Документальное оформление и регулирование выявленных расхождений по результатам проведенных инвентаризаций (Д.И.Боев, "Консультант бухгалтера", N 9, сентябрь 2000 г.)

Документальное оформление и регулирование выявленных расхождений по результатам проведенных инвентаризаций


1. Документальное оформление результатов инвентаризации


Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 (далее Методические указания).

Эти Методические указания применяются с учетом постановления Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации", введенного в действие с 1 января 1999 года.

Инвентаризация проводится в следующей последовательности.

1. Издается приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации по форме N ИНВ-22. Унифицированные формы описей и актов приведены в приложениях к постановлению Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88.

2. Сведения о фактическом наличии имущества организации (основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств и прочих финансовых активов), а также производственных запасов и других видов имущества, не принадлежащих организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки) записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее, чем в двух экземплярах.

По каждому виду имущества заполняются отдельные унифицированные формы первичной учетной документации: N ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств", N ИНВ-1a "Инвентаризационная опись нематериальных активов", N ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей", N ИНВ-4 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных", N ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение", N ИНВ-10 "Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств", N ИНВ-11 "Акт инвентаризации расходов будущих периодов", N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств", N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" и др.

Полноту и точность внесения данных в описи, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации обеспечивает инвентаризационная комиссия.

Правила заполнения форм описаны в Методических указаниях:

- на каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны;

- исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами;

- в описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются;

- на последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку;

- описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение;

- при проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества;

- в тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

3. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости N ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств", N ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей", N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией". С 1 января 2001 года форма N ИНВ-26 изменяет форму в связи с изданием постановления Госкомстата РФ от 27 марта 2000 г. N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией".

В унифицированной форме N ИНВ-26 обобщенно отражаются результаты инвентаризации.


Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией


/-----------------------------------------------------------------------\
|Наимено-|Номер|Результаты,  |Установ-|Из общей суммы недостач и потерь |
|вание   |счета|выявленные   |лена    |  от порчи имущества, руб.коп.   |
|счета   |     |инвентариза- |порча   |                                 |
|        |     |цией,  сумма,|имуще-  |                                 |
|        |     |руб.коп.     |ства,   |                                 |
|        |     |-------------|сумма,  |---------------------------------|
|        |     |недо- |изли- |руб.    |зачтено |списа-|отнесе-|списано  |
|        |     |стача |шки   |коп.    |по   пе-|но   в|но   на|на    из-|
|        |     |      |      |        |ресор-  |преде-|винов- |держки   |
|        |     |      |      |        |тице    |лах   |ных лиц|произ-   |
|        |     |      |      |        |        |норм  |       |водства  |
|        |     |      |      |        |        |естес-|       |и   обра-|
|        |     |      |      |        |        |твен- |       |щения    |
|        |     |      |      |        |        |ной   |       |сверх    |
|        |     |      |      |        |        |убыли |       |норм  ес-|
|        |     |      |      |        |        |      |       |тествен- |
|        |     |      |      |        |        |      |       |ной      |
|        |     |      |      |        |        |      |       |убыли    |
|--------+-----+------+------+--------+--------+------+-------+---------|
|   1    |  2  |  3   |  4   |   5    |   6    |  7   |   8   |    9    |
|--------+-----+------+------+--------+--------+------+-------+---------|
|        |     |      |      |        |        |      |       |         |
|--------+-----+------+------+--------+--------+------+-------+---------|
|        |     |      |      |        |        |      |       |         |
|--------+-----+------+------+--------+--------+------+-------+---------|
|        |     |      |      |        |        |      |       |         |
|--------+-----+------+------+--------+--------+------+-------+---------|
|        |     |      |      |и т.д.  |        |      |       |         |
\--------------+------+------+--------+--------+------+-------+---------|
          Итого|      |      |        |        |      |       |         |
               \--------------------------------------------------------/

4. В случае необходимости проводится контроль за проведением инвентаризации. Результаты проверки отражаются в формах ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации", ИНВ-24 "Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей", ИНВ-25 "Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций".

5. В случае выявления расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета выполняются бухгалтерские процедуры, приводящие их в соответствие.

6. В случае обнаружения недостачи или порчи имущества выявляются виновные лица, если виновные не соглашаются покрыть недостачу, то дела на возмещение ущерба передаются в судебные органы.

