Вопрос: Фирма осуществляет деятельность по купле-продаже металлопродукции. Какие документы могут являться основанием для оприходования продукции в учете фирмы? (Выпуск 18, сентябрь 2000 г.)

Фирма осуществляет деятельность по купле-продаже металлопродукции. Закупка металлопродукции осуществляется по договорам купли-продажи. Поставка осуществляется железнодорожным транспортом. Переход права собственности к фирме осуществляется в момент передачи продукции первому перевозчику - железной дороге (дата штемпеля станции отправления на железнодорожной накладной). По условиям договора купли-продажи поставка может осуществляться отправителем, не состоящим в договорных отношениях с фирмой, в адрес стороннего грузополучателя (по указанию фирмы). Отгрузочные реквизиты отправителя и (или) грузополучателя указываются в спецификациях или в графиках поставки, прилагаемых к договору. При осуществлении поставки груз идет транзитом минуя фирму.

При отправлении груза оформляется железнодорожная накладная в четырех экземплярах, в которой указываются только две организации: отправитель и грузополучатель. Один экземпляр накладной остается у отправителя, второй идет вместе с грузом к грузополучателю, оставшиеся два остаются у железной дороги. Таким образом, в результате фирма имеет следующие документы, подтверждающие факт поставки: ксерокопию железнодорожной накладной, в которой название фирмы не указано, и оригинал счета-фактуры поставщика. Никаких других документов у фирмы нет. Какие документы в изложенной ситуации могут являться основанием для:

1) оприходования продукции в учете фирмы;

2) отражения в учете фирмы дальнейшей реализации этой продукции;

3) отнесения затрат, связанных с приобретением продукции, на ее себестоимость (имеются в виду затраты по оплате поставщику стоимости доставки, возмещаемой сверх стоимости продукции);

4) зачета НДС по оприходованной и оплаченной продукции?


Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н).

В изложенной ситуации для обоснованного отражения в учете совершаемых хозяйственных операций фирме необходимо иметь следующие документы.

1. Документ, подтверждающий факт отгрузки продукции отправителем в рамках исполнения обязательств поставщика по поставке продукции фирме.

В качестве такого документа используется товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 N 132), которая составляется отправителем в двух экземплярах. Один экземпляр накладной остается у организации-отправителя, а второй должен передаваться отправителем фирме.

При заполнении накладной по строке "Грузоотправитель" должны быть указаны реквизиты организации-отправителя, по строке "Поставщик" - реквизиты поставщика, с которым у фирмы заключен договор купли-продажи, по строке "Основание" - реквизиты договора купли-продажи, в рамках которого производится отгрузка, по строке "Транспортная накладная" - реквизиты железнодорожной накладной.

Полученная от отправителя накладная с приложением копии железнодорожной накладной и будет служить основанием для оприходования отгруженной отправителем продукции в бухгалтерском учете фирмы.

2. Документ, подтверждающий факт отгрузки продукции в адрес покупателя (или иного указанного им лица) в рамках исполнения обязательств фирмы по поставке продукции покупателю.

В качестве такого документа может использоваться также товарная накладная (форма N ТОРГ-12), составляемая фирмой на имя покупателя продукции, с пометкой "Поставка транзитом".

При заполнении накладной по строке "Грузоотправитель" должны быть указаны реквизиты организации-отправителя, по строке "Поставщик" - реквизиты фирмы, по строке "Основание" - реквизиты договора купли-продажи между фирмой и покупателем продукции, в рамках которого производится отгрузка, по строке "Транспортная накладная" - реквизиты железнодорожной накладной.

Один экземпляр накладной остается у фирмы и служит основанием для отражения в учете операций по реализации продукции. Второй экземпляр накладной высылается фирмой в адрес покупателя продукции.

3. Счет организации-поставщика, с которой фирмой заключен договор купли-продажи, на сумму транспортных расходов, подлежащих оплате сверх стоимости продукции. При этом в данном счете должны быть указаны реквизиты договора купли-продажи продукции, в рамках которого осуществляется поставка продукции, а также реквизиты железнодорожной накладной.

Указанный счет будет являться основанием для отнесения расходов по доставке на себестоимость приобретаемой продукции.

4. Счет-фактура организации-поставщика, оформленный в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 N 914.

По строке 2 счета-фактуры должны быть указаны реквизиты организации-поставщика, по строке 3 - реквизиты отправителя, по строке 7 - реквизиты договора купли-продажи, в рамках которого производится поставка, реквизиты железнодорожной накладной, а также наименование грузополучателя, в адрес которого была отправлена продукция.

Указанный счет-фактура будет являться основанием для зачета НДС по приобретенной фирмой продукции при условии выполнения всех остальных условий, необходимых для правомерного зачета (возмещения) НДС в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и п. 19 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".


Т. Крутякова

Выпуск 18, сентябрь 2000 г.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.