Единый налог на вмененный доход и упрощенная система налогообложения: как правильно вести учет? (Выпуск АКДИ БП N 27, июль 2000 г.)

Единый налог на вмененный доход
и упрощенная система налогообложения: как правильно вести учет?


После введения в отдельных субъектах Российской Федерации единого налога на вмененный доход в редакцию приходит много вопросов о порядке ведения учета доходов и расходов на малых предприятиях. В частности, крайне важным является правильное решение вопроса о необходимости перехода на общепринятую систему бухгалтерского учета для предприятий - субъектов упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, уплачивающих единый налог на вмененный доход по одному из видов деятельности.

Ситуация 1

Малое предприятие в течение 1999 года осуществляло торговую деятельность (оптовую и розничную) на основании патента на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Единственным документом отчетности являлась книга учета доходов и расходов. С 1 января 2000 года по одному из видов деятельности (розничная торговля) предприятие переведено на уплату единого налога на вмененный доход. При подаче отчетности в 2000 году сотрудники налоговых органов потребовали представления бухгалтерских документов в соответствии с общепринятой системой (баланс, отчет о прибылях и убытках). Насколько правомерны такие требования?

Порядок ведения бухгалтерского учета субъектами упрощенной системы налогообложения определен Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

Пунктом 4 ст. 1 этого Закона установлено, что организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме (в том числе без применения способа двойной записи, Плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности). При этом упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Минфином РФ и является единой на всей территории Российской Федерации.

Патент, удостоверяющий право организации на применение упрощенной системы налогообложения, выдается согласно Федеральному закону N 222-ФЗ по конкретному виду деятельности. Следовательно, при применении упрощенной системы учет хозяйственных операций в книге доходов и расходов также производится только по видам деятельности, осуществляемым на основании патента.

В то же время в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций. При этом переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей, установленных действующими нормативными актами Российской Федерации, по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности (что установлено действующими нормативными актами Российской Федерации).

Формы отчетности по единому налогу устанавливаются нормативными (правовыми) актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона N 148-ФЗ установлено, что с момента введения на территории субъекта Российской Федерации единого налога на вмененный доход Федеральный закон N 222-ФЗ применяется в части, ему не противоречащей. В связи с этим субъекты малого предпринимательства, применявшие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, фактически теряют право ведения учета доходов и расходов по упрощенной форме (в части видов деятельности, осуществляемых на основании свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход).

Таким образом, может быть сделан следующий вывод: бухгалтерский учет по видам деятельности, осуществляемым на основании свидетельства об уплате единого налога, в рассматриваемой ситуации должен вестись в общепринятом порядке. Аналогичная точка зрения содержится в Письме Минфина РФ от 15 мая 2000 г. N 04-02-05/2.

Для организации, которая относится к категории малых предприятий, возможны два варианта ведения бухгалтерского учета (по выбору предприятия):

- по общепринятой системе на основании Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) и Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56;

- по упрощенной форме бухгалтерского учета на основе Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н). Для организации учета по этой форме малое предприятие составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций. Этот План разрабатывается на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и позволяет вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам.

Это позволит обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета. В частности, предприятие может использовать План счетов, приведенный в вышеупомянутых Типовых рекомендациях.

В состав годовой бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства по общему правилу (п. 36 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства) включаются следующие документы:

- бухгалтерский баланс (форма N 1);

- отчет о прибылях и убытках (форма N 2);

- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

- отчет о движении капитала (форма N 3);

- отчет о движении денежных средств (форма N 4);

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

- пояснительная записка.

Кроме того, некоторые особенности представления годовой бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства были определены Приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Согласно п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности (утвержденных Приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 4н) субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности следующие документы:

- отчет об изменениях капитала (форма N 3);

- отчет о движении денежных средств (форма N 4);

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

- пояснительную записку.

Если указанные организации обязаны проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, они могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности:

- отчет об изменениях капитала (форма N 3);

- отчет о движении денежных средств (форма N 4);

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5).

Таким образом, в описанной ситуации малое предприятие в составе годовой бухгалтерской отчетности будет обязано представить бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. При этом, по нашему мнению, одновременное заполнение книги учета доходов и расходов по видам деятельности, относимым к упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, будет достаточно сложным.

Учитывая возможные проблемы с отражением в отчетности хозяйственных операций, можно порекомендовать вести бухгалтерский учет по общепринятой системе налогообложения с применением Плана счетов (традиционного либо сокращенного). Такая возможность предоставлена действующим законодательством всем предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения.

Согласно п. 4 Федерального закона N 148-ФЗ налогоплательщики (вне зависимости от места регистрации), осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности. В связи с этим при подаче отчетности должен представляться сводный баланс с приложением отчетов о прибылях и убытках по форме N 2 отдельно по видам деятельности, переведенным и не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход.

Ситуация 2

В связи с введением на территории субъекта Российской Федерации единого налога на вмененный доход предприятие с 1 июля 2000 года переходит на применение общепринятой системы бухгалтерского учета с использованием метода двойной записи. На основе каких данных отразить в бухгалтерском учете переход на стандартную систему учета?

При переходе на общепринятую систему учета возможно проведение инвентаризации имущества предприятия. Базовым документом в этом случае являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приложение к Приказу Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49). Данные инвентаризации должны отражаться в унифицированных формах первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88). В дальнейшем полученные сведения могут быть основой для записи вступительного баланса.

Если в результате инвентаризации данные актива и пассива баланса будут неравнозначны, необходимо проанализировать причины этой разницы. Например, особое внимание следует уделить статьям баланса, не подтверждаемым результатами инвентаризации, в том числе следующим статьям:

- сумма на счете 85 "Уставный капитал" должна соответствовать размеру, указанному в уставе организации. Возможная разница между суммой, отраженной в уставе, и суммой, внесенной учредителями в счет вкладов в уставный капитал, должна отражаться в составе дебиторской задолженности участников по взносам в уставный капитал;

- счет 87 "Добавочный капитал" и счет 88 "Фонд социальной сферы" должны учитывать разницу между рыночной стоимостью и стоимостью приобретения внеоборотных активов (в балансе приводится рыночная оценка имущества).

Разница, возникшая между активом и пассивом баланса, при переходе на стандартную систему ведения бухгалтерского учета может быть отнесена на баланс по счету 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" только при условии соблюдения принципов полноты и достоверности информации, установленных законодательством о бухгалтерском учете (Письмо Минфина РФ от 2 ноября 1998 г. N 04-02-05/03).

Необходимо также напомнить, что согласно п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ расхождения между фактическим наличием имущества и данными учета, выявленные при инвентаризации, отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

- излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, а соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты коммерческой организации;

- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если суд отказал во взыскании убытков с виновных лиц или если эти лица не установлены, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты коммерческой организации.


А. Першин,

эксперт "БП"


Выпуск АКДИ БП N 27, июль 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение