Вопрос: Как правильно исчислить налог на содержание жилищного фонда в столовой: с оборота или с наценки? ("Консультант бухгалтера", N 8, август 2000 г.)

Как правильно исчислить налог на содержание жилищного фонда в столовой: с оборота или с наценки?


Заданный вопрос имеет сложную историю.

В соответствии с пунктом 1 "ч" статьи 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) объектом обложения налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы является объем реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории. Конкретные ставки налога и порядок его взимания устанавливаются представительными органами власти - местными Советами народных депутатов.

Так, в г.Москве исчисление налоговой базы по данному налогу производится в соответствии с законом г.Москвы от 16 марта 1994 г. N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" и разъясняющей применение этого закона Инструкцией Госналогинспекции по г.Москве от 31 марта 1994 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы".

В соответствии со статьей 3 Закона г.Москвы от 16 марта 1994 г. N 5-25 объектом налогообложения является объем реализации продукции (работ, услуг). Под объемом реализации продукции (работ, услуг) понимается выручка (валовой доход от реализации продукции (работ, услуг), определяемая исходя из отпускных цен без налога на добавленную стоимость; налога на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизов.

Для заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций объектом обложения является объем реализованных (выполненных) услуг, под которым следует понимать их валовой доход от реализации продукции.

Таким образом, ни в тексте Закона г.Москвы, ни в тексте Инструкции не уточняется, что следует понимать под объемом реализации продукции для целей исчисления данного налога для предприятий общественного питания. Поэтому приходится заимствовать это понятие из других нормативных документов по учету и налогообложению.

Однако приходится констатировать, что трактовка понятия объема реализации в общепите в нормативных документах за последнее время (с 1992 г.) изменялась.

Так, согласно действующей ранее Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, доведенной письмом Минфина РФ от 24 июня 1992 г. N 48 (в редакции письма Минфина РФ от 13 октября 1993 г. N 114) в форме N 2 бухгалтерской отчетности предприятий по статье "Выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ услуг)" предприятиями, осуществляющими свою деятельность в сферах торговли и общественного питания, показывался валовой доход от реализации товаров, исчисляемый как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. То есть, валовой доход рассматривался как показатель объема реализации и в предприятиях торговли, и в предприятиях общественного питания.

Однако, с выходом приказа Минфина РФ от 27 марта 1996 г. N 31, утвердившего Указания по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 г., и приказа Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. N 97, утвердившего Инструкцию о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, начиная со 2-го квартала 1996 г. по строке 010 формы N 2 бухгалтерской отчетности предприятиями торговли и общественного питания теперь показывается товарооборот без НДС, акцизов и налога с продаж.

Следует также отметить, что до 1 января 2000 г. НДС в общепите традиционно исчислялся с торговой наценки, как и в розничной торговле; после 1 января 2000 г. и розничная торговля, и общепит переведены на общий порядок исчисления НДС с оборота.

То есть, для целей исчисления НДС общепит приравнивался к рознице.

Точка зрения на порядок исчисления налога на пользователей автодорог в общепите претерпела изменения.

С момента принятия закона РФ от 16 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ" и до внесения изменений в него законом РФ от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ, вступивших в силу с 4 марта 1997 г., предприятия общественного питания исчисляли налог на пользователей автодорог аналогично предприятиям торговли - от величины товарооборота по ставке 0,03%. Однако на самом деле текстом закона и разъясняющей его применение Инструкции Госналогслужбы от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (В настоящее время упомянутая инструкция утратила силу. Она заменена Инструкцией МНС РФ от 4 апреля 2000 г. N 59 с аналогичным названием) такой порядок расчета налога на пользователей автодорог в общепите не подтверждался однозначно, так как четких указаний по данному вопросу ни закон, ни инструкция не содержали. Просто на тот момент и торговля, и общепит в качестве показателя объема реализации использовали товарооборот.

С выходом закона РФ от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ предприятия, занимающиеся заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельностью, налог на пользователей автодорог исчисляют с суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров. Однако предприятия общепита не были переведены на порядок исчисления налога на пользователей автодорог с наценки. Поэтому они в настоящее время уплачивают данный налог со своего оборота за вычетом НДС, исчисленной по расчетной ставке с оборота, акцизов и налога с продаж, по ставке 2.5%.

По данному вопросу было дано разъяснение Госналогслужбы РФ от 26 ноября 1998 N 07-2-06/2/1355, Госналогсинспекции по г.Москве от 22 января 1999 г. N 12-14/2176. Данные разъяснения содержат вполне логичный вывод о том, что деятельности предприятий общественного питания по изготовлению кулинарной продукции (продуктов питания) следует в целях налогообложения считать производственной, а не торговой.

Далее появилось разъяснение МНС РФ от 3 августа 1999 г. N ВГ-6-03/621, согласно которому облагаемая база по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы принимается равной облагаемой по налогу на пользователей автомобильных дорог, если иной порядок не установлен местными представительными органами власти.

УМНС по г.Москве в ответ на это разъяснение выпустило письмо от 17 сентября 1999 г. N 06-08/6637, в котором подчеркнуло, что конкретный порядок исчисления жилищного налога устанавливается местными органами власти.

Наконец, УМНС по г.Москве в письме от 7 февраля 2000 г. N 06-08/2371 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы предприятиями общественного питания" обосновало свою точку зрения, сводящуюся к тому, что жилищный налог предприятиями общественного питания г.Москвы в настоящее время по-прежнему уплачивается с валового дохода, исчисляемого как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. В качестве доводов в обоснование такой точки зрения приводится, во-первых, то обстоятельство, что на момент принятия в г.Москве соответствующего закона показателем объема реализации в общепите признавался товарооборот и изменений в закон с тех пор не вносилось, а во-вторых, то, что облагаемая база по налогу на пользователей автодорог и по жилищному налогу признается равной в том случае, если иной порядок не установлен местными органами власти.

С нашей точки зрения, второй довод УМНС по г.Москве является определяющим в выводах, которые оно делает в упомянутом письме от 7 февраля 2000 г., особенно если учесть, что ни текстом закона г.Москвы от 16 марта 1994 г. N 5-25, ни текстом Инструкции Госналогинспекции по г.Москве от 31 марта 1994 г. N 4 эти выводы не подтверждаются.

Отметим также, что все упомянутые нами разъясняющие письма налоговых органов не зарегистрированы в Минюсте РФ.

Таким образом, в настоящее время ответ на заданный вопрос следует искать в нормативных актах местных органов власти.

В г.Москве, согласно разъяснениям УМНС по г.Москве, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы предприятиями общественного питания, в т.ч. столовыми, уплачивается с валового дохода, т.е. с разницы между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров.


1 августа 2000 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.