Квартальный отчет - 2000: изменения в законодательстве (Выпуск АКДИ БП N 27, июль 2000 г.)

Квартальный отчет - 2000: изменения в законодательстве


Начиная с 2000 года в порядок подготовки и составления бухгалтерской отчетности внесены существенные изменения. В рамках Программы реформирования общероссийской системы бухгалтерского учета в целях приведения ее в соответствие с требованиями международных стандартов в 2000 году введены в действие нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, которые установили новые подходы к формированию в учете доходов и расходов организации, методологии бухгалтерского учета отдельных хозяйственных операций, составлению и представлению бухгалтерской отчетности.

Вступили в силу новые Положения по бухгалтерскому учету:

ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н;

ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н;

ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах", утвержденное Приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 5н;

ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам", утвержденное Приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. N 11н.

Изложены в новой редакции действующие Положения по бухгалтерскому учету:

ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденное Приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. N 2н;

ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н.

Внесены изменения в ранее принятые нормативные акты:

Приказом Минфина РФ от 24 марта 2000 г. N 31н внесены изменения в следующие нормативные акты:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н;

ПБУ 5/99 "Учет материально-производственных запасов";

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Вместо указанного ПБУ 5/99 "Учет материально-производственных запасов" следует читать "ПБУ 5/98 "Учет материально-производственных запасов" (утв. приказом Минфина РФ от 15 июня 1998 г. N 25н)


ПБУ 6/99 "Учет основных средств".

Приказом Минфина РФ от 28 марта 2000 г. N 32н внесены изменения в Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. N 33н.

Внесенные этими приказами изменения вводятся начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 г. Это означает, что порядок ведения учета операций, осуществляемых с начала 2000 г., необходимо привести в соответствие с изменениями в законодательстве.

Приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. В приложении 3 к указанной Инструкции приведен перечень изменений, вносимых в нормативные акты. Согласно этому перечню из отдельных Положений по бухгалтерскому учету исключены пункты, касающиеся бюджетных организаций (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", ПБУ 5/99 "Учет материально-производственных запасов", ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации").

Приказ вступил в силу с 3 марта 2000 г. С учетом требований Инструкции данные бухгалтерского учета и показатели бухгалтерской отчетности бюджетных организаций должны быть скорректированы по состоянию на 1 апреля 2000 г. в порядке, изложенном в Письме Минфина РФ от 27 марта 2000 г. N 03-01-12/11-110.

Приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 4н установлены общие требования по составлению и представлению бухгалтерской отчетности и приведены образцы форм бухгалтерской отчетности, рекомендуемые к использованию в качестве базовых при разработке организациями собственных форм отчетности с учетом специфики их деятельности.

С вводом в действие данного Приказа утратил силу Приказ Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организации" (с учетом изменений и дополнений) и утвержденная этим Приказом Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности. Таким образом, начиная с отчетности за 2000 г. организациям предоставлено право самостоятельно формировать показатели бухгалтерской отчетности. При этом необходимо соблюдать требования законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок подготовки информации о деятельности организации в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и отражения полученной информации в бухгалтерской отчетности.

Приказом Минфина РФ от 4 февраля 2000 г. N 16н установлены новые предельные нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок.

Приказом Минфина РФ от 15 марта 2000 г. N 26н определены новые нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу, на подготовку и переподготовку кадров и внесены изменения в порядок их применения.

Рассмотрим наиболее существенные изменения, внесенные в нормативные акты по бухгалтерскому учету, которые необходимо учесть при подготовке и составлении бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2000 г.


Учет нематериальных активов


По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет.

Таким образом, по нематериальным активам, приобретенным после 1 января 2000 г., вместо ранее установленных десяти лет удлиняется до двадцати лет срок, исходя из которого исчисляются нормы амортизационных отчислений в случаях, когда невозможно определить срок полезного использования этих активов (но не более срока деятельности организации).

Пример 1

Организация приобрела программу стоимостью 12 000 руб. для определения профессионального уровня работников организации, а также при приеме на работу новых сотрудников. В договоре на передачу программного продукта срок полезного использования не оговорен. Учитывая, что нормативный срок использования программных продуктов законодательством не установлен и документальное подтверждение какого-либо конкретного срока также отсутствует, этот срок должен быть принят продолжительностью в 20 лет. Норма ежемесячной амортизации составит 50 руб. (12 000 руб.: 20 лет : 12 мес.).

Отражение в бухгалтерском учете:

Д-т сч. 04 К-т сч. 08 - 10 000 руб. - постановка на учет программного продукта

Д-т сч. 26 К-т сч. 05 - 50 руб. - ежемесячное начисление амортизации начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет программного продукта.

Приобретенная деловая репутация организации должна быть скорректирована в течение двадцати лет.

Прежде всего требуется нормативное регулирование самого понятия "деловая репутация". В соответствии с изменениями, внесенными Приказом Минфина РФ N 34н, деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной.

Первоначальная стоимость положительной деловой репутации списывается путем начисления амортизации.

Отрицательная деловая репутация подлежит равномерному списанию на финансовые результаты как операционные доходы. Амортизируемый срок - 20 лет.

Обращаем внимание, что порядок отражения в бухгалтерском учете деловой репутации организации до настоящего времени не имеет четкого нормативного регулирования и применение вышеизложенных положений будет возможно только после соответствующих разъяснений официальных органов.


Учет основных средств


При внесении основных средств в качестве вклада учредителей в уставный капитал организации стоимость этих основных средств отражается первоначально на счете 08 "Капитальные вложения".

При ранее действовавшем порядке счет 08 "Капитальные вложения" по таким операциям не применялся.

В бухгалтерском учете внесение основных средств в качестве вклада в уставный капитал отражается проводками:

Д-т сч. 08 "Капитальные вложения" К-т сч. 75 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал"

Д-т сч. 01 "Основные средства" К-т сч. 08 "Капитальные вложения".

Пример 2

Предприятием получено в качестве вклада в уставный капитал от другого предприятия оборудование по согласованной стоимости 100 000 руб.

Отражение в бухгалтерском учете:

На сумму дебиторской задолженности учредителя по вкладу в уставный капитал (на дату регистрации предприятия):

Д-т сч. 75 К-т сч. 85 - 100 000 руб.

На стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал (на дату оприходования):

Д-т сч. 08 К-т сч. 75 - 100 000 руб.

Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - 100 000 руб.

Первоначальная стоимость основных средств включает все затраты, связанные с их приобретением и созданием.

При приобретении и возведении (сооружении) объектов основных средств все затраты, собираемые на счете 08 "Капитальные вложения", подлежат включению в первоначальную стоимость объекта, в том числе затраты, ранее отражаемые на субсчете "Затраты, не увеличивающие стоимости основных средств".

В соответствии с п. 3.1.7 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина РФ от 30 декабря 1993 г. N 160) к таким затратам относятся, например, затраты на подготовку и переподготовку кадров для основной деятельности строящихся предприятий, затраты перспективного характера, связанные со строительством (геологоразведочные, изыскательские, буровые и др.), затраты, связанные с возмещением стоимости сносимых при отводе земельных участков под строительство строений и посадок, проценты по кредитам банков.

