчеты по социальному страхованию" вести два: субсчет "Расчеты по государственному социальному страхованию" и субсчет "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Пример 5. Хлебокомбинат начислил работникам заработную плату за сентябрь 2000 г. в размере 400 000 руб. Пособия по временной нетрудоспособности (не связанные с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями) были начислены за этот период в сумме 5000 руб. За этот же период начислено страховое возмещение работнику, получившему травму в результате несчастного случая на производстве, в размере 2000 руб.

Согласно ОКОНХ, предприятию присвоен код 18113 (хлебопекарная промышленность). Таким образом, страховые взносы на страхование от несчастных случаев предприятие должно уплачивать по тарифу VI класса профессионального риска как предприятие пищевой промышленности, т.е. в размере 1,8% от начисленной оплаты труда.

В учете это отражается следующим образом:

Дебет 20 Кредит 70 - 400 000 руб. - начислена заработная плата рабочим за сентябрь 2000 г.

Дебет 20 Кредит 69 / субсчет "Расчеты по социальному страхованию" - 21 600 руб. (400 000 руб. х 5,4%) - начислены страховые взносы в ФСС с заработной платы за сентябрь.

Дебет 20 Кредит 69 /субсчет "Расчеты по страхованию от несчастных случаев" - 7200 руб. (400 000 руб. х 1,8%) - начислены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев за сентябрь.

Дебет 69 / субсчет "Расчеты по социальному страхованию" Кредит 70 - 5000 руб. - начислены пособия по временной нетрудоспособности.

Дебет 69 / субсчет "Расчеты по страхованию от несчастных случаев" Кредит 70 - 2000 руб. - начислено страховое возмещение за сентябрь пострадавшему работнику.

Дебет 69 / субсчет "Расчеты по социальному страхованию" Кредит 51 - 16 600 руб. (21 600 руб. - 5000 руб.) - перечислены страховые взносы на социальное страхование.

Дебет 69 / субсчет "Расчеты по страхованию от несчастных случаев" Кредит 51 - 5200 руб. (7200 руб. - 2000 руб.) - перечислены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев.


Ответственность


Закон N 125-ФЗ предусматривает достаточно суровые меры ответственности за нарушение законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Так, за несвоевременное перечисление страховых взносов на страхование от несчастных случаев в ФСС установлена пеня в размере 0,5% суммы за каждый день просрочки.

При сокрытии или занижении страхователем размера начисленной оплаты труда взысканию подлежит вся сумма страхового взноса от сокрытого или заниженного размера начисленной оплаты труда с начислением указанной выше пени. Кроме того, ФСС налагает на предприятие штраф в размере сокрытой или заниженной оплаты труда.

Однако указанные меры ответственности, предусмотренные Законом N 125-ФЗ, не применяются.

Дело в том, что позже Закона N 125-ФЗ был принят Федеральный закон от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", согласно ст. 10 которого начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в ФСС, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов и регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ. Это подтверждено также и постановлением ФСС от 10.01.2000 N 1 "О начислении пени на недоимку по платежам в Фонд и применение мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов".

Следует отметить одну особенность. Во втором предложении ст. 10 указанного выше Закона N 24-ФЗ по аналогии со ст. 117 НК РФ предусматривается взыскание штрафа за ведение деятельности организации без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда. При этом в отличие от Налогового кодекса РФ в Законе N 24-ФЗ предусматривается штраф в размере 10% не от доходов, полученных в результате такой деятельности, сведениями о которых исполнительные органы Фонда исходя из своей компетенции не располагают, а от выплат, начисленных в пользу работников (см. письмо ФСС от 11.01.2000 N 02-18/05-52 "О Федеральном законе "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год").


М. Масленников,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 18, сентябрь 2000 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.