Налог на имущество предприятий: отраслевые особенности (Выпуск АКДИ БП N 25, июнь 2000 г.)

Налог на имущество предприятий: отраслевые особенности


Сколько платят газовики?


Существуют ли какие-либо особенности исчисления и уплаты организациями газовой промышленности налога на имущество предприятий?

Нет. Методика исчисления и уплаты налога на имущество предприятий едина для организаций любых отраслей экономики Российской Федерации. Поэтому организации газовой промышленности исчисляют и уплачивают налог на имущество в общеустановленном порядке.

Следует только иметь в виду, что согласно ст. 5 "г" Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость магистральных трубопроводов, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов.

При определении состава исключаемых из налоговой базы сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии магистральных трубопроводов, следует руководствоваться Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными постановлением Совета Министров СССР 22 октября 1998 г. N 1072 (разделы "Сооружения").

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Вместо указанной даты 22 октября 1998 г. следует читать 22 октября 1990 г.


Статьей 4 "ж" вышеназванного Закона установлено, что налогом на имущество не облагается имущество, используемое для образования страхового и сезонного запаса на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Решение (распоряжение, приказ) по Минтопэнерго России (в настоящее время - Министерство энергетики РФ) о размере страхового и сезонного запаса газа по организациям ОАО "Газпром", а также о составе имущества, используемого для его хранения в транспортных организациях общества, является основанием для предоставления указанной льготы организациям ОАО "Газпром", на балансе которых находятся природный газ и подземные хранилища газа, предназначенные для создания страхового и сезонного запаса газа.

Налог на имущество предприятий полностью поступает в бюджеты субъектов РФ. Размеры страховых и сезонных запасов должны быть согласованы с территориальными органами власти, в том числе по месту нахождения обособленных структурных подразделений, налог на имущество по которым исчисляется и уплачивается головной организацией.



О льготах на мобилизационные мощности


Имеет ли организация право на льготу по налогу на имущество предприятий, если находящиеся на ее балансе мобилизационные мощности переданы другой организации по договору аренды во временное пользование?

Подпунктом 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 5 "и" Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", действующей в части, не противоречащей НК РФ, стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. Указанная норма распространяется на мобилизационные мощности, находящиеся на балансе организации, как на неиспользуемые, так и используемые в текущем производстве.

Постановлением Правительства РФ "О совершенствовании системы мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации" (п. 12) установлено, что организации могут использовать в мирное время мобилизационные мощности, предназначенные для выпуска вооружения, военной техники и военно-технического имущества, для производства иной продукции, а также сдавать их в аренду в соответствии с действующим законодательством при условии обеспечения их готовности к выполнению установленных мобилизационных заданий.

Таким образом, если организации имеют на балансе мобилизационные мощности и сдают их в аренду во временное пользование в соответствии с действующим законодательством, а также обеспечивают их готовность к выполнению установленного мобилизационного задания, то они вправе исключить из налоговой базы стоимость мобилизационных мощностей при исчислении налога на имущество предприятий.


Постановка на учет на уплату не влияет


Каковы особенности постановки на учет в налоговых органах предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта? Влияют ли они на действующий порядок исчисления и уплаты налога на имущество предприятий?

Особенности порядка постановки на учет железных дорог, отделений железных дорог с учетом требований части первой Налогового кодекса РФ установлены Письмом МНС РФ от 24 ноября 1999 г. N ФС-15-12/1310, которое направлено первому заместителю министра путей сообщения РФ.

Соответствующие разъяснения об особенностях порядка постановки на учет в налоговых органах железных дорог, отделений железных дорог направлены в управления МНС РФ и государственные налоговые инспекции по субъектам РФ.

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (ст. 9) установлено, что до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ филиалы и представительства организаций, признававшиеся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам, исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.

По налогу на имущество порядок расчетов с бюджетом головных организаций за филиалы и иные обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, установлен Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 1-ФЗ "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".

Отделения железной дороги, являющиеся юридическими лицами и имеющие в своем составе филиалы и иные обособленные подразделения, в соответствии со ст. 7 названного Закона обязаны уплачивать налог на имущество исходя из соответствующей налоговой базы по месту нахождения организации, а также по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно ст. 11 части первой НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Письмо МНС РФ от 24 ноября 1999 г. N ФС-15-12/1310, направленное МПС РФ, определяет особенности постановки на учет в налоговых органах предприятий и учреждений железнодорожного транспорта (кроме железных дорог, отделений железных дорог) и не изменяет порядка исчисления и уплаты налога на имущество предприятий.


Льготы энергонадзору


Освобождаются ли от уплаты налога на имущество предприятий управления государственного энергетического надзора в субъектах РФ?

Да, освобождаются. Согласно ст. 4 "а" Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) данным налогом не облагается, в частности, имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 Положения о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" в систему госэнергонадзора входят управления государственного энергетического надзора в субъектах РФ (государственные учреждения), уставы которых утверждаются Минтопэнерго России (в настоящее время Министерство энергетики РФ).

Органы и учреждения госэнергонадзора в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и указанным Положением.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 8 мая 1996 г. N 560 "О реорганизации органов государственного энергетического надзора в Российской Федерации" управления государственного энергетического надзора в субъектах РФ финансируются за счет средств, включаемых региональными энергетическими комиссиями в тарифы на электрическую и тепловую энергию по нормативам, устанавливаемым региональными энергетическими комиссиями, которые аккумулируются на специальном счете, открываемом в установленном порядке.

Учитывая изложенное, имущество управлений госэнергонадзора в субъектах РФ не подлежит обложению налогом на имущество предприятий в соответствии со ст. 4 "а" упомянутого Закона (как имущество органов исполнительной власти).


А. Новиков,

заместитель начальника Управления ресурсных платежей МНС России,

государственный советник налоговой службы III ранга

Выпуск АКДИ БП N 25, июнь 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.