Вопрос: Сфера деятельности предприятия - розничная торговля. Учет товаров ведется по закупочным ценам. В приказе об учетной политике зафиксировано, что продажная цена на товар может меняться в течение дня в зависимости от спроса. Колебание цены менее 10%. Склада нет. Нужно ли выписывать прайс-листы или достаточно ли ценника с подписью и печатью? Если нет, то какие документы нужно оформлять? (Выпуск АКДИ БП N 25, июнь 2000 г.)

Сфера деятельности предприятия - розничная торговля. Учет товаров ведется по закупочным ценам. В приказе об учетной политике зафиксировано, что продажная цена на товар может меняться в течение дня в зависимости от спроса. Колебание цены менее 10%. Склада нет.

Нужно ли выписывать прайс-листы или достаточно ли ценника с подписью и печатью? Если нет, то какие документы нужно оформлять?


В настоящее время цены на большинство товаров устанавливают сами предприятия торговли, за исключением цен, регулируемых государством (Указ Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 297 "О мерах по либерализации цен", постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)").

Нормативных документов, определяющих механизм изменения свободных цен, нет. Однако существуют Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденные Министерством экономики РФ 6 декабря 1995 г. N СИ-484/7-982 (далее - Методические рекомендации). В Письме Минэкономики РФ от 20 декабря1995 г. N 7-1026 указывается, что Методические рекомендации носят рекомендательный характер, но подготовлены они с участием Госналогслужбы РФ, Минфина РФ, Роскомторга, Центросоюза России и отдельных органов ценообразования субъектов РФ и предназначены для оказания методической помощи предприятиям и организациям при формировании и применении свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Поэтому их применение в практической работе следует признать целесообразным.

Свободные розничные цены определяются розничными торговыми предприятиями исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки, которая определяется продавцом самостоятельно (за исключением тех торговых надбавок, уровень которых регулируется в соответствии с действующим законодательством) в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров (п. 4.1, 4.3 Методических рекомендаций).

Обозначение свободных розничных цен осуществляется розничными торговыми предприятиями на ценниках образцов товаров, выставляемых в указанных предприятиях (п. 5.2 Методических рекомендаций). При этом свободные розничные цены и уровень применяемых торговых надбавок фиксируются в специальном реестре, форма которого приведена в приложении N 2 к Методическим рекомендациям. При изменении свободной розничной цены на товар сформированная новая цена и дата ее введения также регистрируются в реестре (п. 6.3 Методических рекомендаций). Указанный реестр подписывается руководителем предприятия.

Также необходимо иметь в виду, что ценники на все виды реализуемых товаров должны быть заверены подписью материально ответственного лица или другого должностного лица, на которое возложены обязанности по формированию цен (см. Письмо Комитета РФ по торговле от 13 марта 1995 г. N 1-304/32-2 "О порядке оформления ценников на реализуемые товары").

Таким образом, предприятие розничной торговли вправе по собственной инициативе изменить торговую надбавку и установить новую розничную цену. При этом изменение цены на товар необходимо отразить не только на ценнике, но и в специальном реестре, подписываемом руководителем предприятия. Поскольку в прайс-листах указываются текущие цены, то в случае изменения розничных цен возникает необходимость выписывать новые прайс-листы.

Если же реестр на предприятии не ведется, то в данной ситуации, по нашему мнению, изменение цены на товар должно оформляться распорядительным документом (приказом, распоряжением или иным локальным актом), подписываемым руководителем предприятия (или другим должностным лицом, на которое возложены обязанности по формированию цен). Поскольку цены на товар могут меняться несколько раз в день, в распорядительном документе должно указываться и время, когда изменялась цена.


Е. Шаронова,

эксперт "АКДИ ЭЖ"

Выпуск АКДИ БП N 25, июнь 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.