Если в соответствии с прежним порядком указанные затраты покрывались за счет собственных средств организации или иного источника финансирования, то теперь они в полной сумме включаются в стоимость объекта основных средств.

Основные средства, полученные по договору дарения или иным образом безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости и учитываются в составе внереализационных доходов организации.

При этом организация может выбрать, каким способом отнести стоимость полученных безвозмездно основных средств на финансовые результаты деятельности организации:

- в полной сумме в момент принятия основных средств к бухгалтерскому учету.

Отражение в бухгалтерском учете:

на дату принятия к бухгалтерскому учету: Д-т сч. 08 "Капитальные вложения" К-т сч. 80 "Прибыли и убытки"

Д-т сч. 01 "Основные средства" К-т сч. 08 "Капитальные вложения";

- по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования основных средств.

Отражение в бухгалтерском учете:

на дату принятия к бухгалтерскому учету - на первоначальную стоимость основных средств:

Д-т сч. 08 "Капитальные вложения" К-т сч. 83 "Доходы будущих периодов"

Д-т сч. 01 "Основные средства" К-т сч. 08 "Капитальные вложения";

на дату начисления амортизации - на сумму амортизационных отчислений:

Д-т сч. учета затрат (20, 26, 44 и др.) К-т сч. 02 "Износ основных средств"

Д-т сч. 83 "Доходы будущих периодов" К-т сч. 80 "Прибыли и убытки".

Пример 3

Предприятием получен безвозмездно от физического лица персональный компьютер, который был оприходован по рыночной стоимости 12 000 руб. Срок полезного использования - 8 лет, норма амортизации - 12,5% в год.

Отражение в бухгалтерском учете:

Д-т сч. 08 К-т сч. 83 - 12 000 руб. - отнесение стоимости полученного объекта в сумме капвложений на доходы будущих периодов

Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - 12 000 руб. - оприходование полученного объекта

Д-т сч. 20 К-т сч. 02 - 125 руб. - ежемесячное начисление амортизации.

При сдаче имущества в аренду порядок начисления амортизации зависит от того, как учитываются доходы и расходы от осуществления этой операции.

Д-т сч. 83 К-т сч. 80 - 125 руб. - отнесение стоимости объекта на внереализационные доходы по мере начисления амортизации.

В соответствии с новыми правилами учета доходов и расходов организации при сдаче имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности либо в составе операционных доходов и расходов.

В первом случае сдача имущества в аренду признается предметом деятельности организации, и доходы от осуществления этой деятельности отражаются на счете учета выручки, а расходы - на счетах учета производственных затрат (счета 20, 26, 44 и т. п.).

Во втором случае, когда сдача имущества в аренду не является предметом деятельности организации, доходы и расходы отражаются на счете 80 "Прибыли и убытки".

Таким образом, важно правильно применить понятие "предмет деятельности".

К предмету деятельности организации прежде всего относится предпринимательская деятельность, которая в учредительных документах определена в качестве цели создания организации.

Поскольку коммерческие организации могут вести любую деятельность, не противоречащую законодательству, в учредительных документах могут быть не отражены все виды осуществляемой ими деятельности.

В этом случае при определении предмета деятельности организации можно руководствоваться следующими критериями, характеризующими деятельность организации как:

предпринимательскую, то есть конечной целью является извлечение прибыли;

систематическую, то есть эта деятельность осуществляется в течение длительного периода постоянно или с определенной периодичностью и не является разовой или единовременной;

существенную, то есть превышает установленный организацией уровень существенности для определения предмета деятельности организации (например, если более 20% всех доходов организации составляют доходы от этого вида деятельности, то он может быть признан предметом деятельности организации).

Учитывая, что понятие "предмет деятельности" является ключевым при решении вопроса о правильном определении структуры доходов и расходов организации для их отражения в бухгалтерском учете и целей налогообложения, необходимо разъяснение официальных органов о порядке практического применения указанного понятия.

Пример 4

Предприятием в первом полугодии 2000 г. получены доходы в сумме 120 000 руб., включая НДС - 20 000 руб., только от сдачи в аренду оборудования, которые по результатам деятельности в отчетном периоде были признаны доходами от обычных видов деятельности. Однако в течение отчетного периода указанные доходы отражались в составе операционных доходов. Учет выручки - по отгрузке. Расчеты - авансовыми платежами.

Отражение в бухгалтерском учете:

в течение отчетного периода:

Д-т сч. 51 К-т сч. 76 - авансовые платежи по арендной плате (всего на сумму 120 000 руб.)

Д-т сч. 76 К-т сч. 80 - начисление арендной платы (всего на сумму 120 000 руб.)

Д-т сч. 80 К-т сч. 68 - НДС с арендной платы (всего на сумму 20 000 руб.);

в конце отчетного периода:

Д-т сч. 76 К-т сч. 80 - 120 000 руб. (сторно) - запись сторнируется

Д-т сч. 80 К-т сч. 68 - 120 000 руб. (сторно) - запись сторнируется

Д-т сч. 76 К-т сч. 46 - 120 000 руб. - новая запись на сумму начисленных арендных платежей

Д-т сч. 46 К-т сч. 68 - 20 000 руб. - новая запись на сумму НДС с арендной платы

Д-т сч. 26 К-т сч. 67 - 2500 руб. - начислен налог на пользователей автодорог (100 000 руб. х 2,5%)

Д-т сч. 80 К-т сч. 68 - 1500 руб. - начислен налог на жилфонд (100 000 руб. х 1,5%).

В дальнейшем операции по аренде учитываются с использованием счетов 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и 64 "Расчеты по авансам полученным".

Капитальные вложения в имущество, подлежащее государственной регистрации, считаются незавершенными до подтверждения их государственной регистрации.

В соответствии с изложенным требованием при оприходовании отдельных видов имущества даже при наличии акта приемки-передачи, оформленного в установленном порядке, имущество не подлежит принятию к бухгалтерскому учету до представления свидетельства об их государственной регистрации и учитывается в составе незавершенных капитальных вложений (счет 08 "Капитальные вложения").

Пример 5

Предприятием торговли приобретено здание под склад по рыночной стоимости 100 000 руб. Здание подлежит государственной регистрации в Госкомимуществе. На момент передачи здания свидетельство о регистрации еще не получено.

Отражение в бухгалтерском учете:

Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - 100 000 руб. - на дату передачи здания по акту приема-передачи основных средств

Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - 100 000 руб. - на дату регистрации здания в Госкомимуществе при получении свидетельства о регистрации.

При выбытии объектов основных средств суммы дооценки, учтенные на счете 87 "Добавочный капитал", списанию не подлежат.

Переоценка основных средств проводится путем индексации стоимости основных средств с применением индекса-дефлятора либо прямым пересчетом по документально подтвержденным рыночным ценам.

В бухгалтерском учете результаты переоценки основных средств отражаются проводками:

при увеличении стоимости основных средств:

Д-т сч. 01 К-т сч. 87 - на сумму увеличения стоимости основных средств

Д-т сч. 87 К-т сч. 02 - на сумму доначисленной амортизации;

при уменьшении стоимости основных средств:

Д-т сч. 87 К-т сч. 01 - на сумму уменьшения стоимости основных средств:

Д-т сч. 02 К-т сч. 87 - на сумму уменьшения амортизации.

При отражении в бухгалтерском учете выбытия основных средств, подвергшихся дооценке, учитывается их восстановительная стоимость. Использование сумм дооценки, отраженных на счете 87 "Добавочный капитал", осуществляется в общеустановленном порядке.

Отменен порядок, в соответствии с которым результаты переоценки, учтенные на счете 87 "Добавочный капитал", при выбытии основных средств также подлежали списанию.

Результаты переоценки основных средств, проведенной организацией в добровольном порядке, учитываются для целей налогообложения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Письме МНС РФ от 17 апреля 2000 г. N ВГ-6-02/288, при исчислении налога на имущество и налога на прибыль принимаются во внимание восстановительная стоимость основных средств и сумма амортизационных отчислений с восстановительной стоимости.

Оприходование предметов, полученных при списании объектов основных средств, осуществляется по рыночной стоимости.

Прежний порядок предусматривал при оприходовании полученных от разборки списанных основных средств, пригодных к дальнейшему использованию, руководствоваться ценой их возможного использования или реализации.

Стоимость предметов, полученных при списании основных средств, относится на финансовые результаты.

Предметы, полученные при списании основных средств, на счетах учета списания основных средств не отражаются. Такие предметы учитываются в составе доходов организации и относятся при списании основных средств сразу на финансовые результаты.

В бухгалтерском учете делаются проводки:

Д-т сч. учета ценностей (10, 12) К-т сч. 80 "Прибыли и убытки".


Учет материально-производственных запасов


Выбранный метод оценки материально-производственных запасов и при их отпуске в производство, и ином выбытии и амортизации по МБП определяется в течение отчетного года по виду (группе) запасов и МБП.

В соответствии с предыдущим порядком применение одного из способов оценки допускалось по конкретному наименованию материально-производственных запасов, а начисление амортизации - по конкретному предмету.

Таким образом, необходимо проверить, соответствует ли принятый организацией порядок списания и начисления амортизации по приобретенным в 2000 г. соответственно производственным запасам и МБП установленным требованиям, и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.


Амортизация имущества


Не подлежат амортизации объекты основных средств, нематериальных активов и МБП некоммерческих организаций.

Если же активы приобретены за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и используются в процессе этой деятельности, амортизация по ним начисляется в общеустановленном порядке.

По объектам основных средств и МБП, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, начисляется амортизация.

Производится начисление амортизации по объектам основных средств и МБП, приобретенных за счет бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств в 2000 г.

Приобретение имущества за счет бюджетных средств в бухгалтерском учете отражается следующим образом:

Д-т сч. 96 К-т сч. 83 - использование источника финансирования при приобретении основных средств

Д-т сч. 83 К-т сч. 80 - начисление амортизации.


Учет курсовых разниц


Для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности валютных операций производится пересчет стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте, в рубли по курсу Центрального банка РФ:

- на дату совершения операции.

Перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте представлен в Приложении к ПБУ 3/2000.

Обращаем внимание, что, начиная с операций 2000 г., при формировании уставного капитала организации стоимость вклада, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату приобретения организацией статуса юридического лица.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Напомним, что согласно прежней редакции ПБУ 3/99 такой пересчет производился на дату подписания учредительных документов;

- на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности.

При этом под отчетной датой следует понимать последний день отчетного месяца, а не первое число месяца, следующего за отчетным;

- по мере изменения курсов иностранных валют, котируемых ЦБ РФ.

Применяется только при пересчете валютных денежных средств в кассе организации и на счетах в кредитных организациях.

Курсовые разницы, возникающие при осуществлении операций в иностранной валюте, зачисляются на финансовые результаты организации (счет 80 "Прибыли и убытки") по мере их принятия к бухгалтерскому учету.

В 2000 г. счет 83 "Доходы будущих периодов" для учета курсовых разниц не применяется.

Курсовые разницы, связанные с формированием уставного капитала организации, подлежат отнесению на ее добавочный капитал.

Курсовые разницы отражаются в составе внереализационных доходов (положительные) и внереализационных расходов (отрицательные) организации.

В соответствии с прежним порядком курсовые разницы отражались в составе операционных доходов и расходов организации.

Пример 6

Предприятием заключен экспортный контракт на продажу продукции собственного производства на сумму 10 000 у. е. В предшествующем отчетному периоде получена предоплата в размере 100% от суммы, указанной в контракте. Переход права собственности - при прибытии на таможенную территорию страны назначения.

Отражение в бухгалтерском учете:

Д-т сч. 52.1 К-т сч. 64 - 10 000 у. е. - 283 400 руб. - поступил аванс в счет экспортной поставки на транзитный валютный счет (курс - 28,34 руб./дол.)

Д-т сч. 64 К-т сч. 68 - 1667 у. е. - 47 243 руб. - начислен НДС с аванса (283 400 х 16,67)

Д-т сч. 80 К-т сч. 64 - 1000 руб. - курсовая разница при пересчете остатка на конец месяца (курс - 28,46)

Д-т сч. 45 К-т сч. 40 - 175 600 руб. - отгружена продукция со склада предприятия по себестоимости

Д-т сч. 64 К-т сч. 46 - 10 000 у. е./ 286 300 руб. - отражена выручка от реализации товаров на дату перехода права собственности к покупателю (курс - 28,63)

Д-т сч. 68 К-т сч. 64 - 1667 у. е./ 47 243 руб. - зачет НДС при подтверждении экспорта

Д-т сч. 80 К-т сч. 64 - 1900 руб. - курсовая разница.


Учет суммовых разниц


Особое внимание необходимо обратить на изменения в порядке учета суммовых разниц, возникающих в случаях, когда в соответствии с условиями договоров продукция, товары, работы или услуги оплачиваются в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

В соответствии с требованиями ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 суммовые разницы могут по-разному отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в зависимости от порядка признания в учете доходов и расходов организации:

- в составе выручки от продажи продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также другие доходы, которые учитываются как доходы от обычных видов деятельности;

- в составе расходов организации, включаемых в себестоимость продукции, товаров, работ и услуг, и других расходов, которые учитываются как расходы от обычных видов деятельности;

- в стоимости материальных ценностей и нематериальных активов, приобретенных организацией;

- в составе операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов.

До введения в действие ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 суммовые разницы относились на финансовые результаты деятельности организации (счет 80 "Прибыли и убытки") и учитывались в составе внереализационных доходов и расходов организации.

В бухгалтерской отчетности суммовые разницы в зависимости от характера их возникновения отражаются в составе доходов или расходов от обычных видов деятельности, операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов.

Пример 7

Предприятие-покупатель приобретает у предприятия-продавца товары на сумму 120 000 руб., включая НДС - 20 000 руб., для собственных нужд (материалы для основного производства). Предоплата - 50% от суммы, установленной договором. Учет выручки - по оплате. Стоимость товара указана в договоре в условных единицах, эквивалентных долларам США.

