Проведение рекламной кампании: на призах можно не экономить (Выпуск 18, сентябрь 2000 г.)

Проведение рекламной кампании: на призах можно не экономить


Проведением рекламных кампаний, особенно в крупных городах, никого не удивишь. Это явление уже прочно вошло в нашу жизнь и стремительно набирает обороты.

Став победителем розыгрыша призов, его участник не задумывается над вопросами налогообложения полученных подарков, а вот для бухгалтера фирмы, проводившей рекламную акцию, вопросы отражения в учете и налогообложения выданных призов являются очень актуальными.

Рассмотрим следующую ситуацию.

Торговая фирма накануне новогоднего праздника проводила рекламную кампанию парфюмерной продукции. Купив товар на сумму более 500 руб., покупатель становился участником розыгрыша призов.

Можно ли стоимость призов считать расходами на рекламу и отражать в составе издержек обращения?

Следует ли отражать стоимость переданных призов по счетам реализации учета выручки от реализации?

Включается ли в облагаемый оборот по НДС стоимость призов?

Надо ли вести учет участников розыгрыша и подавать о них сведения в ГНИ?

Вот только небольшой перечень вопросов, с которыми сталкиваются бухгалтеры торговых предприятий при проведении рекламной кампании.

Расходы на рекламу - это расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.

К расходам организации на рекламу относятся в том числе расходы на приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний (п. 2 письма Минфина России "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями...", утвержденного Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н).

Стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям бесплатно и не подлежащих возврату, подлежит включению в состав издержек обращения и производства по статье "Расходы на рекламу" (п. 2.11 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства..., утвержденных Комитетом РФ по торговле 20.04.95 N 1-550/32-2).

Таким образом, для правомерного отнесения стоимости выдаваемых призов при проведении рекламной кампании на издержки обращения и производства в качестве расходов на рекламу предприятию необходимо иметь соответствующий распорядительный документ руководителя предприятия.

При отражении в бухгалтерском учете рассматриваемой операции, на наш взгляд, следует исходить из следующего.

Поскольку списанные товары в виде выданных призов представляют собой затраты на рекламу, относимые на издержки обращения и производства, то их потребление в производственной деятельности не должно отражаться по счетам учета реализации продукции (работ, услуг).

Объектом обложения по НДС являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг (подп. "а" п. 1 ст. 3 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"; далее - Закон о НДС).

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

В соответствии с подпунктами "а", "в" п. 2 ст. 3 Закона о НДС к оборотам, облагаемым НДС, относятся обороты по передаче безвозмездно, а также обороты по реализации товаров внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам.

В данном случае товары (призы), переданные победителям рекламной кампании, не будут рассматриваться как безвозмездная передача товаров, так как они были использованы для нужд собственного потребления, затраты по которым как рекламные расходы были списаны на издержки производства и возмещены в составе продажной цены других товаров.

Таким образом, у предприятия нет оснований для начисления НДС в приведенной ситуации.

В бухгалтерском учете рассматриваемая операция будет отражена следующим образом:

1. Дебет 41 Кредит 60 - отражено приобретение товаров от поставщиков.

2. Дебет 19 Кредит 60 - отражен НДС по приобретенным товарам.

3. Дебет 41 Кредит 42 - начислена торговая надбавка.

4. Дебет 41 Кредит 42 - сторнирована торговая надбавка.

5. Дебет 44 Кредит 41 - стоимость приобретенных товаров (призов) списана как затраты на рекламу (на основании распорядительного документа руководителя предприятия).

6. Дебет 60 Кредит 51 - произведена оплата поставщику.

7. Дебет 68 Кредит 19 - НДС принят к зачету.

Предприятия и организации, проводящие массовые рекламные кампании, включающие бесплатную раздачу товаров потенциальным покупателям рекламной продукции - физическим лицам, не должны представлять сведения о доходах физических лиц в случае, если стоимость товара, врученного физическому лицу, не превышает 12-кратного минимального месячного размера оплаты труда.

При этом указанные предприятия и организации не освобождаются от представления сведений о доходах, выплаченных своим сотрудникам, и от мер ответственности за непредставление этих сведений (письмо МНС России от 26.06.2000 N БГ-6-08/479G "Разъяснения по вопросу предоставления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц").


М. Бойкова,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 18, сентябрь 2000 г.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.