Вопрос: Пунктом 4 ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ в целях защиты от подделок субъектам Российской Федерации предоставлено право вводить специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков. На этом основании в ряде регионов введены идентификационные марки, за приобретение которых предусмотрена плата. Не подпадает ли плата за марку под признаки налога или сбора и не нарушается ли при этом один из принципов налогообложения: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", N 38, сентябрь 2000 г.)

Пунктом 4 ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ в целях защиты от подделок субъектам Российской Федерации предоставлено право вводить специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков с учетом предложений органов местного самоуправления и поставщиков. На этом основании в ряде регионов введены идентификационные марки, за приобретение которых предусмотрена плата. Не подпадает ли плата за марку под признаки налога или сбора, установленные ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и не нарушается ли при этом один из принципов налогообложения: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом?


В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 171-ФЗ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено установление и осуществление комплекса мер по упорядочению поставок и розничной продажи алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан, а также проведение государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе через введение специальных защитных мер в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков в соответствии с п. 4 ст. 12 данного Федерального закона.

Вводимые субъектами Российской Федерации на своей территории региональные (идентификационные) марки, так же как и специальные марки, реализуемые территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, введены с целью защиты от подделок, подтверждения легальности нахождения в обороте алкогольной продукции.

Согласно п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 3.08.96 г. N 938 "О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации" (с последующими изменениями) цена специальной марки должна возмещать расходы на ее изготовление, доставку до органов налоговой службы, хранение и страхование.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.99 г. N 797 "Об обязательной маркировке специальными марками алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации" установлено, что специальные марки приобретаются организациями - производителями алкогольной продукции с отнесением затрат по их приобретению на себестоимость этой продукции.

С учетом изложенного, а также того, что региональные (идентификационные) марки, так же как и специальные марки, введены с целью подтверждения качества и легальности нахождения в обороте алкогольной продукции, их стоимость должна соответствовать перечисленным условиям, установленным для стоимости специальных марок.

В том случае, если стоимость региональных (идентификационных) марок значительно превышает расходы на их изготовление, хранение, доставку и страхование, установленная субъектом Российской Федерации плата за региональную марку может быть расценена как дополнительный налог. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.


Т. Троицкая,

советник налоговой службы I ранга


20 сентября 2000 года



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение