• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

О ежегодных дополнительных отпусках (Выпуск АКДИ БП N 29, июль 2000 г.)

О ежегодных дополнительных отпусках


Ежегодные дополнительные отпуска предусмотрены действующим законодательством. В соответствии со ст. 68 КЗоТ они предоставляются следующим категориям работников:

- занятым на работах с вредными условиями труда;

- занятым в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии;

- с ненормированным рабочим днем;

- работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- из числа лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, дополнительные отпуска положены в других случаях, предусмотренных законодательством*, коллективными договорами или иными локальными нормативными актами.


Дополнительные отпуска за работу с вредными условиями труда


Такие отпуска предоставляются прежде всего в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 (далее - Список). Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20 (далее - Инструкция о порядке применения Списка).

Правом на дополнительный отпуск пользуются рабочие, инженерно-технические работники и служащие, профессии и должности которых предусмотрены по производствам и цехам в соответствующих разделах Списка, независимо от того, в какой отрасли экономики находятся эти производства и цехи (п. 4 Инструкции о порядке применения Списка).

В тех случаях, когда в Списке указаны разделы или подразделы, предусматривающие отдельные виды работ (например, "Малярные работы", "Сварочные работы", "Кузнечно-прессовые работы"), дополнительный отпуск положен независимо от того, в каком производстве или цехе выполняются эти работы (п. 5 Инструкции о порядке применения Списка).

Администрация предприятия независимо от его формы собственности не имеет права не предоставлять дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда, если это предусмотрено Списком (п. 8 Инструкции о порядке применения Списка). Если работник имеет право на получение такого отпуска по нескольким основаниям, то он предоставляется только по одному из них и, как правило, предусматривающему большую продолжительность (п. 18 Инструкции о порядке применения Списка).

Пример 1

Электромонтеру, ремонтирующему воздушные линии электропередачи на высоте 3000 м над уровнем моря, дополнительный отпуск полагается по двум основаниям: как электромонтеру - продолжительностью 6 рабочих дней и как рабочему, выполняющему работы на высоте 3000 м над уровнем моря, - продолжительностью 12 рабочих дней.

Дополнительный отпуск в данном случае предоставляется продолжительностью только 12 рабочих дней (больший из двух возможных), а не 18 (6 дней + 12 дней).

В тех случаях, когда сотрудник в рабочем году выполнял свои обязанности в разных производствах, цехах, профессиях и должностях, за что предоставляется дополнительный отпуск неодинаковой продолжительности, подсчет времени, проработанного во вредных условиях труда, производится отдельно по каждой работе исходя из установленной Списком продолжительности дополнительного отпуска для работников соответствующих производств, цехов, профессий и должностей (п. 11 Инструкции о порядке применения Списка).


Пример 2

Работник проработал в цехе с вредными условиями труда, дающими право на дополнительный отпуск продолжительностью 12 дней в год (1 день за каждый полный месяц работы), с 1 сентября по 31 декабря 1999 г. (4 месяца). С 1 января по 30 июня 2000 г. (6 месяцев) работник был занят на погрузочно-разгрузочных работах с пылящими грузами, что дает право на дополнительный отпуск продолжительностью 6 рабочих дней в год (0,5 дня за каждый полный месяц работы). Затем работник был переведен в цех с нормальными условиями труда (дополнительный отпуск не предусмотрен).

Расчет продолжительности дополнительного отпуска

К ежегодному отпуску, предоставленному в августе 2000 г., должен быть присоединен дополнительный отпуск, продолжительность которого рассчитывается исходя из следующего:

- за работу в цехе с вредными условиями труда работнику полагается 4 дня отпуска (1 день х 4 мес.);

- за работу на погрузочно-разгрузочных работах работнику полагается 3 дня отпуска (0,5 дня х 6 мес.).

Продолжительность дополнительного отпуска составляет 7 дней (4 дня + 3 дня).


Важно иметь в виду, что право на получение дополнительного отпуска согласно Списку в полном размере возникает у работников, если они в рабочем году фактически проработали в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев.

В стаж работы, дающий право на получение дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда, также засчитываются (п. 8 Инструкции о порядке применения Списка):

- период временной нетрудоспособности;

- время отпуска по беременности и родам, время выполнения женщинами легких работ в связи с беременностью, а также время выполнения женщинами других работ, на которые они были переведены в связи с кормлением ребенка грудью или наличием детей в возрасте до одного года;

- время выполнения государственных и общественных обязанностей.

При исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск, количество полных месяцев работы в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда определяется делением суммарного количества дней работы в течение года на среднемесячное количество рабочих дней. При этом остаток дней, составляющий менее половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета исключается, а остаток дней, составляющий половину и более среднемесячного количества рабочих дней, округляется до полного месяца (п. 10 Инструкции о порядке применения Списка).


Пример 3

Работник поступил на работу в цех с вредными условиями труда 11 января 1999 г. С 5 июня 2000 г. работнику предоставлен очередной отпуск, к которому присоединен дополнительный продолжительностью 12 рабочих дней (за период с 11 января 1999 г. по 11 января 2000 г.).

С июля 2000 г. (по окончании отпуска) работник переведен в другой цех, условия труда в котором не предусматривают предоставления дополнительного отпуска.

Расчет продолжительности дополнительного отпуска, не использованного в 2000 г.

К следующему ежегодному отпуску должны быть присоединены 5 дней дополнительного отпуска, исходя из расчета:

а) в период с 11 января по 2 июня 2000 г. (до ухода в отпуск) работник проработал в цехе с вредными условиями труда 100 рабочих дней (по календарю 5-дневной рабочей недели);

б) среднемесячное количество рабочих дней в 2000 г.:

(18 + 21 + 22 + 20 + 20 + 21 + 21 + 23 + 21 + 22 + 21 + 21) : 12 мес. = 21 день;

в) количество полных месяцев, отработанных в цехе с вредными условиями труда, составляет:

100 дней : 21 день = 4 мес.

Оставшиеся 16 дней (100 дней - 21день) х 4) составляют более половины среднемесячного количества рабочих дней, поэтому они округляются до полного месяца. Всего получается 5 месяцев.

Следовательно, работник имеет право на дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда продолжительностью 5 дней (12 дней в год - 1 день за каждый полный месяц работы).


Дополнительные отпуска работникам, имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии


Такие отпуска обязательно предоставляются только в том случае, когда это предусмотрено соответствующим законодательным или нормативным актом (см., например, табл. 1).


Таблица 1


Категория
работников
Продолжительность
дополнительного
отпуска
Законодательный
или нормативный
акт
1 2 3
Государственные
служащие
За выслугу лет:
- от 5 до 10 лет -
5 календарных дней;
- от 10 до 15 лет -
10 календарных дней;
- свыше 15 лет -
15 календарных дней
1. Статья 18 Федерального
закона от 31 июля 1995 г.
N 119-ФЗ "Об основах госу-
дарственной службы Российской
Федерации".
2. Пункт 18 Положения о
федеральной государственной
службе (утв. Указом Прези-
дента РФ от 22 декабря
1993 г. N 2267)
Прокуроры и
следователи
За стаж работы в ка-
честве прокурора или
следователя, научного
или педагогического
работника:
- после 10 лет -
5 календарных дней;
- после 15 лет -
10 календарных дней;
- после 20 лет -
15 календарных дней
Статья 44 Федерального закона
от 17 января 1992 г. N 2202-1
"О прокуратуре Российской
Федерации"
Судьи За стаж работы
по юридической
профессии:
- от 5 до 10 лет -
5 рабочих дней;
- от 10 до 15 лет -
10 рабочих дней;
- свыше 15 лет -
15 рабочих дней
Статья 19 Закона РФ от 26
июня 1992 г. N 3132-1 "О
статусе судей в Российской
Федерации"

При этом законодательство не ограничивает возможности предприятий независимо от организационно-правовой формы в предоставлении своим работникам дополнительных отпусков, в том числе и за стаж работы. Как правило, такие нормы устанавливаются в коллективном договоре или в индивидуальных трудовых договорах, заключаемых с работниками.

Обратите внимание! Согласно ст. 5 КЗоТ администрация предприятия совместно с советом трудового коллектива и соответствующим выборным профсоюзным органом (если таковой имеется) вправе устанавливать для своих работников дополнительные по сравнению с законодательством трудовые льготы только за счет собственных средств.


Дополнительные отпуска работникам с ненормированным рабочим днем


В настоящее время такие отпуска могут предоставляться в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором или иным локальным актом, принятым на предприятии. Как правило, они предоставляются, если режим работы, установленный для данного работника, предусматривает возможность того, что работнику придется задерживаться на рабочем месте сверх обычного рабочего времени или приходить на работу раньше, чем это предусмотрено правилами трудового распорядка на предприятии. При этом такая переработка не считается привлечением работника к сверхурочной работе и не оплачивается дополнительно.

При заключении коллективного договора целесообразно составить список должностей работников, для которых устанавливается ненормированный рабочий день, и предусмотреть для них компенсацию за работу в таком режиме в виде дополнительного отпуска.

В связи с этим можно добавить, что если коллективным договором или иным локальным актом, действующим на предприятии, не предусмотрено предоставление дополнительных отпусков работникам с ненормированным рабочим днем, то время переработки сверх нормальной продолжительности рабочего дня должно рассматриваться как сверхурочные работы с соответствующей оплатой (ст. 88 КЗоТ).

Предусмотрено ли каким-либо нормативным актом предоставление работникам, привлекающимся к сверхурочной работе, помимо дополнительной оплаты еще и дополнительного отпуска?

Согласно ст. 54 КЗоТ сверхурочные работы, как правило, не допускаются и применяются только в исключительных случаях, перечисленных в ст. 55 КЗоТ. Кроме того, установлено, что сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 56 КЗоТ). При этом КЗоТ не только предусматривает повышенную оплату сверхурочных часов, но и запрещает компенсацию их отгулом (ст. 88 КЗоТ).

Из вышесказанного следует, что предприятие практически не может предусмотреть в коллективном договоре или положении об отпусках возможность предоставления дополнительного отпуска за сверхурочные работы, поскольку это означало бы, что такие работы являются не исключительным случаем, а заранее планируются, что запрещено КЗоТ. Следовательно, речь может идти только о дополнительном отпуске за работу с ненормированным рабочим днем. Но помните, что время, отработанное сверх установленной продолжительности рабочего времени (нормальная продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю) работниками, для которых установлен ненормированный рабочий день, дополнительно не оплачивается.


Дополнительные отпуска работникам, работающим в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях


Эти отпуска предоставляются в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Согласно названной статье, кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях (например, за вредные условия труда), лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:

- в районах Крайнего Севера - 21 рабочий день;

- в приравненных к ним местностях - 14 рабочих дней;

- в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 7 рабочих дней.

Порядок предоставления дополнительных отпусков определяется Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.

В соответствии с п. 36 вышеназванной Инструкции дополнительный отпуск за первый год работы предоставляется по истечении одиннадцати месяцев непрерывной работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях на данном предприятии. Указанный дополнительный отпуск до истечения одиннадцати месяцев непрерывной работы по просьбе работника предоставляется:

- женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

- рабочим и служащим моложе восемнадцати лет;

- военнослужащим, уволенным в запас и направленным на работу в порядке организованного набора, - по истечении трех месяцев работы;

- высвобожденным с предприятий, из организаций и учреждений, расположенных в указанных районах, при наличии непрерывного стажа, дающего право на льготы, - независимо от времени работы на новом месте (в ред. Приказа Минтруда РСФСР от 11 июля 1991 г. N 77).

Учителям школ и профессорско-преподавательскому составу высших и средних специальных и других учебных заведений, если они поступили на работу в данную школу или учебное заведение в начале учебного года и проработали полный учебный год, дополнительный отпуск предоставляется в период летних каникул одновременно с ежегодным основным отпуском.

Обратите внимание! Решением Верховного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. N ГКПИ 99-832 признана незаконной (недействующей) часть 2 п. 36 Инструкции, согласно которой в случае увольнения рабочего или служащего, не проработавшего одиннадцати месяцев, денежная компенсация взамен дополнительного отпуска за первый год работы не выплачивается. Таким образом, на все виды дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством, распространяются все правила, установленные КЗоТ для основных отпусков и в частности выплата денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск (ст. 75 КЗоТ).

Пример 4

Работник проработал на предприятии, расположенном в районе Крайнего Севера, с 6 сентября 1999 г. по 31 мая 2000 г. Определяется, за какое количество дней основного (24 рабочих дня) и дополнительного (21 рабочий день) отпусков должна быть выплачена денежная компенсация.

Денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается в размере среднего заработка пропорционально продолжительности отпуска за количество отработанных месяцев в течение рабочего года.

Количество дней неиспользованного основного отпуска, подлежащих оплате, за каждый месяц работы составляет при отпуске в 24 рабочих дня 2 дня. При исчислении срока работы, дающего право на получение компенсации за неиспользованный отпуск, излишки, составляющие менее половины месяца, из расчета исключаются; излишки, составляющие более половины месяца, округляются до целого месяца (п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утв. НКТ СССР 30 апреля 1930 г.).

Количество дней неиспользованного дополнительного отпуска, подлежащих оплате, за каждый месяц работы составляет при отпуске в 21 рабочий день 1,75 дня (21 : 12). По нашему мнению, правила округления до целых в данном случае применять не следует.

Таким образом, работник должен получить компенсацию за неиспользованный отпуск, полагающийся ему за работу в течение 9 месяцев (поскольку в сентябре 1999 г. он проработал более половины месяца, то сентябрь включается в расчет полностью):

- 18 дней основного отпуска (2 дня х 9 мес.);

- 15,75 дня дополнительного отпуска (1,75 дня х 9 мес.).

Суммы, выплачиваемые в качестве компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) (п. 2 "о" и п. 7 Положения о составе затрат).


Дополнительные отпуска гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС


Отпуска такого рода устанавливаются в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1).

В соответствии с Разъяснением Минтруда России от 29 января 1993 г. N 142-СШ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 14, 7 и 21 календарных дней предоставляются гражданам сверх суммы всех предоставляемых действующим законодательством отпусков (см. табл. 2). Указанные отпуска могут присоединяться к основному отпуску или, по желанию работника, предоставляться отдельно.

В случае увольнения этих граждан им выплачивается компенсация за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск в общеустановленном порядке. Средний заработок для его оплаты определяется по тем же правилам, как и для ежегодного отпуска.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот и компенсаций в соответствии с Законом N 1244-1 (в том числе и оплата ежегодных дополнительных отпусков), осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год. При этом на суммы оплаты за время нахождения в дополнительном отпуске начисляются страховые взносы во внебюджетные фонды в общеустановленном порядке.

Из каких средств начисляются и уплачиваются страховые взносы с сумм оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых "чернобыльцам"?

По данному вопросу практически отсутствуют как единое законодательно определенное решение, так и какие-либо официальные разъяснения.

При этом Департамент налоговой политики Минфина России, отвечая на частный запрос (Письмо от 11 марта 1999 г. N 04-04-07), отметил, что Законом N 1244-1 при оплате дополнительного отпуска работающим "чернобыльцам" за счет средств федерального бюджета, направляемых предприятию, на котором заняты эти работники, не предусмотрено включение в размеры этих средств сумм обязательных платежей, возникающих в связи с выплатой предприятием этих сумм указанным работникам, в том числе отчислений в государственные внебюджетные фонды.

Другими словами, из федерального бюджета возмещается только та сумма, которая подлежит выдаче работнику "на руки", то есть после удержания из нее страховых взносов в ПФР и подоходного налога.

При этом, как указывается далее в названном Письме, в соответствии с Положением о составе затрат страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с выплат, полученных предприятием из средств федерального бюджета, на себестоимость продукции не относятся. Этим обусловлен вывод, согласно которому указанные отчисления (страховые взносы) должны производиться за счет того источника, за счет которого производятся выплаты при оплате дополнительного отпуска указанных сотрудников (то есть за счет бюджета). Одновременно делается оговорка, что, по мнению Департамента Минфина России, дополнительный отпуск "чернобыльцам" является социальной льготой и начислять на соответствующие суммы страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды представляется нецелесообразным. Однако решение этого вопроса требует изменения действующего законодательства.

Из вышеприведенных разъяснений следует, что суммы страховых взносов не должны относиться на себестоимость, а значит, в условиях, когда из бюджета они не возмещаются, их уплата производится за счет собственных средств предприятия (из прибыли).

На наш взгляд, такая точка зрения может быть оспорена (в том числе и в суде), поскольку согласно п. 7 Положения о составе затрат оплата очередных и дополнительных отпусков, предоставляемых в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, включается в состав затрат на оплату труда. Выходит, что если бы в рассматриваемой ситуации дополнительные отпуска оплачивались "чернобыльцам" самим предприятием, то и суммы этой оплаты и суммы начисленных на нее страховых взносов однозначно включались бы в себестоимость продукции (работ, услуг). Едва ли законодатель, устанавливая норму, согласно которой оплата дополнительных отпусков "чернобыльцам" финансируется из бюджета, собирался создать дополнительное бремя для предприятий, на которых эти "чернобыльцы" работают.

Таким образом, на наш взгляд, суммы страховых взносов, начисленные на рассматриваемые выплаты, должны включаться в состав себестоимости продукции (работ, услуг).


Таблица 2


Категория работников Продолжительность дополнительного отпуска Закон
N 1244-1
Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь,
вызванную последствиями аварии на Чернобыльской
АЭС (ЧАЭС);
инвалиды, в отношении которых установлена причинная
связь инвалидности с катастрофой на ЧАЭС;
участники ликвидации последствий аварии в пределах зоны
отчуждения на период 1986-1987 гг.
Младший и средний медицинский персонал, врачи и другие
работники, получившие сверхнормативные дозы облучения
Рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица на-
чальствующего и рядового состава органов внутренних дел,
получившие профессиональные заболевания, связанные
с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения
14 календарных дней Пункт 9
ст. 14







Ст. 16
Граждане, постоянно проживающие (работающие) на тер-
ритории зоны проживания с правом на отселение, в том
числе граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 г.
на постоянное место жительства в зону отселения либо в
зону проживания с правом на отселение
Предоставляется без учета дополнительного отпуска
за работу с вредными условиями труда в зависимос-
ти от времени проживания:
- с 26.04.86 - 14 календарных дней;
- с 01.01.87 - 10 календарных дней;
- с 01.01.91 - 7 календарных дней
Пункт 2
ст. 18
Ст. 22
Граждане, постоянно проживающие (работающие) на терри-
тории зоны проживания с льготным социально-экономичес-
ким статусом
7 календарных дней (отпуск предоставляется без
учета дополнительного отпуска за работу с вредны-
ми условиями труда при условии постоянного прожи-
живания до 01.01.91)
Пункт 4
ст. 19
Граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне
отселения до их переселения в другие районы
Отпуск предоставляется без учета дополнительного
отпуска за работу с вредными условиями труда в
зависимости от времени проживания:
- с 26.04.86 - 21 календарный день;
- с 01.01.87 - 14 календарных дней;
- с 01.01.91 - 7 календарных дней
Пункт 2
ст. 20

Суммирование основного и дополнительного отпусков


Порядок суммирования основных и дополнительных отпусков вызывал многочисленные вопросы и споры. В соответствии с Письмом Минтруда России от 19 сентября 1996 г. N 2076-КВ "О порядке суммирования дополнительных отпусков" у трудящихся, имеющих ежегодный отпуск 24 рабочих дня и более, продолжительность отпуска не изменяется. Предприятия (учреждения, организации), имеющие производственные и финансовые возможности, могут предоставлять им отпуск большей продолжительности за счет присоединения дополнительного (полностью или частично) к отпуску в 24 рабочих дня.

Таким образом, дословное прочтение названного Письма позволяет сделать вывод, что продолжительность ежегодного отпуска с учетом дополнительных отпусков у конкретного работника может превышать 24 рабочих дня на количество дней дополнительного отпуска только в том случае, если финансовое состояние предприятия позволяет предоставлять работникам дополнительные оплачиваемые отпуска. На наш взгляд, такая позиция не может считаться обоснованной в тех случаях, когда дополнительные отпуска должны быть предоставлены работникам в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ за второе полугодие 1997 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14 января 1998 г.) порядок предоставления и продолжительность ежегодного дополнительного отпуска устанавливаются или непосредственно в законодательном акте, предусматривающем его предоставление определенной категории работников, или определяется предприятием (учреждением, организацией) самостоятельно исходя из своих производственных и финансовых возможностей, если этот отпуск предоставляется работникам данного предприятия (учреждения, организации) на основании акта, носящего локальный характер.

Если дополнительный отпуск предоставляется работникам данного предприятия (учреждения, организации) на основании локального акта, то в таком случае все вопросы, связанные с его предоставлением и продолжительностью, регулируются предприятием (учреждением, организацией), принявшим этот акт, исходя из своих финансовых и производственных возможностей.

Предоставление же дополнительных отпусков, которые установлены непосредственно в законодательных актах в отношении определенных категорий граждан (например, работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, проживающих и работающих на загрязненных радиоактивными веществами территориях и др.), не может зависеть от локальных актов. Такие отпуска должны предоставляться гражданам, на которых распространяется действие законодательных актов, установивших основания предоставления этих отпусков, в безусловном порядке и в пределах определенной этими актами продолжительности.

Пример 5

Работнику предприятия согласно результатам аттестации его рабочего места установлен дополнительный отпуск продолжительностью 6 рабочих дней (что закреплено в коллективном договоре). Основной отпуск составляет 24 рабочих дня. Работнику предоставляется отпуск с 3 июля 2000 г.

Общая продолжительность отпуска определяется суммированием дней ежегодного отпуска - 24 рабочих дня - и дополнительного. Основной отпуск предоставляется на период с 3 по 29 июля (включительно), а дополнительный - на период с 31 июля (поскольку 30 июля - воскресенье - нерабочий день) по 12 августа. К работе после окончания отпуска следует приступить 14 августа (13 августа - воскресенье).

На крупном горнодобывающем предприятии до 1992 года ежегодный отпуск работникам предоставлялся из расчета: основной отпуск (12 рабочих дней) + дополнительный отпуск, продолжительность которого определялась в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск (утв. в 1974 г.).

В 1991 году вышло постановление Госкомтруда N 28. В связи с этим на предприятии были пересмотрены списки на получение дополнительных отпусков. В настоящее время продолжительность дополнительного отпуска определяется на основе результатов аттестации рабочих мест с учетом фактического состояния условий труда на рабочих местах в соответствии с утвержденными нормами и правилами по охране труда и закрепляется коллективным договором. При этом основной отпуск предоставляется на 24 рабочих дня.

А в 1999 году в одной из газет была опубликована статья, в которой говорилось о том, что продолжительность отпуска определяется так: из числа дней отпуска, которые предоставлялись до 1992 года, вычитаются 15 дней (таким образом определяется продолжительность дополнительного отпуска) и затем прибавляются 24 дня (основной отпуск).

В связи с этим в профком и бухгалтерию нашего предприятия обращаются работники с просьбами о перерасчете продолжительности отпуска.

Просим дать разъяснения о порядке предоставления отпусков, действующем в настоящее время.

По всей видимости, в упомянутой газетной статье речь шла о том, что некоторые предприятия и организации, которые до 1992 года предоставляли работникам дополнительные отпуска, прибавляя соответствующее число дней к основному отпуску, продолжительность которого составляла 15 рабочих дней (минимальная продолжительность основного отпуска, установленная ст. 33 Закона СССР "Об основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде"), перестали предоставлять дополнительные отпуска после увеличения продолжительности основного отпуска до 24 рабочих дней.

Сначала это было обусловлено тем, что согласно Разъяснению Минтруда России от 25 июня 1993 г. N 7 "О некоторых вопросах, связанных с порядком предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством" (утв. постановлением Минтруда России от 25 июня 1993 г. N 123) общая продолжительность ежегодного отпуска с учетом дополнительных отпусков (ст. 68 КЗоТ) не изменялась, если она составляла 24 и более рабочих дней. И только в том случае, когда общая продолжительность ежегодного отпуска с учетом дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством, составляла менее 24 рабочих дней, предоставлялся ежегодный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня.

Однако Решением Верховного Суда РФ от 10 июня 1996 г. N ГКПИ 96-61 указанное Разъяснение Минтруда России было признано недействительным (незаконным). Таким образом, было установлено, что дополнительные отпуска должны предоставляться сверх основного (24 рабочих дня) отпуска, то есть увеличивать общую продолжительность отпуска (постановление Минтруда России от 17 июля 1996 г. N 44).

Но на практике некоторые работодатели "забыли" о том, что до 1996 г. их работники имели право на дополнительные отпуска, продолжая предоставлять им отпуск продолжительностью в 24 рабочих дня. В связи с этим и мог быть дан совет работникам: вспомните, какой продолжительности были дополнительные отпуска ранее, и требуйте прибавления соответствующего количества дней к основному отпуску.

На наш взгляд, если в отрасли в целом или на предприятии были пересмотрены категории работников, имеющих право на дополнительный отпуск, или изменена продолжительность таких отпусков, применять "рекомендуемый" порядок определения продолжительности отпуска не следует. Другими словами, рассмотренный выше порядок "пересчета" продолжительности отпуска может применяться, только если на предприятии не изменялся порядок предоставления дополнительных отпусков.


Пример 6

В соответствии с п. 2 постановления Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 28 продолжительность дополнительного отпуска устанавливается в пределах до 7, до 14, до 21, до 28 календарных дней (вместо фиксированной продолжительности этого отпуска соответственно 6, 12, 18, 24 рабочих дня, как это было предусмотрено в действовавших ранее нормативных актах). При этом конкретная продолжительность дополнительного отпуска определяется на основе результатов аттестации рабочих мест с учетом фактического состояния условий труда на рабочих местах в соответствии с утвержденными нормами и правилами по охране труда (санитарно-гигиеническими нормами) и утверждается в коллективном договоре (соглашении).

Согласно названному документу в отрасли были пересмотрены списки категорий работников, имеющих право на дополнительные отпуска. Так, взрывникам, имеющим ранее (в соответствии со Списком) право на дополнительный отпуск продолжительностью 6 рабочих дней, теперь предоставляется отпуск - 12 рабочих дней, а операторам котельной карьера, ранее получавшим дополнительный отпуск в 6 календарных дней, в настоящее время дополнительные отпуска не предоставляются. Следовательно, общая продолжительность отпуска у работников названных категорий будет составлять:

- у взрывников - 36 рабочих дней (24 дня основного отпуска + 12 дней дополнительного отпуска);

- операторов котельной карьера - 24 рабочих дня.


Включение оплаты за дополнительный отпуск в себестоимость


Все дополнительные отпуска могут быть разделены на два вида: дополнительные отпуска, основания предоставления и продолжительность которых установлена непосредственно в законодательных актах, и дополнительные отпуска, предоставляемые на основании коллегиальных договоров или иных локальных актов.

Согласно п. 7 Положения о составе затрат, в элементе "Затраты на оплату труда" отражаются в том числе выплаты, предусмотренные законодательством РФ о труде, за непроработанное время: оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и др. Следовательно, если для определенной категории работников законодательно предусмотрено предоставление дополнительного отпуска, то затраты на его оплату подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг).

Оплата дополнительных отпусков, предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством), на себестоимость продукции (работ, услуг) не относится и в целях налогообложения прибыли к зачету не принимается. Это означает, что расходы по оплате отпусков, предоставляемых по коллективному договору сверх предусмотренных законодательством, относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Например, не может быть отнесена на себестоимость продукции (работ, услуг) оплата дополнительных отпусков, предусмотренных коллективным договором, предоставляемых ветеранам труда данного предприятия и женщинам, имеющим детей в возрасте до 18 лет, а также работникам с ненормированным рабочим днем.


-----------------------------

* Например, предоставляются дополнительные отпуска военнослужащим, проходящим военную службу и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.


Е. Воробьева,

эксперт "БП"


Выпуск АКДИ БП N 29, июль 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.