Валовой доход и выручка от реализации: почувствуйте разницу (Выпуск 20, октябрь 2000 г.)

Валовой доход и выручка от реализации: почувствуйте разницу


Вопрос о применении показателя товарооборота или валового дохода для расчета тех или иных лимитированных показателей предприятиями торговли (предприятиями, осуществляющими торговую деятельность) на протяжении длительного времени оставался спорным и не урегулированным на нормативном уровне.

Менялись формы бухгалтерской отчетности, вносились изменения и дополнения в действующие нормативные акты, и все это давало повод для толкования в защиту того или иного показателя, применяемого в каждом рассматриваемом случае. Причем в большинстве своем эти толкования не имели под собой достаточно четкой аргументации и, как правило, обосновывались лишь изменениями, происшедшими в составлении форм бухгалтерской отчетности, без особого понимания сути различий между показателем выручки от реализации продукции (работ, услуг) производственного предприятия и этим же показателем для предприятия торговли.

Выбор базового показателя не только имеет принципиальное значение для расчета предельных размеров расходов на рекламу, представительских расходов и расходов на подготовку и переподготовку кадров, но и влияет на порядок применения льгот по налогу на имущество и некоторых других нормируемых величин, определяемых для целей налогообложения, о которых речь пойдет ниже.

В настоящее время вопрос в отношении норм и нормативов расходов на рекламу, представительских расходов и расходов на подготовку и переподготовку кадров решен на нормативном уровне и за основу для расчета установлен показатель валовой прибыли. Он определяется как разница между выручкой от продажи товаров (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров (см. приказ Минфина России от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы...") и по сути является валовым доходом предприятия торговли. Что же касается порядка применения этого показателя для других целей, то этот вопрос так и остался нерешенным.

Так, например, льгота по налогу на имущество предприятиям по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и научно-исследовательским учреждениям и организациям предоставляется при условии, что объем работ по этим видам деятельности составляет не менее 70% в общем объеме выручки (работ) (подп. "а", "к" п. 5 инструкции Госналогслужбы РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий").

Выбор показателя товарооборота или валового дохода при осуществлении торговой деятельности тесно связан и с определением суммарного размера страховых взносов в размере 1% при отнесении их в состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Причем если для расчета нормируемых расходов показатель товарооборота представляется более выгодным, так как позволяет увеличить размер издержек производства и обращения и в результате уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, то при определении стоимости льготируемого имущества при расчете налога на имущество, наоборот, применение показателя товарооборота влияет на размер доли выручки от реализации льготируемой продукции в общем объеме, что может привести к утрате права на использование данной льготы. Для того чтобы определить, какой показатель брать за основу, прежде всего необходимо выяснить, есть ли разница между понятиями "выручка от реализации продукции (работ, услуг) производственного предприятия" и "выручка от реализации товаров (товарооборотом) предприятия торговли".

Как известно, показатели выручки от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимости реализованной продукции участвуют в формировании финансового результата деятельности предприятия. При этом у торгового предприятия покупная стоимость приобретенных товаров в отличие от материальных затрат производственного предприятия не включается в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) (издержки обращения), которая при составлении бухгалтерской отчетности формируется по счетам учета затрат 20, 25, 26 и др. (счет 44). Издержки производства предприятия торговли представляют собой расходы, возникающие в процессе движения товаров до потребителя (п. 1.3 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом РФ по торговле 20.04.95 N 1-550/32-2).

Принятие в рассматриваемых случаях за основу показателя товарооборота означает необоснованное завышение финансового результата деятельности торговой организации, так как ее реальным доходом является валовой доход, уменьшенный на издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам. Такого же мнения придерживается Минфин РФ и МНС РФ (см. письмо Госналогслужбы РФ от 27.10.97 N ВЗ-6-04/757, письма Минфина РФ от 18.05.99 N 04-02-05/6, от 11.08.99 N 04-05-06/53).

Учитывая вышеизложенное, необходимо сделать вывод, что понятия "выручка от реализации продукции (работ, услуг) для производственного предприятия" и "валовой доход для торгового предприятия" являются идентичными. При этом валовой доход определяется как разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Эта разность представляет собой торговую надбавку, относящуюся к реализованным товарам, или, иначе говоря, реализованную торговую надбавку. Данное определение следует из п. 12.1.1 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.96 N 1-794/32-5, и объясняется спецификой деятельности торговой организации, которая существовала изначально и никогда не менялась, независимо от изменений, вносимых в порядок составления форм бухгалтерской отчетности.

Таким образом, базовым показателем предприятия торговли является валовой доход, который соответствует показателю выручки от реализации продукции (работ, услуг) производственных предприятий.


М. Бойкова,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 20, октябрь 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.