Вопрос: Означают ли изменения, внесенные законом N 36-ФЗ от 2 января 2000 г., что денежные средства, полученные по договору комиссии на закупку, должны облагаться НДС со всего оборота? ("Консультант бухгалтера", N 7, июль 2000 г.)

Означают ли изменения, внесенные законом N 36-ФЗ от 2 января 2000 г., что денежные средства, полученные по договору комиссии на закупку, должны облагаться НДС со всего оборота?


Действительно, с принятием закона РФ от 2 января 2000 г. N 36-ФЗ абзац третий пункта 2 статьи 7 закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" теперь изложен в следующей редакции:

"Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения."

Ранее порядок расчета НДС в виде разницы полученных от покупателей и уплаченных поставщикам сумм налога, изложенный в этой статье закона, распространялся только на организации, занимающиеся продажей и перепродажей товаров.

В то же время статья 7 является не единственной статьей Закона N 1992-1, в которой регулируется порядок исчисления НДС предприятиями, занимающимися посреднической деятельностью.

Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 4 рассматриваемого Закона при осуществлении предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов.

Абзац 3 того же пункта статьи 4 этого Закона в редакции Закона N 36-ФЗ не изменил порядок расчета облагаемого оборота для предприятий, занимающихся закупкой товаров по договорам комиссии, так как в нем речь идет только о предприятиях, занимающихся продажей и перепродажей товаров, а именно: "у заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость".

Обратим внимание также на то, что порядок, изложенный в статье 7 Закона N 1992-1, предполагает получение от покупателей сумм за реализованные товары (работы, услуги) и уплату поставщикам сумм за товары, предназначенные для продажи. Однако посредник по закупке не продает товары покупателям, а оказывает услугу комитенту по их закупке. Таким образом, даже если считать, что следует руководствоваться положениями именно статьи 7 Закона, то надо признать, что они сформулированы некорректно.

Официальных разъяснений налоговых органов по данному вопросу в связи с внесенными изменениями на момент подготовки данной публикации еще не было.

Из прежних разъяснений на эту тему следует выделить письма Госналогслужбы РФ от 11 ноября 1997 г. N 03-4-09/1, Госналогинспекции по г.Москве от 24 ноября 1997 г. N 11-13/30414. В соответствии с этими документами суммы авансовых платежей у комиссионера с участием в расчетах, полученные от комитента для обеспечения договора поручения на приобретение товара для комитента, не должны облагаться налогом на добавленную стоимость, так как их перечисление можно рассматривать в режиме средств сумм по поручениям, а не в режиме средств, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), поскольку указанные средства выданы для целей закупки товаров и не связаны с расчетами между комитентом и комиссионером за оказанную услугу по реализации товаров.

Таким образом, существует противоречие между положениями закона о механизме исчисления НДС посредниками по закупке. Следует отметить, что согласно пункту 7 статьи 3 части первой НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Для практического применения лучше получить официальные разъяснения налоговых органов.


1 июля 2000 года


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение