Новая инструкция по налоговым проверкам (А.А.Соломатина, "Российский налоговый курьер", N 8, август 2000 г.)

Новая инструкция по налоговым проверкам


Выход новой инструкции по составлению акта выездной налоговой проверки и ведению производства по выявленным нарушениям уже давно ожидался практикующими работниками налоговых инспекций. Во многом это было продиктовано тем, что после внесения в июле прошлого года в Налоговый кодекс изменений и дополнений, положения прежней инструкции значительно отличались от действующих норм Налогового кодекса. При этом работать надо было по устаревшей инструкции. Насколько полно новая инструкция отражает все стороны работы проверяющих из налоговых органов? Комментарий произошедших изменений нашей редакции предложил сотрудник регионального Управления МНС России.

Минюстом России 7 июня 2000 г. зарегистрирована новая инструкция МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях Законодательства о налогах и сборах" (далее - Инструкция).

Инструкцией установлены единые требования к:

- порядку составления и форме акта выездной налоговой проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, их филиалов и представительств;

- подготовке справки о результатах проверки;

- подписанию, вручению, регистрации и рассмотрению акта проверки;

- вынесению решения по результатам рассмотрения материалов проверки.


Отличия новой инструкции от старой


I. Вводная часть акта выездной налоговой проверки:

- теперь, в случае проверок филиалов и представительств необходимо отражать в акте сведения о них, при этом указывается, помимо ИНН организации налогоплательщика, еще и код причины постановки на учет;

- разъяснено, что основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение, а повторной проверки - постановление;

- уточнен срок проведения проверки. В соответствии со ст.93 части I НК РФ из срока проверки исключается период приостановления проверки, если оно осуществляется на основании решения руководителя (зам. руководителя), согласно которому налогоплательщик обязан предоставить документы;

- установлена иная дата окончания проверки - это дата составления проверяющими справки о проведении проверки;

- введено количественное (суммовое) выражение последствий нарушения.

II. Описательная часть акта проверки.

Приведено в соответствие с НК РФ положение о том, до какого времени налогоплательщик может внести изменения в отчетность и доплатить недостающую сумму налога. Для того, чтобы к налогоплательщику не были применены налоговые санкции, он может это сделать только до начала выездной налоговой проверки.

Если в прежней инструкции во всех стандартных бланках форм актов и решений, заполняемых при проведении проверок, содержалось только слово "налог", то теперь указывается "налог (сбор)".

III. Приложения.

К акту проверки прилагаются:

- постановление, при этом плательщику вручается копия постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки (в случае проведения такой проверки вышестоящим налоговым органом);

- копия требования налогоплательщику о предоставлении документов;

- постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов, если таковые назначены (произведены);

- справка о проведенной проверке.

IV. Регистрация и рассмотрение акта.

Изменен срок регистрации акта. Акт теперь регистрируется до вручения налогоплательщику (его представителю).

Из описательной части акта проверки и из бланка решения о привлечении к ответственности исключены ссылки на:

- смягчающие обстоятельства;

- статью 31 "Права налоговых органов" НК РФ;

- должностное лицо, осуществляющее налоговую проверку в заключительном разделе акта не должно указывать размер налоговой санкции.


Раздел, аналога которому не было в предыдущей инструкции


Инструкция дополнена новым четвертым разделом "Порядок производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами".

К этому разделу введена специальная форма акта (приложение N 7) и две формы решений (приложения N 8 и 9). Налоговые органы могут использовать эти формы при обнаружении фактов, свидетельствующих о следующих нарушениях:

- неисполнение банками поручений на перечисление налогов и сборов и решений об их взыскании (гл.18 НК РФ);

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ);

- неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также неправомерный отказ свидетеля отдачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ст.128 НК РФ);

- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст.129 НК РФ);

- неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу (ст.129.1 НК РФ).

Требования к содержанию, а также порядок составления акта аналогичны процедуре оформления акта выездной налоговой проверки налогоплательщиков. Акт до вручения лицу, совершившему правонарушение, регистрируется в специальном журнале.

Решения о привлечении и об отказе в привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах принимаются в двухнедельный срок.

Необходимо отметить, что инструкцией не определены сроки для проведения налоговыми органами дополнительных мероприятий налогового контроля в случае, если на основании имеющихся материалов нельзя вынести мотивированное решение о привлечении или об отказе в привлечении лица, не являющегося налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом, к налоговой ответственности. Однако, на наш взгляд, не следует выходить за рамки 2-месячного срока проверки, который установлен для проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков.


Что стало лучше


1. В новой инструкции, по сравнению с предшествующим документом, утверждена единая форма:

- требования о представлении документов (приложение N 2);

- справки о проведенной выездной налоговой проверке (приложение N 3).

Нововведения сократят время на оформление материалов проверки.

2. МНС России прислушалось к предложениям низовых налоговых инспекций. Инструкцией не предусмотрена обязанность налоговых органов, как это было ранее, составлять дополнительный акт в случае, когда налогоплательщики либо лица, не являющиеся налогоплательщиками, уклоняются от получения акта налоговой проверки. Теперь достаточно на последней странице акта сделать запись об этом с указанием даты.


Недостатки новой инструкции


1. На практике налоговые органы часто сталкиваются с такой ситуацией, когда налогоплательщики (особенно небольшие коммерческие предприятия) бухгалтерский учет ведут с грубыми нарушениями. Поэтому выездную налоговую проверку провести фактически невозможно. В связи с этим было бы целесообразно утвердить форму промежуточного акта, в котором бы указывались недостатки бухгалтерского учета, а также установлены сроки, в течение которых налогоплательщик должен привести бухгалтерскую документацию в соответствие действующему законодательству по бухгалтерскому учету.

2. Не разработаны единые решения руководителя (зам. руководителя) на приостановление выездной налоговой проверки и акта встречной проверки.

3. Не урегулирован вопрос по срокам начисления пени (на дату вручения акта проверки или на дату вынесения решения на применение налоговых санкций).

4. Необходимо более четко описать механизм назначения и регистрации повторных выездных налоговых проверок. Это продиктовано тем, что сегодня сложно состыковать временные параметры оформления с реализацией результатов проверки.


А.А.Соломатина,

советник налоговой службы I ранга


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.