Отражение в бухгалтерском учете

У продавца

- Поступил аванс в счет поставки товаров:

Д-т сч. 51 К-т сч. 64 - 60 000 у. е./1 700 400 руб. - отражена сумма аванса (курс - 28,34)

Д-т сч. 64 К-т сч. 68 - 10 000 у. е./283 400 руб. - НДС с аванса отнесен на расчеты с бюджетом.

- Товары отгружены покупателю:

Д-т сч. 62 К-т сч. 46 - 120 000 у. е./3 451 200 руб. - отражена сумма выручки с учетом НДС (курс - 28,76 руб./дол.)

Д-т сч. 46 К-т сч. 62 - 25 200 руб. - суммовая разница

Д-т сч. 46 К-т сч. 68 - 10 000 у. е./283 400 руб. - НДС с выручки по оплаченным товарам отнесен на расчеты с бюджетом

Д-т сч. 46 К-т сч. 76 - 10 000 у. е./287 600 руб. - отражен НДС с выручки по неоплаченным товарам

Д-т сч. 68 К-т сч. 64 - 10 000 у. е./283 400 руб. - засчитан НДС с аванса

Д-т сч. 64 К-т сч. 62 - 60 000 у. е./ 1 700 400 руб. - засчитана сумма аванса.

- Поступила дебиторская задолженность за отгруженные товары:

Д-т сч. 51 К-т сч. 62 - 60 000 у. е./1 711 800 руб. - отражена сумма дебиторской задолженности

Д-т сч. 76 К-т сч. 68 - 10 000 у. е./285 300 руб. - НДС с дебиторской задолженности отнесен на расчеты с бюджетом

Д-т сч. 68 К-т сч. 76 - 2300 руб. - суммовая разница

Д-т сч. 46 К-т сч. 62 - 11 400 руб. - суммовая разница.

У покупателя

- Перечислен аванс в счет поставки товаров:

Д-т сч. 61 К-т сч. 51 - 60 000 у. е./1 700 400 руб. - отражена сумма аванса (курс - 28,34 руб./дол.)

- Оприходованы полученные товары:

Д-т сч. 10 К-т сч. 60 - 100 000 у. е./2 876 000 руб. - отражена покупная цена товаров (курс - 28,76 руб./дол.)

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 20 000 у. е. /575 200 руб. - отражен НДС с покупной цены

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 10 000 у. е./287 600 руб. - НДС по оприходованным и оплаченным товарам отнесен на расчеты с бюджетом

Д-т сч. 60 К-т сч. 61 - 60 000 у.е./ 1 700 400 руб. - засчитана сумма аванса

Д-т сч. 60 К-т сч. 10 - 25 200 руб. - суммовая разница.

- Перечислена кредиторская задолженность за отгруженные товары:

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 60 000 у. е./1 711 800 руб. - отражена сумма кредиторской задолженности (курс - 28,53 руб./дол.)

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 10 000 у. е./285 300 руб. - НДС с кредиторской задолженности отнесен на расчеты с бюджетом

Д-т сч. 10 К-т сч. 60 - 11 400 руб. - суммовая разница

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 2300 руб. - суммовая разница.


Учет внутренних оборотов организации


В соответствии с ПБУ 9/99 не подлежат отражению в составе выручки от реализации товаров, продукции (работ и услуг) обороты по их перемещению внутри организации.

Такой вывод вытекает и из определения выручки в соответствии со ст. 39 Налогового кодекса РФ.

В рассматриваемой ситуации не происходит смены собственника по продукции, товарам (работам, услугам) и, следовательно, не может возникнуть доход в связи отсутствием источника такого дохода.

Таким образом, учет операций по перемещению товаров, продукции (работ, услуг) между подразделениями организации должен отражаться без применения счета 46 "Реализация".

По нашему мнению, в данной ситуации не возникает объекта налогообложения по налогам, уплачиваемым с выручки от реализации продукции (работ, услуг). Например, при передаче продукции предприятия из одного подразделения в другое, строительстве объектов хозспособом.


Учет процентов по кредитам и займам


Проценты за коммерческий кредит отражаются в составе выручки от реализации.

В соответствии с ПБУ 9/99 при продаже продукции и товаров, выполнении работ и оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, заключенного после 1 января 2000 г., выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности, включающей проценты за коммерческий кредит, независимо от формы расчетов, в том числе с использованием векселей.

В соответствии с ранее действовавшим порядком проценты по коммерческому кредиту учитывались на счете 80 "Прибыли и убытки" в составе внереализационных доходов организации.

Отражение в бухгалтерском учете:

Д-т сч. 62 К-т сч. 46 - выручка от реализации на условиях коммерческого кредита с учетом процентов.

Для целей налогообложения в случаях, когда налоги рассчитываются с выручки от реализации продукции (работ, услуг), в налоговую базу включаются и проценты за коммерческий кредит.

Проценты, уплачиваемые за предоставленные кредиты и займы, включаются в состав операционных расходов организации.

В соответствии с ПБУ 10/99 (п. 11, 15) расходы организации по уплате процентов за предоставленные ей в пользование денежные средства в форме кредитов и займов отражаются на счете 80 "Прибыли и убытки" в составе операционных расходов организации независимо от целей, на которые эти заемные средства были выданы.

Для целей налогообложения проценты по кредитам банков учитываются в составе расходов организации в соответствии с требованиями п. 2 "с" Положения о составе затрат: в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта.

Проценты по займам, полученным не в банке, для целей налогообложения не учитываются в составе расходов организации.


Учет штрафов, пеней, неустоек


В соответствии с ПБУ 9/99 штрафы, пени и неустойки за нарушение условий договоров включаются в состав внереализационных доходов организации и принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должниками в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником.

Спорным остается вопрос учета пеней, штрафов, неустоек для целей налогообложения.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28 октября 1999 г. N 14-П объектами налогообложения не могут быть неполученные средства в виде присужденных или признанных должником, но фактически не оплаченных пеней, штрафов и других санкций за нарушение условий договоров.


Учет расчетов неденежными средствами


При осуществлении операций по договору мены фактическая себестоимость приобретенных материально-производственных запасов определяется по стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, установленной исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

В аналогичном порядке определяется первоначальная стоимость основных средств, переданных или подлежащих передаче.

При ранее действовавшем порядке принималась во внимание стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском учете.

Пример 8

По договору мены предприятие А поставляет предприятию Б свою продукцию (материалы) в обмен на продукцию предприятия Б (МБП) на сумму 36 000 руб., включая НДС - 6000 руб. Цена реализации определена исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организации обычно реализуют свою продукцию. Право собственности на обмениваемую продукцию переходит после выполнения обязательств по поставке продукции обеими сторонами.

Отражение в учете предприятия А:

- на момент поступления продукции от предприятия Б:

Д-т сч. 002 - 36 000 руб. - отражена за балансом стоимость поступившей продукции;

- на момент отгрузки продукции предприятию Б (в следующем отчетном периоде):

К-т сч. 002 - 30 000 руб. - списана стоимость поступившей продукции

Д-т сч. 12 К-т сч. 46 - 30 000 руб. - стоимость оприходованной и отгруженной продукции

Д-т сч. 19 К-т сч. 46 - 6000 руб. - сумма НДС со стоимости отгруженной продукции, причитающаяся поставщику

Д-т сч. 46 К-т сч. 68 - 6000 руб. - сумма НДС со стоимости отгруженной продукции, причитающаяся бюджету

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 6000 руб. - зачет НДС по поступившей продукции

Д-т сч. 46 К-т сч. 40 - 30 000 руб. - фактическая себестоимость отгруженной продукции

Д-т сч. 46 К-т сч. 26 - 1000 руб. - доля общехозяйственных расходов, приходящихся на реализованную продукцию

Д-т сч. 80 К-т сч. 46 - 1000 руб. - финансовый результат операции.

Отражение в учете предприятия Б:

- на момент отгрузки продукции предприятию А:

Д-т сч. 45 К-т сч. 40 - 30 000 руб. - себестоимость отгруженной продукции;

- на момент поступления продукции от предприятия А (в следующем отчетном периоде):

Д-т сч. 10 К-т сч. 46 - 30 000 руб. - стоимость поступившей продукции

Д-т сч. 19 К-т сч. 46 - 6000 руб. - НДС с поступившей продукции

Д-т сч. 46 К-т сч. 68 - 6000 руб. - НДС со стоимости отгруженной продукции, причитающийся бюджету

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 6000 руб. - зачет НДС по поступившей продукции

Д-т сч. 46 К-т сч. 45 - 30 000 руб. - фактическая себестоимость отгруженной продукции

Д-т сч. 46 К-т сч. 26 - 1500 руб. - доля общехозяйственных расходов, приходящаяся на отгруженную продукцию

Д-т сч. 80 К-т сч. 46 - 1500 руб. - финансовый результат операции.


Определение рыночной цены


В соответствии с новыми требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и налогообложению важное значение приобретает показатель "рыночная цена".

Этот показатель применяется, например, при определении стоимости имущества, поступившего по договору дарения и в иных случаях безвозмездно, при оприходовании предметов, полученных от списания основных средств, при определении для целей налогообложения цены реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Статьей 40 Налогового кодекса РФ установлено, что рыночная цена товаров (работ, услуг) может быть определена следующими методами:

- на основе информации, полученной из официальных источников;

- методом цены последующей реализации;

- затратным методом.

В соответствии с разъяснением Управления МНС по г. Москве, изложенным в Письме от 20 апреля 2000 г. N 03-08/16182, источниками информации о рыночных ценах могут быть признаны:

- официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках, а также котировки Минфина РФ по государственным ценным бумагам и обязательствам;

- информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование;

- информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации;

- заключение эксперта, имеющего лицензию на осуществление оценочной деятельности.

При определении рыночных цен товара, работы или услуги на основе информации из официальных источников учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.

Метод цены последующей реализации используется при отсутствии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) сделок по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров (работ, услуг), а также невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности источников информации.

При этом методе учитывается информация о цене товаров (работ, услуг), впоследствии реализованных покупателю.

Затратный метод применяется при невозможности использования метода цены последующей реализации.

В этом случае рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

При этом для целей налогообложения обычный размер прибыли для конкретной сферы деятельности может быть исчислен по данным государственных органов статистики и органов ценообразования на основе уровня рентабельности, сложившегося по аналогичным товарам (работам, услугам). При отсутствии указанной информации используется среднеотраслевая рентабельность по товарам либо группам товаров.


Новые нормы и нормативы


Подготовка к составлению квартальной отчетности предполагает анализ новых нормативных документов, изданных в отчетном периоде. Наш разговор - о двух долгожданных изменениях норм и нормативов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения. Речь идет о Приказе Минфина РФ от 4 февраля 2000 г. N 16н "Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок" (зарегистрирован в Минюсте РФ 16 марта 2000 г. под N 2147) и Приказе Министерства финансов РФ от 15 марта 2000 г. N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения" (зарегистрирован в Минюсте РФ 11 апреля 2000 г. N 2192).

Изменение индекса цен и инфляционные процессы, оказывающие негативное влияние на формирование себестоимости, потребовали изменений в основных нормах и нормативах, ограничивающих включение указанных расходов на себестоимость. Все перечисленные нормы и нормативы увеличены, что позволит предприятию вывести часть своих затрат на указанные цели из-под обложения налог на прибыль. Отметим при этом, что размер компенсаций за использование личных легковых автомобилей в служебных целях не менялся с 1 августа 1996 г. и сообщался Письмом Минфина РФ от 9 августа 1996 г. N 74, то есть четыре года назад. Последние изменения норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и подготовку и переподготовку кадров датируются 29 апреля 1994 г. (Письмо Минфина РФ N 56), то есть они менялись последний раз около шести лет назад.


Предельные нормы компенсаций за использование личных
легковых автомобилей и мотоциклов в служебных целях


Приказом Минфина РФ от 4 февраля 2000 г. N 16н введены в действие с 7 апреля 2000 г. следующие предельные нормы компенсаций за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок:


Марка автомобиля Предельные
нормы ком-
пенсаций по
Приказу от
4 февраля
2000 г.
N 16н
Ранее действовавшие
предельные нормы по
Письму Минфина РФ
N 74 от 9 августа
1996 г. (в ценах
после деноминации),
действовали с 1
августа 1996 г.
Коэффици-
ент увели-
чения
ЗАЗ 116 руб. 48,89 руб. 2,37
ВАЗ
(кроме ВАЗ-2121)

148 руб.

62,65 руб.

2,36
АЗЛК, ИЖ 173 руб. 69,74 руб. 2,48
ГАЗ, УАЗ, ВАЗ-2121 221 руб. 84,59 руб. 2,61
Мотоциклы (для работников
органов местного самоуп-
равления сельской
местности)



91 руб.



36,55 руб.