Часто возникает вопрос о процедуре передачи полномочий от руководителя предприятия новому руководителю или от одного главного бухгалтера другому. Действующим законодательством РФ, определяющих данный порядок, не предусмотрено.

При смене руководителя предприятия порядок передачи полномочий, как правило, определяется должностными инструкциями для соответствующих должностей. Положение о бухгалтерском учете и отчетности указывает, что при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел) обязательно проведение инвентаризации. С практической точки зрения необходимо составление акта приемки-передачи документов, не находящихся в архивах предприятия и находящихся у руководителя с их описью, печатей предприятия. Рекомендуется отследить полное исполнение своих обязанностей руководителем на день сдачи дел в финансовых и трудовых вопросах:

а) своевременное представление налоговых деклараций предприятия;

б) наличие приказов руководителя о совершении действий бухгалтерскими службами предприятия в случаях, когда такие действия допускаются с санкции руководителя;

в) состояние гражданско-правовых обязательств предприятия с иными лицами;

г) наличие приказов руководителя о назначении работников предприятия на соответствующие должности;

д) иные вопросы деятельности предприятия в зависимости от его специфики.


2. Бухгалтерский учет и налогообложение результатов инвентаризации


Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета. В соответствии со сличительными ведомостями расхождения могут быть выявлены в виде излишков имущества, недостач и порчи. Недостачи и порча могут быть выявлены в пределах норм естественной убыли и сверх них. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.


2.1. Бухгалтерский учет и налогообложение излишков имущества


В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Положения по ведению бухгалтерского учета излишки имущества (основные средства, материальные ценности, денежные средства и др.) подлежат оприходованию и зачислению по рыночным ценам соответственно на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

При этом оформляются бухгалтерские проводки:

дебет счетов 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 40 "Готовая продукция", 41 "Товары" и др. кредит счета 80 "Прибыли и убытки".

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" валовая прибыль, являющаяся объектом налогообложения, представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

При этом согласно пункту 6 статьи 2 упомянутого закона в состав доходов от внереализационных операций включаются другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

Учитывая изложенное, стоимость имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации и зачисленного на баланс организации, подлежит включению в облагаемую базу при исчислении налога на прибыль.


2.2. Бухгалтерский учет и налогообложение недостач и порчи имущества


Для отражения информации о недостаче и порче имущества в соответствии с Планом счетов (Инструкции по применению Плана счетов) используется счет 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" независимо от того, подлежат они отнесению на счета издержек производства (обращения) или виновных лиц. Недостачи товарно-материальных ценностей списываются со счетов учета по фактической себестоимости (в снабженческих, сбытовых, торговых предприятиях - стоимость по продажным ценам при ведении учета по этим ценам), недостающие (похищенные) или полностью испорченные основные средства - по их остаточной стоимости, частично испорченные материальные ценности - по сумме определившихся потерь.

Пример N 1

В мае 2000 года грузовой автомобиль, принадлежащий предприятию был угнан. Виновные не были найдены и предприятию было отказано в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия виновных лиц. Грузовой автомобиль был приобретен за 20 000 руб. На момент угона была начислена амортизация в сумме 5 000 руб. Налог на добавленную стоимость в сумме 4 000 руб. был отнесен на расчеты с бюджетом. На основании пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета на предприятии была проведена неплановая инвентаризация и ее результаты были отражены в учете и отчетности за первое полугодие 2000 года.

В соответствии с Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) сделаны следующие проводки:

дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" кредит счета 01 - 20 000 руб. - отражено выбытие грузового автомобиля на основании акта инвентаризации;

дебет счета 02 "Износ основных средств" кредит счета 47 - 5 000 руб. - списан износ выбывшего основного средства;

дебет счета 84 кредит счета 47 - 15 000 руб. - отражена остаточная стоимость недостающего грузового автомобиля.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации:

дебет счета 80 "Прибыли и убытки" кредит счета 84 - 15 000 руб. - отнесен убыток от выбытия грузового автомобиля при закрытии дела следственными органами без передачи в судебные органы ввиду отсутствия виновного.

Данные внереализационные расходы, связанные со списанием недостающего основного средства, уменьшат балансовую прибыль предприятия, но при этом не могут быть учтены при исчислении налогооблагаемой прибыли. Согласно пункту 15 Положения о составе затрат, у предприятия имеются основания для уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму таких внереализационных расходов только в том случае, если суд состоялся и вынес обвиняемому оправдательный приговор. Поэтому в данном случае организация должна отразить данную сумму по строке 4.6 Справки к расчету налога от фактической прибыли.

Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с пунктом 13 письма Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" в случае недостачи, порчи или хищений материальных ресурсов до момента отпуска их в производство (эксплуатацию) и до момента оплаты сумма указанного в первичных документах при их приобретении налога на добавленную стоимость и не подлежащего в соответствии с налоговым законодательством зачету списывается с кредита соответствующих субсчетов счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в дебет счета учета недостач материальных ценностей:

дебет счета 84 кредит счета 19.

В случае обнаружения недостачи, порчи или хищения материальных ценностей до момента отпуска их в производство (эксплуатацию) после их оплаты суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащего в соответствии с налоговым законодательством зачету, но ранее уже возмещенные из бюджета, восстанавливаются по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" в корреспонденции с дебетом счетов недостач материальных ценностей, использования прибыли отчетного периода:

дебет счета 80, 84 кредит счета 68.

В нашем примере должна быть выполнена бухгалтерская проводка:

дебет счета 80 кредит счета 68 - 3 000 руб. (15 000 х 20%).

Недостача имущества и его порча в пределах установленных законодательством норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы) (статья 12 Закона о бухгалтерском учете). Таким правом могут пользоваться только предприятия тех отраслей, для которых отнесение недостач в пределах норм естественной убыли предусмотрено утвержденными методическими рекомендациями, например предприятия торговли (пункт 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения):

дебет счета 20 "Основное производство", 44 "Издержки обращения" кредит счета 10, 41.

Недостачи имущества сверх норм естественной убыли относятся за счет виновных лиц на счет 73-3 "Расчеты по возмещению материального ущерба":

дебет счета 84 кредит счета 10, 41 ;

дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" кредит счета 84.

Если виновные лица не установлены, делается проводка:

дебет счета 80 кредит счета 84.

При инвентаризации может быть обнаружена пересортица имущества. Выявленные недостачи можно перекрыть излишками имущества. Взаимный зачет излишков и недостач имущества в результате пересортицы разрешено проводить в случаях, когда при инвентаризации выявлены расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

Правила проведения такого зачета и оформление его результатов в учете при проведении инвентаризации установлены Законом о бухгалтерском учете и Методическими указаниями.


Зачет излишков и недостач имущества в результате пересортицы допускается только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

Данные по пересортице и результаты произведенного зачета отражаются в Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией, и в Сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (соответственно N ИНВ-26 и ИНВ-19 Методических указаний).

Если после проведенного зачета образовались излишки, они приходуются и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, что отражается проводкой:

дебет счета 10, 41 кредит счета 80.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если виновные в пересортице лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то возникшие разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются на финансовые результаты организации.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

На разницу в стоимости от пересортицы приведет к недостаче, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

Пример N 2

Обнаружены недостача 30 кг муки высшего сорта по цене 10 руб. и излишки муки первого сорта в размере 10 кг по цене 9 руб. К зачету, таким образом, может быть принято только 10 кг муки высшего сорта.

В нашем примере при зачете недостачи 10 кг муки высшего сорта по цене 10 руб. на сумму 100 руб. (10 кг х 10 руб.) излишками 10 кг муки первого сорта по цене 9 руб. на сумму 90 руб. (10 кг х 9 руб.) образовалась разница в сторону недостачи в сумме 10 руб.


В этом случае в соответствии с Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) делаются проводки:

дебет счета 84 кредит счета 41 - 10 руб. - учтена недостача имущества на сумму превышения недостачи над излишками;

дебет счета 84 кредит счета 68 - 1 руб. - начислен НДС на сумму недостачи;

дебет счета 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" кредит счета 84 - 11 руб. - указанная сумма отнесена на счет виновных лиц

либо

дебет счета 80 кредит счета 84 - 11 руб. - указанная сумма отнесена на финансовые результаты.

После проведения зачета зафиксирована недостача 20 кг муки высшего сорта по цене 10 руб. на сумму 200 руб. Исходя из норм естественная убыль муки высшего сорта за проверяемый период составит, допустим, 50 руб.

В соответствии с положениями Плана счетов (Инструкции по применению Плана счетов), схема проводок будет следующая:

дебет счета 84 кредит счета 41 - 200 руб. - учтена недостача имущества;

дебет счета 44 кредит счета 84 - 50 руб. - списана недостача в пределах норм естественной убыли;

дебет счета 84 кредит счета 68 - 15 руб. - начислен НДС, ранее отнесенный на расчеты с бюджетом, на сумму недостачи сверх нормы естественной убыли;

дебет счета 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" кредит счета 84 - 165 руб. - недостача сверх норм отнесена на счет виновных лиц

либо

дебет счета 80 кредит счета 84 - 165 руб. - недостача отнесена на финансовые результаты, когда виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них;

дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 50 "Касса" кредит счета 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" - 165 руб. - возмещение недостачи виновным лицом.

Порядок взыскание убытков с виновных лиц регулируется статьей 118 Кодекса законов о труде Российской Федерации. Размер причиненного предприятию, учреждению, организации ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных бухгалтерского учета, исходя из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом износа по установленным нормам. За ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, работники, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка.

Материальная ответственность свыше среднего месячного заработка допускается лишь в случаях, указанных в законодательстве. В частности, когда в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность или когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов.

Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению администрации предприятия. В остальных случаях возмещение ущерба производится путем предъявления администрацией иска в суд.

В соответствии со статьей 121.3 КЗоТ РФ при хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется по ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба. Таким образом, недостающее имущество может быть оценено выше его балансовой стоимости. Например, если недостающее основное средство длительное время не переоценивалось, то его балансовая стоимость скорее всего ниже рыночной. В этом случае ущерб может быть оценен по рыночной стоимости.

Если с виновных лиц взыскивается стоимость недостающих или похищенных ценностей по ценам, превышающим их балансовую стоимость, то разница между стоимостью недостающих ценностей, зачисленной на счет 73, и их стоимостью, отраженной на счете 84, относится в кредит счета 83 "Доходы будущих периодов". По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы указанная разница списывается со счета 83.


Пример N 3

Недостающее имущество, числящееся на балансе в сумме 1 000 руб., оценено по рыночной стоимости в сумме 1 200 руб. и отнесено на виновное лицо:

дебет счета 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" кредит счета 84 - 1 000 руб.;

дебет счета 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" кредит счета 83 - 200 руб.;

дебет счета 70,50 кредит счета 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" - 1 200 руб.;

дебет счета 83 кредит счета 80 - 1 200 руб.

Недостачи ценностей, выявленные в текущем году, но относящиеся к прошлым периодам, признанные материально ответственными лицами или на которые имеются решения судебных органов о взыскании с виновных лиц, отражаются по дебету счета 84 и кредиту счета 83. Одновременно на эти суммы дебетуется счет 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" и кредитуется счет 84. По мере погашения задолженности кредитуется счет 80 и дебетуется счет 83.


2.3. Бухгалтерский учет и налогообложение расчетов с покупателями


При инвентаризации расчетов следует обратить внимание на особенности списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания (в том числе на основании решения судебного органа о невозможности взыскания задолженности). Списание производится по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. В данном случае счет 84 не используется, а делается проводка:

дебет счета 80 кредит счета 62, 76.

В соответствии с пунктом 15 Положения о составе затрат в состав внереализационных расходов включаются убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания. Если организация-дебитор не является банкротом, то по истечении срока исковой давности (в соответствии со статьями 196 и 197 ГК РФ три года, если иное не установлено российским законодательством) списание задолженности уменьшает налогооблагаемую прибыль организации-кредитора (в том случае, если такая задолженность исходя из действующего порядка была истребована кредитором).

Если организация-дебитор в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" является банкротом, то есть существует решение арбитражного суда о признании организации банкротом или соответствующим образом оформленное заявление организации-должника о собственном банкротстве, задолженность этой организации списывается на убытки и уменьшает налогооблагаемую прибыль организации-кредитора.

На основании результатов инвентаризации предприятие может создавать резервы по сомнительным долгам. Создание резерва по сомнительным долгам осуществляется по каждому обязательству. Право создания резервов сомнительных долгов за счет финансовых результатов имеют организации, определяющие для целей налогообложения выручку от реализации товаров (работ, услуг) по отгрузке, поскольку эти организации учитывают при исчислении налогооблагаемой прибыли выручку по отгруженной продукции независимо от того, оплачена она или нет.

При этом, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.


Д.И.Боев,

аудитор аудиторской фирмы "Декорт"


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение