Вопрос: Малое предприятие приобрело офисное здание, которое после реконструкции было введено в эксплуатацию в конце 1999 г. Имеет ли предприятие право списать 50% от стоимости здания в качестве амортизации в течение первого года эксплуатации здания, если часть его сдается в аренду, а другая часть используется как офисное помещение? (Выпуск 21, ноябрь 2000 г.)

Малое предприятие приобрело офисное здание, которое после реконструкции было введено в эксплуатацию в конце 1999 г.

Имеет ли предприятие право списать 50% от стоимости здания в качестве амортизации в течение первого года эксплуатации здания, если часть его сдается в аренду, а другая часть используется как офисное помещение?


Право применения ускоренной амортизации и списания дополнительно амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более трех лет предоставлено субъектам малого предпринимательства в отношении основных производственных фондов (ст. 10 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон). При этом Закон не предусматривает ограничения периода действия рассматриваемых льгот, а значит, они могут применяться с любого года независимо от ввода основных средств в эксплуатацию.

В то же время важно обратить внимание, что указанные льготы предоставляются малым предприятиям по основным производственным фондам, к которым относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности предприятия (п. 118 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н). Основные средства, используемые в получении доходов по обычным видам деятельности, относятся к производственным, а не используемые при осуществлении обычных видов деятельности - к непроизводственным (п. 117 Методических рекомендаций). Поэтому для ответа на поставленный вопрос важное значение имеет направление деятельности предприятия, к которому относятся операции по предоставлению имущества в аренду.

Если предоставление имущества в аренду относится к обычному виду деятельности предприятия, то амортизационные отчисления по такому имуществу учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности, осуществление которых связано с этой деятельностью (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н; п. 68 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н), т. е. относятся на себестоимость. Соответственно в этом случае предприятие вправе применить льготы, предусмотренные п. 10 Закона по всей стоимости здания.

Если предоставление имущества в аренду относится к прочим видам деятельности, то амортизационные отчисления по той части здания, которая сдана в аренду, будут учитываться в составе операционных расходов предприятия (п. 11 ПБУ 10/99, п. 68 Методических указаний). В этом случае, по нашему мнению, предприятие вправе применить льготу, предусмотренную п. 10 Закона, только в отношении той части здания, которая используется им под офис. При этом первоначальная стоимость этой части может быть определена относительно размера площади, используемой под офис предприятия.


М. Бойкова

Выпуск 21, ноябрь 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.