2,48

Выплата компенсаций, вопросы ее назначения и оформления по-прежнему регулируются Письмом Министерства финансов РФ от 21 июля 1992 г. N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок". Основные требования этого документа таковы:

- компенсация выплачивается лишь в случаях, когда выполнение должностных обязанностей работником предприятия связано с постоянными служебными разъездами;

- размер компенсации зависит от марки автомобиля. В случае использования для служебных поездок автомобиля иностранной марки необходимо определить, к какому классу он относится, и соотнести иномарку по техническим параметрам к маркам российских автомобилей для определения ее класса;

- основанием для определения класса автомобиля является технический паспорт, где указывается рабочий объем двигателя в куб. дм. По этому параметру легковые автомобили подразделяются на четыре класса: особо малый с рабочим объемом двигателя до 1,2 куб. дм, малый (от 1,2 до 1,8), средний (от 1,8 до 3,5) и большой (свыше 3,5 куб. дм);

- для получения компенсации работник должен предоставить личное заявление с приложением копии технического паспорта. Выплата компенсации производится на основании приказа руководителя, имеющего законную силу для бухгалтерии;

- размер компенсации может быть скорректирован (уменьшен) в соответствии с интенсивностью использования автомобиля в случае, если по решению руководителя служебные разъезды осуществляются неполный рабочий день (не весь месяц);

- увеличение размера предельных норм компенсаций в рамках Приказа Министерства финансов РФ от 4 февраля 2000 г. для включения в себестоимость для целей налогообложения не предусмотрено. Более того, при выплате компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в суммах, превышающих предельный размер, прибыль для целей налогообложения должна быть увеличена на сумму этого превышения. Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли", содержит специальную строку 4.1 "и", где указывается сумма превышения выплаченной компенсации данного вида над установленным предельным размером;

- в установленном предельном размере компенсации учтены износ автомобиля, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и технический ремонт. Любые другие выплаты денежных сумм сверх установленных предельных размеров компенсации влекут за собой, кроме корректировки прибыли для целей налогообложения, необходимость удержания подоходного налога и начисления взносов во внебюджетные фонды;

- размер компенсации не зависит от количества календарных дней в месяце и выплачивается один раз в месяц.

Пример 9

Работник предприятия, деятельность которого связана с постоянными служебными разъездами, обратился в бухгалтерию предприятия с заявлением о предоставлении ему компенсации за использование личного легкового автомобиля в служебных целях, приложив все необходимые документы.

Вариант 1

На основании приказа руководителя предприятия компенсация на автомобиль ВАЗ-2109 установлена с 1 мая 2000 г. в соответствии с нормативами, сообщенными Приказом Минфина РФ от 4 февраля 2000 г. N 16н, то есть в размере 148 рублей ежемесячно.

Бухгалтерия предприятия за май 2000 г. (и в последующие месяцы до замены или отмены приказа о назначении компенсации) выполняет следующие проводки: Д-т сч. 20 (44) К-т сч. 73 субсчет "Расчеты с персоналом по компенсациям за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов в служебных целях" - начислена компенсация в размере 148 руб. ежемесячно (в пределах норм).

Д-т сч. 73 К-т сч. 50 - 148 руб. - выдана компенсация из кассы.

Компенсация в пределах установленных норм не подлежит включению в совокупный годовой доход работника, не является базой для начисления взносов во внебюджетные фонды, и корректировка прибыли для целей налогообложения не требуется.

Вариант 2

На основании приказа руководителя предприятия компенсация на автомобиль ВАЗ-2109 установлена с 1 мая 2000 г. в сумме, превышающей норматив, сообщенный Приказом Минфина РФ от 4 февраля 2000 г. N 16н, то есть в размере 248 руб. ежемесячно (норматив для данной марки автомобиля - 148 руб.).

Бухгалтерия предприятия за май 2000 г. (и в последующие месяцы до замены или отмены приказа о назначении компенсации) выполняет следующие проводки:

Д-т сч. 20 (44) К-т сч. 73 - 148 руб. - начислена компенсация в пределах норм

Д-т сч. 20 (44) К-т сч. 70 - 100 руб. - начислена компенсация сверх норм

Д-т сч. 70 К-т сч. 68 - удержан подоходный налог с совокупного дохода, в который включена компенсация, выплаченная сверх норм (100 руб.)

Д-т сч. 70 К-т сч. 69 - удержан 1% взноса в Пенсионный фонд с совокупного дохода, в который включена компенсация, выплаченная сверх норм (100 руб.)

Д-т сч. 20 (44) К-т сч. 69 - начислены взносы во внебюджетные фонды c фонда оплаты труда, в который включена компенсация, выплаченная сверх установленных норм (100 руб.)

Д-т сч. 70 К-т сч. 50 - выдана компенсация за использование личного автомобиля сверх норм (обычно в составе выплачиваемого дохода)

Д-т сч. 73 К-т сч. 50 - выдана компенсация из кассы в пределах норм.

Компенсация, выплачиваемая сверх установленных норм, подлежит включению в совокупный годовой доход работника (с отражением данного вида дохода в налоговой карточке) и влечет корректировку прибыли для целей налогообложения.


Нормативы на представительские расходы


Новые нормативы на представительские расходы установлены п. 1 Приказа Минфина РФ от 15 марта 2000 г. N 26н, вводятся в действие с 1 апреля 2000 г. и составляют следующие размеры:


Объем выручки от продажи продукции
(работ, услуг), включая НДС (для
организаций, осуществляющих
торговую деятельность, - валовая
прибыль)
Предельные размеры представительских
расходов, принимаемых при налого-
обложении с 1 апреля 2000 г. по
Приказу Минфина РФ от 15 марта
2000 г. N 26н
До 30 млн руб. включительно 1 процент от объема
Свыше 30 млн руб. 0,3 млн руб. + 0,5% от объема,
превышающего 30 млн руб.

При сравнении с ранее действовавшими нормативами, применявшимися с 1 января 1994 г. согласно Письму Минфина РФ от 29 апреля 1994 г. N 56, нормативы увеличены. Ввиду сокращения категорий предприятий по показателю объема (ранее их было не две, а три) анализировать общее изменение нормативов не имеет смысла. Не изменился и порядок оформления представительских расходов для целей включения их в себестоимость. Некоторые лексические изменения не вносят принципиально нового толкования. По-прежнему представительские расходы - это расходы, связанные с деятельностью организации (ранее указывалось, что они должны быть связаны с коммерческой деятельностью организации) по приему и обслуживанию представителей других организаций, участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации (ранее в качестве официальных поводов указывались только заседания совета (правления) и ревизионной комиссии).

Включение представительских расходов в себестоимость разрешается только при наличии первичных учетных документов (ранее они были названы оправдательными), требования к которым таковы:

- обязательное указание даты и места встречи (приема);

- список приглашенных лиц;

- конкретное назначение расходов (завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие, транспортное обеспечение, посещение культурно-зрелищных мероприятий, буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации);

- величина расходов.

Для включения в себестоимость представительских расходов теперь не обязательна смета на отчетный год, утвержденная советом (правлением), требование оформления которой содержалось в п. 1 Письма Минфина РФ от 6 октября 1992 г. N 94. Действительно, разве можно было на год вперед с точностью спланировать количество участников (в том числе иностранных) и заложить в смету цены билетов культурно-зрелищных мероприятий? Теперь организациям рекомендовано самостоятельно определять конкретный порядок расходования средств на представительство, систему их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации. Способ признания коммерческих расходов, частью которых являются расходы на представительство, должен быть закреплен в приказе об учетной политике, что позволит предприятию самостоятельно контролировать расходование средств на эти цели.

Пример 10

Предприятие ведет производственную деятельность с 1 мая 2000 г.. Расходы на представительство составили за май - июнь 2000 г. 150 000 руб. НДС, относящийся к расходам на представительство, - 14 000 руб. Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая НДС, за указанный период составил 4 000 000 руб. Величина представительских расходов сформирована следующими проводками:

Д-т сч. 26 К-т сч. 10 - 50 000 руб. - отпущены товарно-материальные ценности на представительские цели (сувенирная продукция)

Д-т сч. 26 К-т сч. 71 - 30 000 руб. - подотчетное лицо представило авансовый отчет о расходах на представительство (мероприятия культурной программы и приобретение продуктов питания для банкета)

Д-т сч. 26 К-т сч. 76 - 70 000 руб. - оплачены услуги перевода, предоставленные сторонней организацией

Д-т сч. 19 К-т сч. 76 - 14 000 руб. - оплачен НДС сторонней организации, оказавшей услуги по переводу.

В соответствии с нормативом, установленным п. 1 Приказа Минфина РФ от 15 марта 2000 г. N 26н, бухгалтерией предприятия произведен расчет предельных размеров расходов на представительство, принимаемых для целей налогообложения: 400 0000 руб. х 1% = 40 000 руб.

В соответствии с расчетом 40 000 руб. являются нормативными расходами на представительство, а 110 000 руб. - сверхнормативными, то есть нормативные расходы составили 26,7% (по расчету 40 000 руб. : 150 000 руб. х 100%) от общей суммы расходов, а сверхнормативные - 73,3% (по расчету 110 000 руб. : 150 000 руб. х 100%).

Списание представительских расходов и относящегося к ним НДС следует оформить следующим образом:

Д-т сч. 20 К-т сч. 26 - 150 000 руб. - на всю сумму представительских расходов для целей учета (с увеличением прибыли для целей налогообложения по строке 4.1 "е" в Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" на сумму 110 000 руб.)

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 3738 руб. - на сумму НДС, относящегося к нормативу расходов на представительство по расчету 14 000 руб. х 26,7%

Д-т сч. 88 К-т сч. 19 - 10 262 руб. - на сумму НДС, относящегося к сверхнормативным расходам на представительство по расчету 14 000 руб. х 73,3%.


Предельные размеры расходов на рекламу


Новые предельные размеры расходов на рекламу установлены п. 2 Приказа Минфина РФ от 15 марта 2000 г. N 26н, вводятся в действие с 1 апреля 2000 г. и составляют следующие размеры:


Объем выручки от продажи продукции
(работ, услуг), включая НДС (для
организаций, осуществляющих
торговую деятельность, - валовая
прибыль)*
Предельные размеры расходов на рек-
ламу, принимаемые при налогообложе-
нии прибыли с 1 апреля 2000 г. по
Приказу Минфина РФ от 15 марта
2000 г. N 26н
До 30 млн руб. включительно 5 процентов от объема
Свыше 30 млн руб. 1,5 млн руб. + 2,5% от объема,
превышающего 30 млн руб.
Свыше 300 млн руб. 8,25 млн руб. + 1% с суммы,
превышающей 300 млн руб.

* Организации, осуществляющие свою деятельность в сфере предоставления туристических услуг, увеличивают предельную сумму расходов на рекламу в два раза.


Расходы на рекламу - это расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта. Перечень расходов, относимых к рекламным, достаточно подробен и приведен в п. 2 Приказа Минфина РФ от 15 марта 2000 г. N 26н. Он несколько расширен по сравнению с ранее действовавшим и теперь дополнительно включает в себя:

- расходы на изготовление и распространение образцов выпускаемой продукции (то есть собственной);

- участие в выставках, ярмарках, экспозициях (оно в большинстве случаев платное);

- расходы на приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний (на сегодняшний момент это очень динамично развивающаяся сфера рекламной деятельности).

Необходимо отметить, что в целях начисления налога на рекламу и проверки правильности применения нормативов вышеперечисленные расходы зачастую включались работниками налоговых органов в состав рекламных, что вызывало "справедливый гнев" налогоплательщиков. Теперь многие спорные вопросы будут сняты благодаря расширенной и более четкой формулировке данного вида расходов.

Пример 11

Туроператор с объемом выручки от предоставления туристических услуг в размере 24 000 000 руб. за январь - июнь 2000 г. (4 000 000 руб. ежемесячно) произвел списание рекламных расходов за I полугодие 2000 г. в размере 1 200 000 руб. (200 000 руб. ежемесячно).

За январь - март 2000 г. туроператор производил списание рекламных расходов по ранее действовавшим нормативам, сообщенным Письмом Минфина РФ от 29 апреля 1994 г. N 56. Напомним, что в ценах после деноминации шкала нормативов для исчисления предельных размеров расходов на рекламу в год выглядела следующим образом:


     До 2 млн руб.               - 2% от объема
     От 2 до 50 млн руб.         - 40 тыс. руб + 1% от объема,
     превышающего 2 млн руб.
     Свыше 50 млн руб.           - 520 тыс. руб. + 0,5% от объема,
                                   превышающего 50 млн руб.

Кроме того, организации, осуществлявшие свою деятельность в сфере предоставления туристических услуг, имели право на увеличение предельных размеров расходов на рекламу в три раза.

В I квартале 2000 г. туроператор с объемом выручки от реализации туристических услуг 4 000 000 руб. х 3 мес. = 12 000 000 руб. исчислил норматив предельных размеров расходов на рекламу следующим образом:

[40 000 + 1% (12 000 000 - 2 000 000)] х 3 раза = 4 200 000 руб. (за I квартал).

Все рекламные расходы за I квартал (200 000 руб. х 3 мес. = 600 000 руб.) были отнесены на себестоимость продукции для целей налогообложения и учета, так как величина рекламных расходов менее норматива (600 000 руб. < 4 200 000 руб.).

С принятием с 1 апреля 2000 г. новой шкалы предельных размеров расходов на рекламу при расчете норматива следует исключить ту часть объема туруслуг, которая уже участвовала в I квартале для определения норматива по ранее действовавшим ставкам:

(24 000 000 - 12 000 000) х 5% х 2 раза (для туристических организаций) = 1 200 000 руб.

Все рекламные расходы за II квартал (200 000 руб. х 3 мес. = 600 000 руб.) могут быть отнесены на себестоимость продукции для целей учета и налогообложения, так как они меньше установленного норматива, рассчитанного с учетом показателей I квартала.


Нормативы расходов на подготовку
и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями


Новые предельные размеры расходов на подготовку и переподготовку кадров установлены п. 3 Приказа Минфина РФ от 15 марта 2000 г. N 26н и вводятся в действие с 1 апреля 2000 г. Общая величина расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 4 (четырех) процентов расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Ранее этот норматив составлял 2 (два) процента.

Можно сказать, что Приказом Минфина РФ от 15 марта 2000 г. N 26н наиболее существенно изменены определения, относящиеся именно к расходам на подготовку и переподготовку кадров.

С 1 апреля 2000 г. к расходам на подготовку и переподготовку кадров относятся расходы, необходимые для обеспечения деятельности организации (эту "необходимость" для осуществления финансово-хозяйственной деятельности нужно документально обосновывать), связанные с оплатой предоставляемых в соответствии с договором с образовательным учреждением образовательных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения (с наличием в уставе соответствующих видов деятельности нужно ознакомиться), а также дополнительного образования кадров этой организации.

Из состава расходов на подготовку и переподготовку кадров исключены расходы за предоставление учебными учреждениями услуг, не предусмотренных утвержденными учебными программами; обучение кадров, не прошедших конкурсных экзаменов и принятых на обучение по договору; за переподготовку и повышение квалификации кадров. Таким образом, различные коммерческие курсы повышения квалификации, оплата учебы детей сотрудников, услуги по подготовке и переподготовке кадров, не предусмотренные уставом образовательного учреждения, теперь не могут быть отнесены на себестоимость для целей налогообложения в качестве расходов на подготовку и переподготовку кадров.

Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и учитываются по нормативу для целей налогообложения при условии заключения договора с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию, а также с зарубежными образовательными учреждениями.

Пример 12

Предприятие произвело расходы на переподготовку кадров в I квартале в размере 300 000 руб. и во II квартале в размере 200 000 руб. (фонд оплаты труда за I квартал 2000 г. составил 1 000 000 руб., за II квартал 2000 г. - 2 000 000 руб. соответственно).

Для отнесения на себестоимость для целей налогообложения бухгалтер произвел расчет норматива в I квартале по ранее действовавшей ставке, то есть в размере 2% от ФОТ:

1 000 000 руб. х 2% = 20 000 руб.

И аналогичный расчет для II квартала:

2 000 000 руб. х 4% = 80 000 руб.

Общий норматив расходов на подготовку и переподготовку кадров составил 100 000 руб. Для целей учета расходы на подготовку и переподготовку кадров в полном объеме относятся на себестоимость. Для целей налогообложения полученная прибыль должна быть увеличена на величину сверхнормативных расходов в размере 200 000 руб. (по расчету 300 000 руб. - 100 000 руб.), и эта корректировка отражена в строке 4.1 "ж" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли".

В целом можно отметить более демократичный характер вновь введенных норм и нормативов, более четкие формулировки и тенденцию к возложению на предприятие обязанности определять порядок оформления первичных документов, служащих оправданием произведенных расходов.


Составление бухгалтерской отчетности


Начиная с отчетности за 2000 г. организациям дано право самостоятельно формировать показатели бухгалтерской отчетности. Это является необходимым условием для представления полной, достоверной и реальной информации об имущественном и финансовом состоянии организации в отчетном периоде.

При этом необходимо руководствоваться требованиями законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок подготовки информации о деятельности организации в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и отражения полученной информации в бухгалтерской отчетности.

Прежде всего при подготовке и составлении бухгалтерской отчетности должны быть соблюдены требования Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 по структуре и содержанию показателей баланса и отчета о прибылях и убытках и составе показателей, подлежащих обязательной расшифровке.

Рекомендации по объему форм бухгалтерской отчетности и порядку их составления и представления утверждены Приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. и служат прежде всего для выработки общих подходов к формированию бухгалтерской отчетности, не ограничивая при этом самостоятельности организаций при решении вопроса о составе и форме представления показателей бухгалтерской отчетности с учетом особенностей их деятельности в отчетном периоде. Рекомендуется сохранить коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.

Организации имеют право вносить следующие изменения в состав и содержание показателей бухгалтерской отчетности:

- включать в состав бухгалтерской отчетности дополнительные формы и пояснения к ним;

- исключать из состава бухгалтерской отчетности формы, если содержащиеся в них показатели отсутствуют в деятельности организации;

- включать в формы отчетности дополнительные показатели, являющиеся существенными для отражения деятельности организации в бухгалтерской отчетности;

- давать расшифровку отдельных показателей как в самой форме отчетности, так и в виде приложения к ней;

- исключать из форм отчетности показатели, не используемые в деятельности организации либо не являющиеся существенными для отражения этой деятельности в бухгалтерской отчетности.

Важное значение при отражении показателей деятельности организации в бухгалтерской отчетности приобретает принцип существенности.

Существенность является критерием оценки степени влияния отдельных статей бухгалтерской отчетности на итоговые (суммарные) показатели отчетности в целом.

Например, доля выручки от реализации продукции (работ, услуг) в общей сумме доходов организации, доля затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в общей сумме расходов организации.

Уровень существенности, как правило, представляет собой относительную величину и определяется как процент от принятой базы.

В соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности существенной, то есть подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, считается информация с уровнем существенности, равным или более 5% от общей суммы доходов или расходов организации в отчетном периоде.

Исходя из принципа существенности подлежат расшифровке показатели отчета о прибылях и убытках: доходы и расходы по обычным видам деятельности, операционные и внереализационные доходы и расходы.

Следует отметить, что изменения, внесенные в структуру баланса, могут привести к возникновению отрицательных показателей, например, сумма непокрытого убытка отчетного года, которая должна быть показана в пассиве баланса, и тем самым уменьшить итог "Капитал и резервы". В этом случае рекомендуется суммы, уменьшающие общий итог раздела баланса, показывать в скобках. В регистрах бухгалтерского учета, как правило, в скобках либо красным цветом показываются суммы, подлежащие сторнированию, то есть не учитываемые при подсчете итогов оборотов по счетам.

Аналогичный порядок применяется при возникновении отрицательных показателей при отражении результатов деятельности организации в отчете о прибылях и убытках.

В квартальной отчетности помимо информации, предусмотренной в утвержденных руководителем организации формах бухгалтерской отчетности (форма N 1 "Бухгалтерский баланс" и форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках"), подлежит раскрытию следующая информация:

- о расчетах неденежными средствами

В соответствии с ПБУ 9/99 в отношении выручки, полученной в результате выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств неденежными средствами, подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности как минимум следующая информация:

а) общее количество организаций, с которыми осуществляются указанные договоры, с указанием организаций, на которые приходится основная часть такой выручки;

б) доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями;

в) способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией.

- о прочих доходах и расходах

Прочие доходы и расходы организации за отчетный период, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.

- о забалансовых счетах

В составе квартальной отчетности необходимо отразить данные об остатках на забалансовых счетах.

В соответствии с Указаниями по заполнению форм бухгалтерской отчетности рекомендуется указанную информацию представлять в виде Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах в конце формы N 1 "Бухгалтерский баланс".

- об аффилированных лицах

В соответствии с требованиями ПБУ 11/2000 начиная с квартальной отчетности 2000 г. акционерные общества должны представлять информацию об аффилированных лицах, то есть лицах (юридических и физических), способных оказывать влияние на деятельность организации.

К аффилированным лицам относятся зависимые и дочерние общества организации.

К информации об аффилированных лицах, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся данные об операциях между организацией и аффилированным лицом. 4 по сегментам

Правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности установлены Положением по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000 и применяются организациями, имеющими дочерние и зависимые общества, при составлении сводной бухгалтерской отчетности.

Учитывая, что порядок раскрытия указанной информации в бухгалтерской отчетности нормативно не регламентирован, организация самостоятельно может выработать форму представления необходимой информации в составе бухгалтерской отчетности (например, в расшифровке показателей, форме отдельных приложений или иным способом).


Н. Смирнова,

Л. Борисов,

эксперты "БП"


Выпуск АКДИ БП N 27, июль 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение