Прием сведений о доходах физических лиц за 2000 год на магнитных носителях (Д.В.Чувилов, "Российский налоговый курьер", N 8, август 2000 г.)

Прием сведений о доходах физических лиц за 2000 год
на магнитных носителях


Прием сведений о доходах физических лиц за 2000 г. на магнитных носителях в целом будет аналогичен приему сведений за предыдущий год. Однако, учитывая опыт приема сведений за 1999 г., планируется внести ряд изменений в правила контроля принимаемых сведений. Данная статья затрагивает эти изменения.

Форма справки о доходах физического лица за 2000 г. и "Требования к составу и структуре информации о доходах физических лиц за 2000 г., предоставляемой организациями (предприятиями, учреждениями) и иными работодателями на магнитных носителях" приведены в Изменениях и дополнениях N 9 к инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Инструкция N 35), зарегистрированных Минюстом России 10.05.2000 N 2217.

Справка о доходах физического лица за 2000 г. очень похожа на справку о доходах физического лица за 1999 г. Исчезло только разбиение сумм исчисленного и удержанного налога по бюджетам. Облагаемые суммы теперь необходимо указывать с копейками. При этом исчисление налога производится с облагаемой суммы в целых рублях, которая определяется путем отбрасывания копеек. Сумма налога указывается в целых рублях и определяется методом округления.

Более существенные изменения произошли в порядке заполнения справки о доходах физического лица, в частности, в порядке заполнения полей "ИНН" и "Код ГНИ". Эти поля теперь взаимосвязаны и могут указываться только вместе. Заполнение одного из них и пропуск другого будет считаться ошибкой. В соответствии с Инструкцией N 35 данные, вносимые в эти поля, должны соответствовать документам, подтверждающим постановку физического лица на учет в налоговом органе*(1). Таким документом является "Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства" (далее - Свидетельство). В настоящее время только незначительный процент физических лиц из числа тех, кому присвоен ИНН, имеют на руках Свидетельство. Однако поскольку в Инструкции N 35 явно не сказано, что документом, из которого должны браться реквизиты "ИНН" и "Код ГНИ", является Свидетельство, то при заполнении справки документом, подтверждающим постановку на учет физического лица в налоговом органе, можно считать "Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства" (далее - Уведомление). Уведомления рассылаются физическим лицам по почте или раздаются через предприятия при постановке этих лиц на учет в налоговых органах*(2).

Из вышесказанного следует вывод - справки о доходах, составляемые на основании кассовых чеков, выдаваемых индивидуальными предпринимателями при приобретении у них каких-либо товаров, теперь можно не подавать*(3), так как в кассовых чеках зачастую присутствует только ИНН без указания фамилии, имени и отчества предпринимателя. Кроме того, кассовый чек не является документом, подтверждающим постановку на учет в налоговом органе. Если организация выплачивает предпринимателю какие-либо доходы, кроме оплаты договора розничной купли-продажи, производимой за наличный расчет, то у предпринимателя необходимо потребовать предъявить Свидетельство (у предпринимателя Свидетельство должно быть обязательно).

Теперь о разделе "Сведения о видах доходов". В соответствии с Инструкцией N 35 заполнение данного раздела является обязательным. При этом коды доходов с нулевыми суммами указываться не должны, и один код дохода может встретиться в значении реквизита только один раз. Если организация выплатила физическому лицу несколько доходов одного и того же вида, и при этом были предоставлены различные виды скидок, можно указать один код скидки и общую сумму всех скидок. При этом следует указывать код скидки, имеющей максимальную величину. Если же физическое лицо не получало доходов в течение года, но числилось в штате организации, то справку на него предоставлять не надо (в соответствии с разъяснением Департамента методологии налогообложения физических лиц МНС России, данным в ответ на официальный запрос ГНИВЦ МНС России).

В остальном правила контроля справок за 2000 г. по сравнению с 1999 г. не изменились. Но, учитывая опыт приема справок о доходах за 1999 г., будет значительно ужесточен контроль достоверности информации, содержащейся в справках. Имеется в виду достоверность идентификационных данных физического лица. Это вызвано тем, что некоторые недобросовестные налогоплательщики предоставляли заведомо недостоверные сведения о физических лицах, которым были выплачены доходы. Так, имели место случаи указания фиктивных ИНН физических лиц, а также несуществующих адресов. Для предотвращения подобных случаев планируется ввести два вида контроля:

- при первичном приеме данных в инспекции будет использоваться информация из Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее - ЕГРН). При несовпадении данных из справки с данными из ЕГРН справка будет считаться ошибочной;

- в технологию обмена справками между налоговыми органами включен механизм возврата недостоверных справок. Справки, принятые инспекцией и переданные в другие инспекции, будут возвращаться в принявшую их инспекцию в случае выявления недостоверности данных. Таким образом, практически все недостоверные справки будут возвращены в принявшую их инспекцию и далее сдавшей их организации или индивидуальному предпринимателю. При этом к организации или индивидуальному предпринимателю, сдавшим заведомо недостоверные справки, могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные п.1 ст.129 Налогового кодекса (до 5000 руб.). Это относится и к справкам, сдаваемым на бумажных носителях.

Еще немного о порядке заполнения справки о доходах физического лица, приведенном в Инструкции N 35. Речь идет о справках, сдаваемых на бумажных носителях. В соответствии с Инструкцией N 35 справка может заполняться на лазерном, матричном или струйном принтерах, а также на пишущей машинке. Хотя заполнять справки при помощи принтера не запрещено, на наш взгляд, это нецелесообразно. Если уж использовать компьютер, то справки проще сдать на магнитном носителе. Тем более что минимальных ограничений на количество справок, сдаваемых на магнитных носителях, нет. Можно сдавать даже одну справку.

Для подготовки сведений о доходах физических лиц на магнитных носителях существует большое количество программ различных производителей, в том числе и бесплатные. Все они достаточно просты и удобны в использовании. Опыт общения автора с бухгалтерами, подготавливавшими сведения о доходах за 1999 г. для сдачи в инспекции на магнитных носителях, показал, что использование программ подготовки сведений на магнитных носителях не вызывало трудностей даже у слабо владеющих компьютером пользователей. Не нужно бояться использовать компьютер. Подготовка сведений о доходах на магнитном носителе - хороший повод освоить компьютер, если вы не освоили его ранее.

Анализ статистики приема сведений о доходах за 1999 г. показал, что меньше всего проблем было у организаций, использующих сертифицированные*(4). Главным научно-исследовательским вычислительным центром МНС России (далее - ГНИВЦ МНС России) программы или бесплатную программу, разработанную ГНИВЦ МНС России.

В настоящее время ГНИВЦ МНС России разрабатывает бесплатную программу подготовки сведений о доходах физических лиц за 2000 г. и программу тестирования сведений. Эти программы будут совместимы с программами подготовки и тестирования сведений за 1999 г.

Изменится структура классификатора адресов. В классификатор будет добавлена информация о переименованиях городов, населенных пунктов и улиц. Если в адресе физического лица указаны старые наименования, то при заполнении адреса старые наименования будут автоматически заменяться на новые.

В заключение хотелось бы дать несколько практических рекомендаций по подготовке сведений о доходах физических лиц за 2000 г. на магнитных носителях.

1. Внимательно изучите Инструкцию N 35 в части правил заполнения справки о доходах физического лица. Опыт показывает, что некоторые бухгалтеры даже не знают о существовании в этой инструкции таких правил.

