• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Вопрос: Как отразить взаимозачет в проводках? (Выпуск АКДИ БП N 22, июнь 2000 г.)

Наше предприятие заключило договор купли-продажи, согласно которому продает организации "Полимер" компьютеры в количестве 5 шт. по цене 36 000 руб. за штуку общей стоимостью 180 000 руб. (в том числе НДС 20% - 30 000 руб.). Согласно условиям заключенного договора оплата товара будет производиться покупателем после его получения.

Кроме того, заключен второй договор купли-продажи, где "Полимер" обязуется продать нам полиэтиленовые пакеты в количестве 30 000 шт. по цене 6 руб. за штуку общей стоимостью 180 000 руб. (в том числе НДС 20% - 30 000 руб.). По договору оплата будет производиться покупателем после получения товара.

По обоим договорам выполнены все обязательства по поставке продукции. Однако ни одна из сторон не оплатила поступивший к ней товар. Стороны выверили взаимную задолженность и заключили между собой соглашение о проведении зачета взаимных требований.

Как отразить взаимозачет в проводках?


В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых производятся записи на счетах бухгалтерского учета. В этой связи, для того чтобы отразить в учете операции по взаимозачету задолженностей, стороны должны в обязательном порядке иметь документ, подтверждающий факт проведения взаимозачета. Гражданское законодательство не содержит никаких специальных требований к форме документа для оформления взаимозачета, поэтому стороны имеют право составить такой документ в любой форме с соблюдением требований, предъявляемых к первичным учетным документам п. 2 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете". Например, документом, подтверждающим факт проведения взаимозачета между двумя организациями, может служить дополнительное соглашение о проведении зачета взаимных требований к основным договорам, подписанное обеими сторонами.

При отражении в бухгалтерском учете операций по зачету взаимных требований необходимо руководствоваться общими правилами отражения в учете хозяйственных операций, так как законодательством о бухгалтерском учете какой-либо особый порядок отражения в учете операций по взаимозачету не установлен.

Поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) производится сторонами на основании отдельных самостоятельных договоров (в том числе договора купли-продажи). Поэтому операции по реализации товаров (работ, услуг), с одной стороны, и по приобретению товаров (работ, услуг), с другой стороны, отражаются в учете организаций в общеустановленном порядке исходя из условий каждого конкретного договора с соблюдением допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Документ о проведении взаимозачета, оформленный надлежащим образом, будет служить основанием для отражения операции по взаимному зачету задолженностей на счетах бухгалтерского учета. Проведение взаимозачета отражается в учете проводкой Д-т сч. 60 (76) К-т сч. 62 (76), которая делается на сумму зачета, согласованную сторонами. Если суммы встречных обязательств сторон равны, то кредиторская и дебиторская задолженности, отраженные на счетах расчетов, будут в результате проведения зачета погашены полностью. Если же суммы обязательств не совпадают, то у одной из сторон останется непогашенная часть кредиторской задолженности, а у второй - непогашенная часть дебиторской задолженности.

Поскольку при проведении взаимозачета происходит погашение дебиторских и кредиторских задолженностей (прекращение взаимных обязательств сторон), то для целей налогообложения проведение взаимозачета приравнивается к оплате.

Это означает, что если организация в своей учетной политике предусмотрела определение выручки для целей налогообложения "по оплате", то в этом случае задолженность покупателя за отгруженную продукцию, погашенная путем зачета взаимных обязательств, будет считаться оплаченной покупателем в момент (на дату) подписания документа о проведении зачета. Соответственно обязанность по начислению и уплате налогов у организации, определяющей выручку для целей налогообложения "по оплате", возникает в том отчетном периоде, когда был произведен взаимозачет.

Если организация погашает свою задолженность перед поставщиком товаров (работ, услуг) путем проведения взаимозачета, то указанные товары (работы, услуги) будут считаться оплаченными в том отчетном периоде, когда был произведен взаимозачет. Соответственно покупатель материальных ресурсов, погашающий свою задолженность перед поставщиком этих ресурсов путем проведения взаимозачета, сможет предъявить НДС по приобретенным материальным ресурсам к зачету (возмещению из бюджета) в том отчетном периоде, когда был произведен взаимозачет (при условии выполнения всех остальных требований для зачета НДС, установленных Инструкцией ГНС РФ N 39, а также при наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры поставщика).

Пример

Порядок отражения операций в бухгалтерском учете торгового предприятия "Компотех".

Предположим, что балансовая стоимость одного компьютера составляет 25 000 руб. Выручка для целей налогообложения определяется "по оплате".

Отгрузка компьютеров на основании первого договора купли-продажи:

Д-т сч. 62 К-т сч. 46 - 180 000 руб. - отражена реализация компьютеров по договорной стоимости (проводка делается на дату отгрузки, если договором не установлен иной момент перехода права собственности)

Д-т сч. 46 К-т сч. 76/НДС - 30 000 руб. - начислен НДС со стоимости реализованных компьютеров

Д-т сч. 46 К-т сч. 41 - 125 000 руб. (25 000 руб. х 5 шт.) - списана себестоимость отгруженных компьютеров.

Согласно второму договору купли-продажи отражается поступление полиэтиленовых пакетов от организации "Полимер":

Д-т сч. 41 К-т сч. 60 - 150 000 руб. - оприходованы пакеты, поступившие от организации Б

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 30 000 руб. - отражен НДС по приобретенным пакетам.

После подписания соглашения о проведении взаимозачета:

Д-т сч. 60 К-т сч. 62 - 180 000 руб. - погашаются взаимные обязательства сторон

Д-т сч. 76/НДС К-т сч. 68 - 30 000 руб. - НДС со стоимости реализованных компьютеров начислен к уплате в бюджет

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 30 000 руб. - НДС по приобретенным пакетам отнесен на расчеты с бюджетом

Д-т сч. 44 К-т сч. 67 - 625 руб. (180 000 руб. Ц 30 000 руб. Ц 125 000 руб.) х 2,5%) - начислен налог на пользователей автодорог от суммы разницы между продажной ценой реализованных компьютеров (без НДС) и их покупной стоимостью (без НДС)

Д-т сч. 46 К-т сч. 44 - 625 руб. - издержки обращения списаны на себестоимость реализованных компьютеров

Д-т сч. 46 К-т сч. 80 - 24 375 руб. (180 000 руб. Ц 30 000 руб. Ц 125 000 руб. Ц 625 руб.) - выявлена прибыль от реализации компьютеров

Д-т сч. 80 К-т сч. 68 - 375 руб. (180 000 руб. Ц 30 000 руб. Ц 125 000 руб.) х 1,5%) - начислен налог на содержание жилищного фонда от суммы разницы между продажной ценой реализованных компьютеров (без НДС) и их покупной стоимостью (без НДС).

Порядок отражения операций в бухгалтерском учете предприятия "Полимер" - производителя полиэтиленовых пакетов следующий.

Предположим, что балансовая стоимость одного готового пакета составляет 4 руб. Выручка для целей налогообложения определяется организацией "Полимер" "по отгрузке".

Отгрузка пакетов организации "Компотех" на основании второго договора купли-продажи:

Д-т сч. 62 К-т сч. 46 - 180 000 руб. - отражена реализация пакетов по договорной стоимости (проводка делается на дату отгрузки, если договором не установлен иной момент перехода права собственности)

Д-т сч. 46 К-т сч. 68 - 30 000 руб. - начислен НДС со стоимости реализованных пакетов

Д-т сч. 46 К-т сч. 40 - 120 000 руб. (4 руб. х 30 000 шт.) - списана себестоимость отгруженных пакетов

Д-т сч. 26 К-т сч. 67 - 3750 руб. (180 000 руб. Ц 30 000 руб. х 2,5%) - начислен налог на пользователей автодорог от суммы выручки без НДС от реализации пакетов

Д-т сч. 46 К-т сч. 26 - 3750 руб. - общехозяйственные расходы списаны на себестоимость реализованных пакетов (если это предусмотрено учетной политикой предприятия)

Д-т сч. 46 К-т сч. 80 - 26 250 руб. (180 000 руб. Ц 30 000 руб. Ц 120 000 руб. Ц 3750 руб.) - выявлена прибыль от реализации пакетов

Д-т сч. 80 К-т сч. 68 - 2250 руб. (180 000 руб. Ц 30 000 руб. х 1,5%) - начислен налог на содержание жилищного фонда от суммы выручки без НДС от реализации пакетов.

Согласно первому договору купли-продажи отражается поступление компьютеров от предприятия "Компотех":

Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - 150 000 руб. - отражены затраты по приобретению компьютеров, поступивших от предприятия "Компотех"

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 30 000 руб. - отражен НДС по приобретенным компьютерам

Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - 150 000 руб. - компьютеры, поступившие от организации "Компотех", поставлены на учет в составе основных средств.

После подписания соглашения о проведении взаимозачета:

Д-т сч. 60 К-т сч. 62 - 180 000 руб. - погашаются взаимные обязательства сторон

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 30 000 руб. - НДС по приобретенным компьютерам отнесен на расчеты с бюджетом.


Т. Крутякова,

Е. Шаронова,

эксперты "АКДИ ЭЖ"

Выпуск АКДИ БП N 22, июнь 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение