Налог на добавленную стоимость и налог с продаж для религиозных объединений (организаций) (А. Черный, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 38-39, сентябрь 2000 г.)

Налог на добавленную стоимость и налог с продаж
для религиозных объединений (организаций)


Деятельность религиозных объединений регулируется Федеральным законом от 26.09.97 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в ред. Федерального закона от 26.03.2000 г. N 45-ФЗ).

Религиозным объединением в Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой в соответствии с указанным Федеральным законом признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Таким образом, основным отличием религиозной группы от религиозной организации является то, что первая осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Кроме того, религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения. При этом религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.

Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, учреждать средства массовой информации, а также осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Помимо этого в соответствии со ст. 23 указанного Федерального закона религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что согласно письму Госналогслужбы России от 22.05.95 г. N ВГ-6-01/286 религиозным организациям, являющимся юридическими лицами, но не имеющим объектов обложения налогами, предусмотренных налоговым законодательством, не требуется предоставлять налоговым органам расчеты по налогам, бухгалтерские отчеты и балансы. При возникновении объектов налогообложения религиозные организации должны предоставлять налоговым органам расчеты налогов, бухгалтерские отчеты и балансы в общеустановленном порядке.

В целях поддержания духовного здоровья общества и социальных мероприятий, проводимых церковными конфессиями, проводится государственная поддержка этой сферы деятельности, что находит отражение и в законодательных актах, касающихся взимания конкретных налогов.

Рассмотрим, как применяются Закон Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 31.07.98 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Федеральный закон от 23.07.98 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" религиозными организациями (объединениями) и их предприятиями на конкретных примерах.


Налог на добавленную стоимость


Распространяется ли льгота по налогу на добавленную стоимость, предусмотренная п.п. "н" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", на предприятия, созданные религиозными организациями с целью осуществления предпринимательской деятельности?

Согласно Закону Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) услуги религиозных объединений от этого налога освобождаются.

В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" под услугами религиозных объединений следует понимать проведение обрядов и церемоний, а также изготовление и реализацию указанными объединениями предметов культа и религиозного назначения. При этом религиозные организации в соответствии со ст. 23 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

Таким образом, льгота, предусмотренная п.п. "н" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", не распространяется на предприятия (организации), учредителями (участниками) которых являются религиозные объединения.



Монастырь реализует пасхальный набор (пищевые красители для яиц, ваниль, глазурь). Должен ли в этом случае уплачиваться налог на добавленную стоимость?

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) религиозные организации, осуществляющие коммерческую деятельность, являются плательщиками данного налога, за исключением случаев проведения ими обрядов и церемоний.

Кроме того, реализацию пасхального набора также нельзя отнести к ритуальным услугам, льготируемым согласно п.п. "п" п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями), так как в соответствии со ст. 38 главы 7 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу 1 января 1999 г., услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Таким образом, по товарам, реализуемым церковью в качестве пасхального набора, налог на добавленную стоимость должен исчисляться и уплачиваться в общеустановленном порядке.


Облагается ли налогом на добавленную стоимость арендная плата, уплачиваемая религиозной организацией при аренде муниципального имущества?

Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг облагаются налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с п.п. "б" п. 7 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) услуги по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости облагаются налогом на добавленную стоимость. Действующим порядком для религиозных организаций исключений не предусмотрено.

Следовательно, арендная плата, уплачиваемая религиозной организацией при аренде муниципального имущества, облагается налогом на добавленную стоимость.


Услуги религиозных объединений, в том числе реализация ими предметов религиозного назначения, освобождаются от НДС на основании п.п. "н" п. 12 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость". Книжная лавка распространяет религиозные книги. Правомерно ли облагать реализацию книг НДС на том лишь основании, что книжная лавка не относится к религиозным объединениям?

Подпункт "н" п. 12 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" не распространяется на книжную лавку, распространяющую религиозные книги. Вместе с тем реализация книжной лавкой религиозных книг подпадает под льготный налоговый режим, предусмотренный п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями).


Церковь, получающая гуманитарную помощь из-за рубежа (в виде одежды, бывшей в употреблении), передает ее на реализацию по договору комиссии торговой организации по фиксированным ценам с отчислением комиссионеру вознаграждения. Следует ли уплачивать НДС, если церковь использует полученные средства для помощи малоимущим и восстановления храмов?

В соответствии с п.п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" религиозные организации, осуществляющие коммерческую деятельность, являются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением случаев проведения ими обрядов и церемоний.

Обороты по реализации товаров, полученных в качестве гуманитарной помощи от иностранных организаций, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Поэтому средства, полученные церковью от реализации посреднической организацией товаров, переданных на комиссию, облагаются налогом на добавленную стоимость независимо от целей использования вырученных средств в порядке, предусмотренном п.п. "а" п. 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".


Распространяется ли льгота, предусмотренная п.п. "н" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", на реализацию религиозными объединениями, в частности кафедральным собором, приобретенных предметов церковного обихода? При этом кафедральный собор получает от данной реализации доход.

В соответствии с действующим налоговым законодательством услуги религиозных объединений, а также изготовление и реализация указанными объединениями предметов культа и религиозного назначения освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Следовательно, реализация кафедральным собором приобретенных предметов церковного обихода не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. При этом налог, уплачиваемый поставщикам, на расчеты с бюджетом не относится, а возмещается за счет собственных источников финансирования.


Православная община осуществляет по договору с промышленным предприятием реализацию продукции, часть которой передается в качестве заработной платы своим работникам. Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость указанные операции?

Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрена льгота по уплате налога на добавленную стоимость при проведении обрядов и церемоний религиозными организациями. Прочая деятельность указанных организаций подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Торговые посреднические операции, осуществляемые религиозными организациями, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 4 данного Закона. Что касается выдачи продукции в качестве заработной платы сотрудникам, то такие обороты в соответствии с п.п. "в" п. 2 ст. 3 Закона также являются объектом налогообложения.


Может ли воспользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость образовательное учреждение, созданное (учрежденное) религиозной организацией, при оказании образовательных услуг?

Согласно п.п. "л" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях; услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях налогом на добавленную стоимость не облагаются. При этом в соответствии с п.п. "л" п. 12 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) под услугами в сфере образования следует понимать услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части их уставной непредпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм: государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественными и религиозными). Указанная льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".


Акционерное общество передало в благотворительных целях копировальную технику религиозной организации. Данная техника была оприходована на счете 01 "Основные средства" без учета НДС. Следует ли начислять НДС и как его рассчитать?

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) объектом обложения этим налогом являются обороты по реализации товаров (работ, услуг). Однако в соответствии с Федеральным законом от 9.07.99 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией товаров, работ или услуг.

Таким образом, если акционерное общество передало в благотворительных целях копировальную технику религиозной организации на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, и данная передача совершена после введения в действие Федерального закона от 9.07.99 г. N 154-ФЗ, объект обложения налогом на добавленную стоимость отсутствует. Если же указанная передача совершена до введения в действие этого Закона, то на основании п.п. "в" п. 2 ст.3 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" такая передача подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется религиозной организацией в соответствии с п. 50 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) в виде разницы между суммой налога, исчисленной исходя из полной рыночной цены этих основных средств (указанной сторонами сделки), и суммой налога, не отнесенной на расчеты с бюджетом до момента их безвозмездной передачи без учета переоценки. При возникновении отрицательной разницы возмещение из бюджета не производится.


Налог с продаж


Подлежат ли обложению налогом с продаж предметы культа, реализуемые религиозными организациями (объединениями)?

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не является объектом обложения налогом с продаж стоимость услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями.

Объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров, выполненных работ или оказанных услуг, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

Согласно п. 5 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Продажа религиозными организациями предметов культа имеет материальное выражение и, следовательно, в целях налогообложения признается товаром, стоимость которого на федеральном уровне от налога с продаж не освобождена.

Таким образом, реализация религиозными организациями предметов культа (крестов, свечей, икон и т.д.) за наличный расчет не подпадает под льготу, предусмотренную указанным Федеральным законом в отношении проведения этими организациями обрядов и церемоний, в связи с чем их стоимость является объектом обложения налогом с продаж.

Вместе с тем законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право, принимая решение о введении на своей территории налога с продаж, устанавливать льготы, а также определять дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.


Религиозная организация, занимающаяся издательской деятельностью, просит разъяснить порядок применения налога с продаж при реализации книгопечатной продукции религиозного характера.

Согласно Федеральному закону от 31.07.98 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право введения налога с продаж на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Данным Законом установлен обязательный для применения на всей территории Российской Федерации перечень товаров (работ, услуг), которые не являются объектами налогообложения. Книгопечатная продукция религиозного характера в данном перечне отсутствует и поэтому при реализации за наличный расчет должна облагаться налогом с продаж.

Вместе с тем указанным Федеральным законом органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительный перечень товаров (работ услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж. Поэтому книгопечатная продукция религиозного характера может быть освобождена от налога с продаж при условии включения ее в дополнительный перечень льготируемых товаров (работ, услуг), устанавливаемый правовым (нормативным) актом по введению налога с продаж на территории субъекта Российской Федерации.

В связи с изложенным при реализации книгопечатной продукции на территориях различных субъектов Российской Федерации следует руководствоваться законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации по порядку исчисления и уплаты налога с продаж.


Прочие вопросы


Вправе ли налоговые органы требовать от религиозных объединений (организаций) отчетов о суммах, поступивших им на благотворительные цели от организаций (предприятий)?

Письмом МНС России от 12.01.99 г. N ГБ-6-02/20@ "О предоставлении религиозными объединениями расчетов по налогам" установлен особый порядок предоставления религиозными организациями отчетов о суммах, поступивших им на благотворительные цели от организаций (предприятий). В соответствии с этим порядком монастыри, приходы и другие религиозные объединения представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчеты о суммах, поступивших на благотворительные цели, и их расходовании только по официальным запросам налоговых органов по каждой конкретной организации, предоставившей эти средства.


Обязаны ли религиозные организации применять контрольно-кассовые машины при торговле предметами культа в отдельно стоящем и принадлежащем им магазине, а также при торговле с прилавка в арендуемом торговом помещении?

В соответствии с п. 4 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 г. N 745 (с изменениями и дополнениями), религиозные объединения (организации), зарегистрированные в порядке, установленном законом, и их предприятия могут осуществлять реализацию предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также оказывать услуги по проведению религиозных обрядов и церемоний без применения контрольно-кассовых машин.

При торговле указанными предприятиями предметами культа в иных торговых точках освобождение от обязательного применения контрольно-кассовых машин Законом Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не предусмотрено.


Распространяются ли положения Федерального закона от 23.07.98 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" на религиозные организации?

Федеральный закон от 23.07.98 г. N 123-ФЗ внес изменения и дополнения в порядок представления отчетности для общественных организаций (объединений). Общественными организациями (объединениями) являются организации, созданные в соответствии с Федеральным законом от 19.05.95 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Положения Федерального закона от 23.07.98 г. N 123-ФЗ на другие некоммерческие организации не распространяются.


А. Черный,

советник налоговой службы II ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение