Президиум ВАС РФ разъяснил некоторые вопросы применения законодательства о взносах во внебюджетные фонды (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 N 55 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации") (Выпуск 20, октябрь 2000 г.)

Президиум ВАС РФ разъяснил некоторые вопросы
применения законодательства о взносах во внебюджетные фонды
(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 N 55
"Обзор практики разрешения арбитражными судами споров,
связанных с уплатой страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации")


В законодательстве о страховых взносах во внебюджетные фонды (действующем до 1 января 2001 г.) существует ряд спорных вопросов. Главный из них - вопрос о соотношении норм части первой НК РФ и специального законодательства о страховых взносах. Органы государственной власти не предпринимали сколько-нибудь заметных попыток устранить противоречия и неясности законодательным путем, поэтому информационного письма Президиума ВАС РФ по вопросам уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды ждали уже давно.

Следует сказать несколько слов о юридической силе информационных писем Президиума ВАС РФ. Необходимо учитывать, что содержащиеся в них выводы носят рекомендательный характер и не являются обязательными не только для органов исполнительной власти, но и для самих судов.

Однако на практике дело обстоит совершенно иначе. В подавляющем большинстве случаев арбитражные суды принимают решения именно в соответствии с рекомендациями Президиума ВАС РФ. Это означает, что если орган исполнительной власти (тот же внебюджетный фонд) придерживается противоположной позиции, то в случае спора он не сможет рассчитывать на благоприятный для себя исход дела.


***


Итак, по мнению ВАС РФ, к отношениям по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) применяются положения Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), в том числе и те правила, которые устанавливают порядок взыскания недоимки за счет денежных средств и иного имущества плательщика. Этот вывод применим и в отношении взносов в другие внебюджетные фонды, поскольку главным аргументом суда является факт отнесения внебюджетных фондов к участникам отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах (п. 7 ст. 9 НК РФ).

Через месяц после Информационного письма Президиума ВАС РФ вышло письмо ПФР от 15.08.2000 N МЗ-09-25/7298 "О применении Налогового кодекса Российской Федерации", в котором, на наш взгляд, содержится ряд неоднозначных выводов. Так в ряде случаев Пенсионный фонд исходит из того, что НК РФ применяется только в той части, которая не противоречит действующему специальному законодательству о взносах в ПФР, а именно постановлению ВС РФ от 27.12.91 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации" (далее - Постановление N 2122-1).

В названном письме сказано, в частности, следующее. На взносы в ПФР не распространяются статьи 83 и 84 НК РФ, регулирующие порядок постановки налогоплательщиков на учет. Не должны применяться ст. 114 НК РФ "Налоговые санкции" и ст. 115 "Давность взыскания налоговых санкций". Ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах применяется частично по Налоговому кодексу, а частично - по Постановлению N 2122-1. Взносы считаются уплаченными с момента списания сумм со счета плательщика, а не предъявления в банк поручения, как это предусмотрено в п. 2 ст. 45 НК РФ.

Эти выводы ПФР не соответствуют действующему законодательству и не согласуются с позицией Президиума ВАС РФ, а после 1 января 2001 г. вообще потеряют смысл, поскольку утратит силу Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденный Постановлением N 2122-1 (далее - Порядок уплаты взносов в ПФР).

Плательщикам страховых взносов в ПФР рекомендуем обратить особое внимание, что, по мнению Президиума ВАС РФ, основанием для исчисления работодателем страховых взносов в ПФР являются только выплаты, начисленные работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам. При этом предоставляемые работодателем своим работникам блага в виде бесплатного пользования услугами третьего лица, освобождения от имущественной обязанности перед третьим лицом и т.д. только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в ПФР, когда с учетом обстоятельств конкретного дела могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).

Ранее в нашем журнале высказывалась противоположная точка зрения, которая совпадала с мнением внебюджетных фондов. Она заключалась в том, что взносы в ПФР необходимо было уплачивать со всех сумм, начисленных в пользу работника, а не только с тех, которые носят характер оплаты труда. В пользу этой позиции есть весомые аргументы, однако подвергать сомнению обоснованность выводов Президиума ВАС РФ не имеет практического смысла, тем более, что они сделаны в пользу плательщиков взносов.

Для обоснования своих выводов суд сослался на ст. 100 Закона РФ от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой пенсии исчисляются с выплат, полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начисляются страховые взносы. Следовательно взносы начисляются тоже только на выплаты за выполнение работы.

Например. Предприятие выдало работникам денежные подарки к Новому году. Выплата осуществляется за счет средств, остающихся в распоряжении предприятия. Принимая во внимание Информационное письмо Президиума ВАС РФ взносы в ПФР начислять не должны.

Другой пример. Предприятие оплатило работнику лечение у стоматолога. Данные выплаты не связаны с оплатой труда и осуществлены за счет средств предприятия, остающихся после налогообложения. Взносы в ПФР не начисляются.

Надо учитывать, что в некоторых случаях подарки, поощрения и иные выплаты, которые не включаются в состав затрат по оплате труда, могут быть признаны скрытой формой оплаты труда, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Например. Организация осуществляла выплаты работникам на амбулаторное лечение. При проверке выяснилось, что указанные выше выплаты производились всем работникам с учетом результатов их труда за последний месяц и продолжительности трудового стажа, с учетом дней нахождения работника на больничном листе. ВАС РФ указал, что в этой ситуации, хотя формально выплаты не связаны с оплатой труда и осуществлялись за счет собственных средств предприятия, имеет место скрытая оплата труда. Поэтому следует начислять взносы.

Те плательщики, которые начисляли ранее страховые взносы в ПФР на выплаты, не носящие характер оплаты труда и соответственно не включаемые в себестоимость, вправе подать заявление в соответствующий внебюджетный фонд о возврате перечисленных средств или зачете в соответствии с гл. 12 НК РФ. В случае отказа вы вправе подать иск в арбитражный суд (суд общей юрисдикции) о признании данного решения фонда недействительным (о его обжаловании).

Много вопросов возникало относительно того, следует ли начислять страховые взносы если заработная плата не выплачивается (не начисляется и не выплачивается), хотя работники продолжают исполнять свои трудовые обязанности.

По мнению Президиума ВАС РФ, органы Пенсионного фонда вправе самостоятельно исчислять страховые взносы исходя из минимального размера оплаты труда только в случаях, предусмотренных законом.

Например. На предприятии сложилось тяжелое финансовое положение. В связи с этим в течение нескольких месяцев работникам не начислялась и не выплачивалась заработная плата. По мнению ПФР, согласно КЗоТ РФ (статьи 2, 15, 78, 96) работодатель был обязан начислять ежемесячно хотя бы минимальный размер заработной платы, уплачивая с этой суммы страховые взносы. Поскольку этого сделано не было, ПФР принял решение о взыскании задолженности по взносам, рассчитанной исходя из минимального размера оплаты труда.

Президиум ВАС РФ не согласился с позицией ПФР, указав при этом, что объектом тарифообложения является начисленная оплата труда. Следовательно, если начисления заработка не производилось, - взносы не уплачиваются. Из этого правила есть одно исключение: в случае установления работодателем оплаты за труд по конечным результатам работы (п. 4.3 Порядка уплаты страховых взносов в ПФР).

Таким образом, если заработная плата не начислена, - взносы не уплачиваются; но в том случае, если начисление произведено,- страховые взносы надо заплатить независимо от того, когда произойдет выплата заработка.

В данном случае суд сослался на п. 4 Порядка уплаты страховых взносов в ПФР, согласно которому окончательный расчет с ПФР производится не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Это же можно подтвердить и тем, как сформулирован объект тарифообложения в ежегодных законах о тарифах страховых взносов, - "выплаты, начисленные в пользу работников...".

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд возникает у работодателя независимо от того, выплачена работникам начисленная заработная плата или нет.

Например. Работнику было начислено в мае 1000 руб., столько же - в июне и июле. Начисленные суммы были реально выплачены только в августе. Уплачивать страховые взносы в ПФР необходимо было не позднее 15-го июня с сумм, начисленных за май, не позднее 15-го июля - начисленных за июнь и т.д.

Работодатели, использующие льготы по уплате страховых взносов в ПФР, часто не принимают во внимание то обстоятельство, что льгота по уплате страховых взносов, которая распространяется на работодателя, не освобождает последнего от обязанности удерживать страховые взносы с работающих граждан и перечислять эти взносы в Пенсионный фонд.

Работодатель является плательщиком в ПФР только в отношении тарифа в размере 28% от начисленного заработка. По взносам в размере 1% плательщиками в ПФР являются сами работники. Поэтому организации и иные работодатели, освобожденные от уплаты страховых взносов, тем не менее обязаны удерживать с работников и перечислять в ПФР взносы в размере 1% от выплат.

Аналогично следует рассуждать в случае когда от взносов освобождается работник, - за работодателем сохраняется обязанность по уплате страховых взносов в ПФР в размере 28%.

Например. Организация инвалидов пользуется льготой по уплате страховых взносов. Однако ее работники (те из них, которые не являются инвалидами) такой льготой не пользуются. Следовательно у них сохраняется обязанность по уплате 1% в ПФР.

Два пункта (7 и 8) своего обзора Президиум ВАС РФ посвятил такой категории плательщиков страховых взносов как индивидуальные предприниматели. Суть этой части обзора сводится к следующим выводам.

Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд индивидуальными предпринимателями производится с суммы полученного ими дохода, который может быть уменьшен лишь на сумму расходов, связанных с предпринимательской деятельностью. При этом страховые взносы уплачиваются независимо от того, использует индивидуальный предприниматель труд наемных работников или нет.

В соответствии с п. "б" ст. 1 Федерального закона от 20.11.99 N 197-ФЗ в 2000 г., индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы с сумм дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением (аналогичные нормы содержали и законы о тарифах на предыдущие годы). При этом в состав расходов индивидуальных предпринимателей включаются те, что определены Положением о составе затрат..., утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (ст. 12 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон о подоходном налоге)). Следовательно вычеты, предусмотренные Законом о подоходном налоге, в целях исчисления страховых взносов полученный доход не уменьшают.

Например. Суммы расходов на приобретение жилья (подп. "в" п. 6 ст. 3 Закона о подоходном налоге) не учитываются при исчислении страховых взносов, поскольку они не связаны с предпринимательской деятельностью.

Следует помнить, что индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных работников, уплачивают страховые взносы по двум основаниям:

1) с начисленной заработной платы работникам по ставке 28%;

2) с полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением по ставке 20,6%.


М. Масленников,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 20, октябрь 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение