Число льгот в регионах уменьшится. Комментарий к письму МНС РФ от 18.05. 2000 N ВГ-6-02/381 (Выпуск АКДИ БП N 25, июнь 2000 г.)

Число льгот в регионах уменьшится
Комментарий к письму МНС РФ от 18.05.2000 N ВГ-6-02/381


18 мая 2000 года Министерство РФ по налогам и сборам подписало Письмо "По вопросу предоставления льгот по налогу на прибыль органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (опубликовано в "ЭЖ" N 22, с. 10). Прокомментировать его мы попросили заместителя руководителя Департамента методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения МНС РФ советника налоговой службы I ранга Елену Попову.

Необходимость этого Письма вызвана многочисленными вопросами, поступающими как от налогоплательщиков, так и от налоговых органов.

Отметим, что налог на прибыль является федеральным налогом. В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" элементы обложения данным налогом, в том числе и налоговые льготы, должны устанавливаться законодательными актами Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации определено, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы, при этом определяя их перечень и элементы налогообложения. Установление налогов и сборов органами государственной власти субъектов Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией Российской Федерации и с общими принципами налогообложения, содержащимися в федеральных законах.

В настоящее время законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерации.

31 марта 1999 года был принят Федеральный закон N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Им было установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу на прибыль исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой Кодекса. Как разъяснено в Письме, в настоящее время Кодексом не предусмотрены положения, закрепляющие права, порядок и условия предоставления отдельным категориям налогоплательщиков льгот по федеральным налогам в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации с 1 апреля 1999 года не имеют права устанавливать льготы по налогу на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков. Соответственно при исчислении налога на прибыль организации не могут применять вновь вводимые (после 1 апреля 1999 года) льготы. Но льготы, установленные до введения в действие Федерального закона N 62-ФЗ, действуют до истечения срока, на который они были предоставлены, или их отмены.

Также в Письме был разъяснен порядок предоставления индивидуальных льгот, в частности по налогу на прибыль. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ отменил п. 2 ст. 56 Налогового кодекса РФ. Вследствие этого организации, имевшие индивидуальные льготы, без определенного срока их действия утратили на них право с 1 января 2000 года. Льготы, имеющие определенные сроки, утрачивают силу по истечении этих сроков.

Следовательно, законы, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации после введения в действие федеральных законов N 62-ФЗ и N 154-ФЗ, устанавливающие новые дополнительные (и индивидуальные) льготы по налогу на прибыль, вступают в противоречие с частью первой Налогового кодекса и названными выше законодательными актами. Это, в свою очередь, требует отмены этих законов или внесения в них изменений в установленном порядке.

Налоговые органы при установлении таких правовых актов, которые в действительности противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и т. д., должны опротестовывать их в органах прокуратуры.


Е. Попова,

Советник налоговой службы I ранга

Выпуск АКДИ БП N 25, июнь 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.