2. Приобретите или получите бесплатно в инспекции или через Интернет программу для подготовки сведений о доходах физических лиц на магнитных носителях. Для небольших организаций вполне подойдет бесплатная программа. Для больших организаций можно приобрести коммерческую программу. Коммерческие программы, как правило, имеют больше возможностей, в частности, в них реализовано ведение налоговой карточки (приложение N 7 к Инструкции N 35), на основании данных которой справки о доходах формируются автоматически, реализовано автоматическое составление отчета по форме N 8 (Приложение N 8 к Инструкции N 35).

3. Убедитесь, что полученная или приобретенная вами программа содержит актуальную версию классификатора адресов. Если это не так, получите в инспекции последнюю версию классификатора адресов и импортируйте его в вашу программу.

4. Получите в инспекции или через Интернет программу тестирования сведений, подготовленных на магнитных носителях. Убедитесь в том, что версия классификатора адресов в программе подготовки сведений и в тестирующей программе одна и та же.

5. Сформируйте сведения о доходах и проверьте их тестирующей программой. Если при тестировании ошибок не обнаружено, перепишите сформированный файл на дискету, распечатайте и оформите реестр сведений о доходах физических лиц за 2000 г. и идите в инспекцию сдавать сведения. На всякий случай захватите с собой распечатку или файл протокола тестирования.


Д.В.Чувилов,

заместитель начальника Управления

разработки программного обеспечения

ЦОД и местного уровня ГНИВЦ МНС России


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Раздел 2 Порядка заполнения Справки о доходах физического лица, содержащегося в Инструкции N 35 (см. с.42 вкладки "Документы по налогообложению" в РНК N 7 за 2000 г.).

*(2) О порядке и правовом регулировании учета физических лиц в налоговых органах см. в статье В.И.Воробьевой "Постановка физических лиц на учет в налоговых органах", опубликованной в РНК N 6 за 2000 г.

*(3) На момент выхода номера в свет официальная позиция Департамента методологии налогообложения физических лиц МНС России по этому вопросу не в полной мере соответствует позиции автора. Так, в своем официальном ответе от 30.06.2000 N 08-2-01/288 на вопрос редакции Департамент методологии налогообложения физических лиц МНС России, ссылаясь на п.1 ст.20 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 1998-1) сообщил, что представление в налоговые органы сведений о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям является обязанностью организаций, возложенной на них Законом. Согласно п.5 ст.20 Закона N 1998-1 сведения на индивидуальных предпринимателей представляются организациями не реже одного раза в квартал в налоговый орган по месту своей регистрации. В случае нарушения организацией сроков представления таких сведений налоговые органы вправе принять решение о привлечении организации к ответственности в виде штрафа, установленной ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

По мнению редакции, ситуация выглядит следующим образом. В пункте 1 ст.20 Закона N 1998-1 предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам, зарегистрированным в качестве предпринимателей, которые служат источниками дохода, предлагается представлять налоговым органам сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Такой порядок установлен п.5 ст.20 Закона N 1998-1. Однако этот порядок обязаны соблюдать лишь те субъекты, которые перечислены в Законе и обладают указанными в Законе признаками, а именно: предприятия, учреждения, организации и иные работодатели. То, что законодатель употребил в данном случае прилагательное "иные" с союзом "и", свидетельствует о том, что при установлении порядка представления сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, он имел в виду не все предприятия, учреждения, организации, а только те, которые выступают в качестве работодателей для этих физических лиц. При приобретении у индивидуальных предпринимателей за наличный расчет материалов, товаров и других материальных ценностей фактом подтверждения оплаты договоров розничной купли-продажи служит кассовый и товарный чеки. Организация фактически не обязана подавать в налоговые органы сведения о выплате таких доходов, так как порядок, в том числе и сроки исполнения такой обязанности, законом не установлены. Следовательно, привлечь организацию к ответственности за несвоевременное представление в налоговые органы сведений о наличной выплате доходов по договорам розничной купли-продажи на законных основаниях не представляется возможным.

*(4) Информация о программных продуктах, прошедших сертификацию, размещена и постоянно обновляется на сайте "РНК" по адресу www.sq97.ru/rnk/.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.