Вопрос: В каком порядке следует применять меру ответственности (штраф, конфискация) за совершенное правонарушение? Вправе ли налоговые органы применять административное взыскание в виде конфискации у нарушителя продукции, оборудования и сырья, находившихся у него на незаконных основаниях? ("Российский налоговый курьер", N 8, август 2000 г.)

В соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона N 143-ФЗ наложение административного взыскания в виде конфискации у нарушителя этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в соответствующих таре и (или) упаковке, а также оборудования и сырья, находившихся у него на законных основаниях, относится к компетенции районных судов (мировых судей).

Однако при направлении материалов об административном правонарушении в суды общей юрисдикции для наложения на нарушителя взыскания в виде конфискации суд либо отказывает в принятии документов, ссылаясь на недопустимость применения санкции одной статьи разными уполномоченными органами, и предлагает при обнаружении правонарушения передавать суду необходимые материалы для применения судом ответственности как в виде штрафа, так и в виде конфискации, либо выносит постановление о прекращении дела производством со ссылкой на п.8 ст.227 КоАП РСФСР в связи с наличием по данному факту правонарушения постановления налогового органа о наложении административного взыскания в виде штрафа.

Учитывая изложенное, в каком порядке следует применять меру ответственности (штраф, конфискация) за совершенное правонарушение? Вправе ли налоговые органы применять административное взыскание в виде конфискации у нарушителя продукции, оборудования и сырья, находившихся у него на незаконных основаниях?


В соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона N 143-ФЗ наложение административного взыскания в виде конфискации у нарушителя этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в соответствующих таре и (или) упаковке, а также оборудования и сырья, находившихся у него на законных основаниях, относится к компетенции районных судов (мировых судей). Имеющаяся в настоящем Федеральном законе ссылка "на законных основаниях" позволяет прийти к следующим выводам.

Как следует из мотивировочной части определения Конституционного суда Российской Федерации (далее - КС РФ) от 03.12.98 N 201-0, закрепленные в ст.35 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются в отношении лишь того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях и которым они, следовательно, могут в полной мере владеть, пользоваться и распоряжаться. Вместе с тем эти гарантии не распространяются на имущество, распоряжение которым или запрещено, или ограничено, или противоправно по каким-либо причинам.

Согласно ст.129.1 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Федеральный закон N 171-ФЗ устанавливает специальные условия осуществления деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (например, наличие у юридического лица лицензии), при несоблюдении которых указанная продукция считается находящейся у ее владельца на незаконном основании. В этом случае этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, являющиеся объектами административного правонарушения, могут быть изъяты из оборота и в дальнейшем конфискованы во внесудебном (административном) порядке на основании постановления по делу об административном правонарушении, принимаемым уполномоченными руководящими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти.

В случае, если оборудование и сырье, являющиеся непосредственным орудием административного правонарушения, принадлежат правонарушителю (например собственнику) на законном основании, то их безвозмездное изъятие (конфискация) возможно в силу ст.35 Конституции Российской Федерации и п.3 ст.13 указанного Федерального закона только на основании решения судов.

При этом дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченными руководящими должностными лицами федерального органа исполнительной власти, а материалы по изъятым из оборота оборудованию и сырью, принадлежащим правонарушителю на законном основании, направляются для принятия решения по их конфискации в районные (мировые) суды по месту совершения правонарушения.


Т.Ю.Троицкая,

советник налоговой службы II ранга


А.А.Русанов


1 августа 2000 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.