Комментарий к Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (Выпуск 19, октябрь 2000 г.)

Комментарий к Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ
"О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"


Как показывает практика, лето, традиционно являющееся периодом массовых отпусков, также традиционно преподносит налогоплательщикам многочисленные сюрпризы в виде изменений и дополнений налогового законодательства. Это лето не стало исключением, поскольку именно летом наконец-то была принята вторая часть Налогового кодекса РФ, которая вступит в силу с 1 января 2001 г.

Порядок введения в действие части второй НК РФ устанавливается Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ), который также вступает в силу с 1 января 2001 г. (ст. 34 Закона N 118-ФЗ). На страницах нашего журнала Вы найдете подробный комментарий ко всем главам части второй НК РФ. Однако и сам Закон N 118-ФЗ представляет достаточно большой интерес для налогоплательщиков, поскольку вносит изменения в налоговое законодательство РФ. Ниже мы остановимся на ключевых моментах, которые касаются практически всех налогоплательщиков.


1. Налоги в дорожные фонды


Наиболее радикальные изменения Закон N 118-ФЗ вносит в Закон РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах).

Так, ст. 4 Закона N 118-ФЗ предусматривается с 1 января 2001 г. отмена двух налогов, поступающих в дорожные фонды, - налога на реализацию ГСМ и налога на приобретение автотранспортных средств. Что касается налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств, то эти налоги также будут отменены, но только через два года (с 1 января 2003 г. - ст. 5 Закона N 118-ФЗ).

А пока статьей 4 Закона N 118-ФЗ предусмотрено снижение с 1 января 2001 г. ставки налога на пользователей автомобильных дорог в 2,5 раза. Начиная с нового года налогоплательщики будут уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог по ставке в размере 1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. При этом вся сумма налога будет полностью зачисляться в территориальные дорожные фонды (бюджеты субъектов РФ).

Кроме того, ст. 4 Закона N 118-ФЗ вносит довольно существенные изменения в полномочия субъектов РФ в части изменения ставок налогов, поступающих в дорожные фонды. Начиная с 1 января 2001 г. субъекты РФ лишаются права изменять (увеличивать) установленную законом ставку налога на пользователей автодорог. В то же время в отношении налога с владельцев транспортных средств, наоборот, полномочия субъектов РФ расширены. С 1 января 2001 г. субъектам РФ предоставляется право не только увеличивать ставки, установленные в ст. 6 Закона о дорожных фондах, но и уменьшать эти ставки.


2. Налог на отдельные виды транспортных средств


С 1 января 2001 г. отменяется налог на отдельные виды транспортных средств, который был введен в прошлом году Федеральным законом от 08.07.99 N 141-ФЗ "О налоге на отдельные виды транспортных средств" (ст. 2 Закона N 118-ФЗ).


3. Налог на прибыль


На фоне общего снижения налогового бремени изменения, вносимые в Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций), предусматривают увеличение налоговой ставки. Статьей 8 Закона N 118-ФЗ представительным органам местного самоуправления предоставлено право начиная с 1 января 2001 г. устанавливать ставку налога на прибыль, зачисляемого в местные бюджеты, в размере до 5%. В Москве и Санкт-Петербурге соответствующее решение об увеличении ставки налога на прибыль (максимум на 5%) принимается законодательными органами указанных субъектов РФ.

Кроме того, ст. 8 Закона N 118-ФЗ значительно расширяет полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления в части предоставления ими дополнительных льгот по налогу на прибыль. Новой редакцией п. 9 ст. 6 Закона о налоге на прибыль предприятий и организаций, которая будет применяться к отношениям, возникшим с 1 апреля 1999 г., законодательным (представительным) органам субъектов РФ и местного самоуправления предоставлено право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.

Напомним, что в соответствии с действующей сегодня редакцией п. 9 ст. 6 Закона о налоге на прибыль предприятий и организаций, которая вступила в силу с 1 апреля 1999 г. (см. Федеральный закон от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"), органы государственной власти субъекта РФ могут предоставлять льготы по налогу на прибыль исключительно в порядке, предусмотренном частью первой НК РФ. А поскольку часть первая НК РФ не содержит нормы, закрепляющей за субъектами РФ право вводить дополнительные льготы по налогам, то начиная с 1 апреля 1999 г. органы государственной власти субъектов РФ фактически были лишены права устанавливать дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налогов, направляемых в их бюджеты (см. письмо МНС РФ от 18.05.2000 N ВГ-6-02/381@ "По вопросу предоставления льгот по налогу на прибыль органами государственной власти субъектов Российской Федерации").


4. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (налог на содержание ЖКХ)


Пунктом 2 ст. 7 Закона N 118-ФЗ предусматривается отмена с 1 января 2001 г. налога на содержание ЖКХ (подп. "ч" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", устанавливающий этот налог, утрачивает свою силу с 1 января 2001 г.).


5. Взносы в государственные внебюджетные фонды


С 1 января 2001 г. взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) и фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) будут уплачиваться налогоплательщиками в составе единого социального налога (взноса) в порядке, предусмотренном гл. 24 части второй НК РФ. При этом контроль за правильностью исчисления и уплаты взносов будет осуществляться налоговыми органами (ст. 9 Закона N 118-ФЗ). Подробный комментарий к гл. 24 части второй НК РФ Вы найдете в одном из ближайших номеров нашего журнала.

Что касается взносов в Государственный фонд занятости населения (ГФЗ РФ), то начиная с 1 января 2001 г. предприятия взносы в этот фонд не уплачивают.

Недоимки, пени и штрафы по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС РФ, ГФЗ РФ и ФОМС), образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 г., будут взыскиваться налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ.

Суммы излишне уплаченных взносов по состоянию на 1 января 2001 г. будут зачитываться в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возвращаться налогоплательщикам в порядке, установленном НК РФ.

Отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, предоставленные до 1 января 2001 г. ПФР, ФСС РФ, ГФЗ РФ и ФОМС, а также решения о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням в указанные внебюджетные фонды, принятые до 1 января 2001 г., будут применяться после 1 января 2001 г. в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены. Нарушение налогоплательщиком условий предоставления отсрочки (рассрочки) после 1 января 2001 г. влечет за собой принятие органами государственных внебюджетных фондов решения об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) в течение 5 дней (основанием для принятия такого решения служит представление налоговых органов) (ст. 21 Закона N 118-ФЗ).

Статья 30 Закона N 118-ФЗ устанавливает порядок применения ответственности за нарушения законодательства о конкретных видах обязательного социального страхования в отношении правонарушений, совершенных до 1 января 2001 года.


6. Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний


Статьей 11 Закона N 118-ФЗ установлено, что взносы на обязательное страхование от несчастных случаев в состав единого социального налога не включаются, а продолжают уплачиваться в соответствии с федеральными законами об этом виде страхования, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".


Т. Крутякова,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 19, октябрь 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.