Вопрос: Должны ли приниматься результаты переоценки, проводимой по распоряжению руководителя предприятия, при исчислении налога на имущество? (Выпуск 18, сентябрь 2000 г.)

Предприятие по состоянию на 1 января 2000 г. произвело переоценку основных фондов по решению руководителя.

В "Бухгалтерском приложении" N 15 за 2000 г. рекомендовалось результаты переоценки при расчете налогооблагаемой базы по налогу на имущество, а также при исчислении амортизационных отчислений для целей налогообложения не принимать.

Налоговая инспекция настаивает на том, что исчисление налога на имущество должно производиться от стоимости имущества, отраженного в балансе за I квартал.

Кто прав в данной ситуации?


Право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам было предоставлено коммерческим организациям п. 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н (далее - Положение), и п. 3.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденного Приказом Минфина РФ от 03.09.97 N 65н, и фактически начало применяться при составлении отчетности за 1999 г.

До вступления в силу этой нормы переоценка основных средств осуществлялась исключительно в соответствии с постановлениями Правительства РФ.

Так как начиная с 1999 г. порядок переоценки основных средств постановлениями Правительства РФ не устанавливался (последняя переоценка была установлена Постановлением Правительства РФ от 24.12.97 N 627 и проводилась по состоянию на 1 января 1992 г.), некоторыми специалистами, в том числе и работниками налоговых органов на местах, ввиду отсутствия четкого порядка формирования стоимости основных средств, которая бы принималась при налогообложении, и отсутствия каких-либо разъяснений со стороны налоговых органов высказывалось мнение, согласно которому для целей налогообложения должна приниматься стоимость основных средств с учетом только переоценок, проводимых в соответствии с постановлениями Правительства РФ.

Данная точка зрения основывалась на том, что при определении налогооблагаемой базы для исчисления налогов предприятия должны руководствоваться исключительно налоговым законодательством, а не нормативными актами по бухгалтерскому учету. В пункте 4 инструкции Госналогслужбы РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" сказано, что в расчетах налогооблагаемой базы остаточная стоимость основных фондов исчисляется плательщиками из восстановительной стоимости начиная с даты переоценки, устанавливаемой постановлением Правительства РФ.

В настоящее время МНС России по согласованию с Минфином России в связи с многочисленными запросами по данному вопросу было дано разъяснение (см. письмо МНС России от 17.04.2000 N ВГ-6-02/288G), в соответствии с которым переоценка основных средств, осуществленная организациями по распоряжению руководителя предприятия, должна учитываться при исчислении налога на имущество, а также налога на прибыль (в частности, при начислении амортизационных отчислений).

Кроме того, МНС России было сообщено, что так как в 1999 г. имелись различные позиции по определению налогооблагаемой базы для исчисления налога на имущество и налога на прибыль, а также в связи с тем, что расчеты с бюджетом за 1999 г. уже завершены и бюджеты всех уровней по доходной и расходной части исполнены, то организации, начислявшие налог на имущество, а также налог на прибыль от балансовой стоимости (в частности, при начислении амортизационных отчислений), уточнение расчетов по налогам за 1999 г. не производят.

Поскольку в рассматриваемой ситуации расчет налога на имущество был представлен за I квартал 2000 г., то, принимая во внимание разъяснения МНС России, предприятие при расчете среднегодовой стоимости имущества должно учитывать остаточную стоимость основных средств, числящихся на балансе, с учетом результатов переоценки, проведенной по распоряжению руководителя предприятия.

В заключение следует отметить, что данные разъяснения МНС России не зарегистрированы в Минюсте России и не являются нормативным актом, поэтому предприятие может оспорить их в судебном порядке, тем более, что они не соответствуют Инструкции N 33.


М. Бойкова

Выпуск 18, сентябрь 2000 г.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.