Бухгалтерский учет оборудования требующего и не требующего монтажа (В.Р. Захарьин, "Консультант бухгалтера", N 9, сентябрь 2000 г.)

Бухгалтерский учет оборудования
(требующего и не требующего монтажа)


Общие положения


В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 3 октября 1996 г. N 123 (в редакции постановления Госкомстата РФ от 21 октября 1998 г. N 100) - далее - Инструкция N 123 капитальные вложения в основные фонды по своей технологической структуре слагаются из стоимости следующих видов работ и затрат:

- строительных работ;

- работ по монтажу оборудования;

- оборудования (требующего и не требующего монтажа), предусмотренного в сметах на строительство;

- инструмента и инвентаря, включаемых в сметы на строительство;

- машин и оборудования, не входящих в сметы на строительство;

- прочих капитальных работ и затрат.

Таким образом, затраты по приобретению и монтажу оборудования являются элементами технологической структуры капитальных вложений. Это значит, что должен быть организован раздельный учет оборудования, требующего монтажа, монтажных работ и оборудования, не требующего монтажа.

Перечень работ, относимых к работам по монтажу оборудования, приведен в пункте 4.3 Инструкции N 123. В частности, к таким работам относятся:

- работы по сборке и установке технологического, энергетического, подъемно-транспортного, насосно-компрессорного и другого оборудования на месте его постоянной эксплуатации, включая проверку и испытание качества монтажа (сборка и установка санитарно-технического оборудования, учитываемого в стоимости строительных работ, относятся к строительным работам);

- работы по устройству подводок к оборудованию (подвод воды, воздуха, пара, охлаждающих жидкостей, прокладка, протяжка и монтаж кабелей, электрических проводов и проводов связи).


Оборудование подразделяется на оборудование, входящее и не входящее в сметы на строительство.

К оборудованию, входящему в сметы на строительство, относятся оборудование, машины и механизмы, предусмотренные в проектах и сметах на реконструкцию, расширение, техническое перевооружение действующих предприятий, поддержание производственных мощностей и на строительство новых предприятий и объектов.

К оборудованию, не входящему в сметы на строительство, относятся оборудование, машины и механизмы, которые в соответствии с установленным порядком разработки проектно-сметной документации для данной отрасли не подлежат включению в сметы на строительство предприятий и объектов, а также в сметы на расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий и поддержание производственных мощностей.

Разумеется, включению в инвентарную стоимость объекта входит только оборудование, входящее в сметы на строительство.

В состав оборудования, которое не входит в сметы не строительство, относятся транспортные средства, используемые подрядной строительной организацией при осуществлении уставной деятельности. Затраты по эксплуатации этого оборудования включаются в сметную стоимость строительно-монтажных работ.

В соответствии с пунктом 4.6 Инструкции N 123 оборудование подразделяется на оборудование, требующее монтажа, и оборудование, не требующее монтажа.

К оборудованию, требующего монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его отдельных частей или установки на фундаменты и опоры.

К этому оборудованию относятся также и электронно-вычислительные машины, для сдачи в эксплуатацию которых требуется выполнить электромонтажные и пусконаладочные работы.

К оборудованию, не требующего монтажа, относится оборудование, которое не требует для ввода его в действие предварительной сборки или установки на опоры, фундаменты: локомотивы, вагоны, тракторы, сельскохозяйственные машины, строительные и дорожные машины, автомобили, морские и речные суда, двигатели, приборы и т.п.

Более подробно о различиях в отражении в бухгалтерском учете расходов по различным видам оборудования рассматривается ниже.


Обязанности заказчика при передаче оборудования в монтаж


Наиболее распространенной схемой обеспечения строительства оборудованием (как требующим, так и не требующим монтажа) является схема, в соответствии с которой обязанность по поставке оборудования на стройку возлагается на заказчика.

В этом случае на заказчика возлагаются определенные обязанности, а сама поставка оборудования должна производиться с выполнением определенных условий, сформулированных в соответствующих СНиП (строительных нормах и правилах). Ниже мы приводим основные из этих обязанностей и условий без ссылки на соответствующие СНиП.

Оборудование должно поставляться на стройку и передаваться в монтаж комплектно в соответствии с проектной документацией, техническими условиями и договорами на поставку. Передача оборудования от заказчика к подрядчику должна производиться в сроки, обусловленные в графике, являющимся обязательным приложением к договору подряда.

В технических условиях на изготовление оборудования индивидуального исполнения заказчиком должны учитываться требования монтажной технологии.

При передаче оборудования в монтаж производится его внешний осмотр без разборки на узлы и детали. При этом представители соответствующих служб организации-заказчика (отдела комплектования и хранения, производственного отдела и т.п.) обязаны проверить:

- соответствие оборудования технологической части проекта и заказной спецификации;

- по заводской документации - выполнение предприятием-изготовителем контрольной сборки, обкатки, стендовых и других испытаний, предусмотренных стандартами или техническими условиями на оборудование, а также соответствие допусков, зафиксированных в заводской документации, нормируемым значениям;

- комплектность оборудования, в том числе, предусмотренных техническими условиями предприятия-изготовителя специального инструмента и приспособлений;

- отсутствие видимых повреждений и дефектов оборудования, сохранность окраски, консервирующих и специальных покрытий, сохранность пломб;

- наличие и полноту технической документации предприятий-изготовителей, необходимой для производства монтажных работ.

При выявлении какого-либо из перечисленных недостатков, следует принять решение о порядке его устранения.

Возможны следующие варианты:

1. В допущенных нарушениях виновен поставщик. В этом случае суммы материального ущерба, связанного с устранением недостатка, должны быть отнесены на счет виновной организации:

дебет счета 63 "Расчеты по претензиям" кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - при оформлении этой проводки предполагается, что недостаток устранен силами других сторонних организаций.

Если же устранить недостаток подобным образом невозможно (например, при отсутствии или некомплектности технической документации) на счет виновной организации может быть отнесена сумма упущенной выгоды, связанной с задержкой сроков строительства, возмещение подобных убытков подрядной строительной организации и т.п.:

дебет счета 63 кредит счета 83 "Доходы будущих периодов" - в данном случае суммы, причитающиеся к получению от поставщика должны быть отнесены в состав внереализационных расходов. Вместо счета 83 в данной проводке может применяться и счет 80 "Прибыли и убытки". Однако, по нашему мнению, наиболее правомерным является именно такая схема - сначала санкции, причитающиеся к получению, относятся на счет учета доходов будущих периодов, а уже по поступлении денежных средств на расчетный счет, эти суммы относятся на счет учета прибылей и убытков и включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. В обоснование данной позиции можно привести допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности или принцип своевременности, в соответствии с которыми, факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете в том периоде, в котором они произошли. При этом за основу принимается экономическое содержание операции.

В том случае, когда договором строительного подряда возмещение таких убытков не предусмотрено, а недостатки выявлены в сроки, позволяющие устранить их без ущерба для процесса строительного производства, данная проводка не оформляется, а недостатки устраняются поставщиком без проведения каких-либо расчетов:

дебет счета 63 кредит счета 23 "Вспомогательные производства" - эта проводка отражает отнесение на счет виновных организаций сумм затрат вспомогательных производств (например, ремонтных цехов) организации-заказчика по устранению недостатков. Разумеется, это имеет смысл в том случае, когда заказчик располагает необходимыми возможностями и средствами.

При определенных условиях устранение недостатков может производить и подрядчик. В этом случае в бухгалтерском учете возмещение затрат оформляется так же, как если бы недостатки устраняла сторонняя организация (то есть с использованием счета 76). Применение счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", по нашему мнению, в данном случае нецелесообразно, так как это может стать причиной ошибки в аналитическом учете - например, эти суммы могут быть ошибочно включены в состав незавершенного строительства и позднее - в инвентарную стоимость объекта.

2. В недостатках виновен заказчик. Здесь наиболее вероятным представляется возмещение ущерба, связанного с устранением недостатков за счет виновных лиц (должностных лиц отдела хранения, кладовщика и т.п.). Принятие решения о возмещении ущерба должно осуществляться в строгом соответствии с трудовым законодательством (то есть, с проведением расследования причин и степени виновности должностных лиц и с обязательным изданием распорядительного документа о взыскании).

В зависимости от того, чьими силами устранялись недостатки, в бухгалтерском учете эти операции будут оформляться проводками:

дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" дебет счета 76 (или 23) - на сумму стоимости ущерба, связанного с устранением выявленных недостатков;

дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" кредит счета 84 - на сумму, отнесенную к возмещению за счет виновных лиц.

Передача оборудования в монтаж производиться по заявкам монтажной организации в установленные сроки и в соответствии с принятой последовательностью производства строительно-монтажных работ. Для передачи-приемки заказчик и подрядчик приказами выделяют квалифицированных инженерно-технических работников. Передача оборудования в монтаж оформляется актом. Раньше форма акта была установлена постановлением ЦСУ СССР от 14 декабря 1972 г. N 25 (ф.N М-25). В настоящее время аналогичная форма в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации отсутствует. Тем не менее, во всех нормативных документах, регулирующих учет капитальных вложений, акт передачи оборудования в монтаж упоминается. Следовательно, соответствующая форма должна быть разработана и утверждена в организации заказчика одновременно с утверждением учетной политики. По нашему мнению, за основу можно принять упоминавшуюся форму N М-25, так как в ней присутствуют все необходимые реквизиты, а состав информации, которая представлена в данной форме позволяет организовать полноценный и своевременный учет движения оборудования к установке.

В акте, который подписывается заказчиком (сдал оборудование) и подрядчиком (принял оборудование), указывается:

- номенклатурный номер;

- наименование каждой номенклатурной единицы оборудования;

- ее тип и марка;

- заводской номер или маркировка;

- наименование и место нахождения завода-изготовителя оборудования;

- дата поступления на склад заказчика и номер приемного акта;

- количество единиц;

- стоимость каждой единицы оборудования, передаваемой по акту в монтаж.


В акте отмечается, что:

- оборудование соответствует (или не соответствует) проектной спецификации или чертежу. Признаки несоответствия;

- оборудование передано в монтаж комплектно или некомплектно. Указывается наименование технической документации, по которой определялась комплектность и производилась приемка, состав комплекта или в чем заключается некомплектность;

- дефекты при наружном осмотре каждой единицы оборудования были обнаружены или не обнаружены; при обнаружении дефекты перечисляются с краткой характеристикой;

- оборудование пригодно к монтажу.

При передаче оборудования в монтаж в карточке складского учета (в организации заказчика), которая заводится по каждому отдельному цеху, зданию, сооружению, делается отметка по каждой позиции: номенклатурный номер, наименование составных частей, приборов и др., данные о передаче монтажной организации (акт передачи, номер и дата, количество и стоимость). В карточку складского учета монтажной (подрядной строительной) организации вписывается номер требования о передаче в монтаж, дата, количество, стоимость.

На дефекты оборудования, выявленные в процессе ревизии, монтажа и испытания, принятого в монтаж, составляется акт, в котором указывается:

- наименование оборудования;

- тип и марка;

- заводской номер или маркировка;

- наименование проектной организации и номер чертежа;

- дата изготовления и дата поступления на склад заказчика;

- наименование и краткое описание выявленных дефектов.

После передачи оборудования в монтаж и до момента подписания акта рабочей комиссией о приемки его для комплексного опробования оборудование учитывается на ответственном хранении у монтажной организации. Заказчик не вправе взыскивать с монтажной организации стоимость оборудования, переданного для монтажа. Но при этом подрядная организация несет материальную ответственность за сохранность, утрату или повреждение этого оборудования.


Учет затрат по приобретению оборудования, требующего монтажа


К оборудованию, требующего монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его отдельных частей или установки на фундаменты и опоры. К этому оборудованию относятся также и электронно-вычислительные машины, для сдачи в эксплуатацию которых требуется выполнить электромонтажные и пусконаладочные работы.

В договоре строительного подряда обеспечение строительства оборудованием может быть возложено как на застройщика, так и на подрядчика. Традиционно это является функцией заказчика. Здесь также необходимы пояснения. В период плановой экономики существовало понятие фондирования материально-производственных запасов, в том числе и оборудования, предназначенного для установки на строящийся объект. Нельзя сказать, что используемая схема обеспечения строек оборудованием и частью материалов была идеальной, но она позволяла достаточно эффективно организовывать размещение и развитие производства в масштабах отдельных отраслей и народного хозяйства в целом, а также обосновывать необходимость выделения финансирования по годам производственного цикла строительного производства. В настоящее время актуальность схемы, при которой именно заказчик обеспечивает стройку необходимым оборудованием, отнюдь не уменьшилась, изменились только аргументы в ее пользу. Не секрет, что инженерный состав заказчика в части проектного обеспечения стройки подготовлен значительно лучше, чем инженерный состав подрядчика. Поэтому, в том случае, когда обеспечение оборудованием происходит через заказчика, практически исключены случаи установки оборудования с техническими характеристиками, не соответствующими проекту (как ни тривиально звучит, но замена всего одного механизма на аналогичный, но с другими параметрами, способна резко изменить всю производственную программу строящегося предприятия). Кроме того, при осуществлении функций по снабжению стройки материально-производственными запасами, подрядчик и заказчик руководствуются прямо противоположными взглядами - заказчик заинтересован в снижении затрат на приобретение оборудования и материалов (как, впрочем, и вообще на строительство), а подрядчик - в максимальном увеличении стоимости выполненных строительно-монтажных работ (хотя бы потому, что уровень плановой рентабельности, закладываемый в договорную цену, как правило, не дифференцируется в зависимости от вида выполняемых работ). Таким образом, наиболее целесообразным представляется сохранение за заказчиком функции по обеспечению стройки необходимым оборудованием и частью материалов, имеющих специфическое назначение (например, кабельная продукция).

В этом случае, конечно, бухгалтерский учет приобретения оборудования, монтажа и ввода его в эксплуатацию осуществляет застройщик.

Расходы по приобретению оборудования складываются из:

- стоимости оборудования по счетам поставщиков;

- транспортных расходов по доставке оборудования;

- заготовительно-складских расходов (включая наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин и т.п.).

То есть, при приобретении и доставке оборудования оформляются проводки:

дебет счета 07 "Оборудование к установке" кредит счета 76 - на сумму стоимости оборудования и расходов, связанных с его доставкой.

Так как на стоимость оборудования относятся и складские расходы, то вполне правомерным будет последовательное распределение расходов, связанных с хранением оборудования (заработная плата складских рабочих, расходы по содержанию помещений, коммунальные платежи и т.п.) вплоть до момента передачи того или иного объекта в монтаж. Таким образом, стоимость оборудования будет тем выше, чем больше сроки его хранения с момента приобретения до передачи подрядчику. Это обстоятельство следует учитывать при планировании объемов финансирования, как на предстоящий отчетный период, так и в целом на весь период строительства. Факторами, в пользу предварительного обеспечения стройки оборудованием, могут быть инфляционные процессы, а также вероятность потерь вследствие возможных простоев.

Технология строительного производства может предполагать осуществление транспортных расходов по доставке оборудования со склада заказчика до приобъектного склада и некоторые заготовительно-складские расходы по хранению оборудования на приобъектном складе и доведению его до состояния, в котором оно пригодно к монтажу.

Расходы по доставке оборудования до приобъектного склада и заготовительно-складские расходы учитываются предварительно на счете учета оборудования в общей сумме отклонений фактической стоимости приобретения оборудования от их стоимости по счетам поставщиков и включаются в состав затрат по строительству объекта пропорционально стоимости сданного в монтаж оборудования с учетом суммы данных расходов, приходящейся на стоимость оборудования, числящегося в остатке на конец отчетного периода.

То есть, эти расходы должны распределяться между стоимостью оборудования, находящегося исключительно на приобъектном складе, а не на всю стоимость имеющегося у заказчика оборудования.

В тех случаях, когда указанные расходы составляют значительную величину, застройщики могут учитывать транспортные и заготовительно-складские расходы до их списания на счет 07 на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

В соответствии с Положением по учету долгосрочных инвестиций в учете застройщика оборудование, требующее монтажа, отражается на счете "Капитальные вложения" по фактическим расходам, связанным с его приобретением, начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, междуэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям здания (сооружения), или начата укрупнительная сборка оборудования.

То есть, после передачи оборудования в монтаж оформляется проводка:

дебет счета 08 "Капитальные вложения", субсчет "Строительство объектов основных средств" кредит счета 07 - на сумму стоимости оборудования, включая заготовительно-складские расходы по центральному и приобъектному складам и все транспортные расходы.

Так как распределение перечисленных затрат практически возможно только по истечении отчетного месяца, а фактическая передача оборудования может производится в любой его день, целесообразно выработать единую политику по распределению подобных расходов - например, если оборудование отпущено до 15 числа отчетного месяца, то его стоимость не используется при распределении расходов за данный месяц и т.п. С точки зрения налогообложения здесь нарушения нет - в любом случае все затраты так или иначе попадут на счет 08, а окончательные расчеты по налогу на прибыль между бюджетом и заказчиком строительства возможны только по завершению всех работ по данному договору.

Монтаж оборудования фиксируется наличием расходов в справке об объемах выполненных работ по монтажу этого оборудования (или в акте их инвентаризации), оформленной в установленном порядке.

В том случае, когда обеспечение строительства оборудованием осуществляется силами строительных организаций согласно договорам на строительство его стоимость отражается в учете застройщика в составе затрат по строительству объекта по договорной их стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам строительных организаций.

То есть, схема проводок будет та же, что и при отражении в учете строительно-монтажных работ: дебет счета 08 кредит счета 60 - на сумму стоимости оборудования и работ, связанных с его монтажом.

Напомним, что, в соответствии с пунктом 4.3.7 Инструкции N 123 не включаются в объем работ по монтажу оборудования:

- затраты по демонтажу и монтажу оборудования, производимые во время пусковых и наладочных работ;

- работы по монтажу и демонтажу строительных машин и механизмов.

Эти виды затрат подрядной строительной организации возмещаются за счет накладных расходов;

- работы по доизготовлению, предмонтажной ревизии, устранению дефектов и повреждений оборудования. В данном случае расходы должны возмещаться той стороной, по чьей вине были допущены дефекты или повреждения оборудования.


Учет затрат на работы по монтажу оборудования


В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденному приказом Минфина РФ от 30 декабря 1993 г. N 160 (далее Положение по учету долгосрочных инвестиций) при подрядном способе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика-заказчика на счете 08 "Капитальные вложения" по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций.

Это значит, что отражение в бухгалтерском учете заказчика стоимости выполненных и принятых монтажных работ полностью аналогично отражению в учете строительных работ.

С точки зрения бухгалтерского учета отражение в учете стоимости выполненных монтажных работ является наиболее простым - функции бухгалтера фактически сводятся к номинальному контролю основных показателей, арифметической проверке представленных расчетных документов и своевременной разноске данных по регистрам бухгалтерского учета. Прочие контрольные операции - проверка соответствия фактически выполненных физических объемов указанным в расчетных документах, правильность применения расценок, проверка соблюдения сметного лимита, обеспечения данных работ необходимой проектно-сметной документацией - осуществляются другими подразделениями. Тем не менее, из практики известно, что и в этом виде затрат могут допускаться ошибки, выявляемые только в бухгалтерии.

Самой распространенной проводкой в данном случае обычно бывает:

дебет счета 08, субсчет "Строительство объектов основных средств" кредит счета 60 - на сумму стоимости принятых к оплате строительно-монтажных работ.

В том случае, когда применяется авансовая система оплаты работ и при наличии дебетового сальдо по счету 61 "Расчеты по авансам выданным", одновременно должна быть сделана проводка:

дебет счета 60 кредит счета 61 - на сумму ранее выданных авансов.

Весьма нередки случаи, когда в силу тех или иных причин подрядчик завышает объемы выполненных работ (причем, здесь не всегда наличествует умысел - может быть просто у подрядчика слабо организован бухгалтерский учет).


В этом случае возможны два варианта отражения в учете сумм завышений объемов выполненных работ:

1. Завышение относится к отчетному периоду. В этом случае бухгалтерией никаких дополнительных проводок не делается. Сумма завышения снимается с объемов производственным или плановым отделом и к бухгалтерскому учету принимается уже уменьшенная стоимость монтажных работ. О принятом решении подрядная организация извещается в порядке, предусмотренном договором подряда или иными соглашениями. На уровне же бухгалтерского учета все расхождения регулируются при проведении сверок, которые, традиционно осуществляются не реже одного раза в квартал. Эта традиция связана с тем, что при плановой экономике, отчетные данные (представляемые ежеквартально), подаваемые в вышестоящие органы заказчиками и подрядчиками сопоставлялись и любое расхождение было чревато серьезными последствиями. Сейчас такая сверка может быть произведена органами статистики или налоговой инспекции, правда, неясно, с какими целями. Целесообразность же такой формы сотрудничества безусловна - ежеквартальная сверка практически исключает ошибки при отражении данных в учете и отчетности и служит мощным инструментом дополнительного внутреннего финансового контроля.

2. Если же завышение стоимости монтажных работ по оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций заказчиком выявлены после их принятия, в бухгалтерском учете на сумму завышения уменьшаются принятые от подрядчиков затраты с соответствующим возмещением за счет полученных подрядчиками сумм, использованных источников финансирования или уменьшения задолженности по принятому к оплате счету от подрядной организации за выполненные работы.

То есть, в зависимости от того, к какому периоду относится выявленное завышение, оформляются проводки:

дебет счета 08 кредит счета 60 (сторно) - в том случае, когда завышение осуществлено на объектах, не сданных в эксплуатацию, и стоимость затрат по которым, продолжает числится в составе незавершенного строительства, а само завышение выявлено до окончания отчетного года;

дебет счета 60 кредит счета 08 - в том случае, когда при прочих условиях, соответствующих предыдущей ситуации, суммы завышения выявлены в следующем отчетном году. Это обусловлено, в первую очередь, потребностями статистической отчетности;

дебет счета 60 кредит счета 96 "Целевые финансирование и поступления" - на сумму завышения по объектам, принятым в эксплуатацию, суммы финансирования по которым уже установленным порядком списаны, а хозяйственные отношения с подрядной организацией не прекращены.

Эта проводка оформляется в том случае, когда строительство осуществлялось за счет привлеченных средств или в интересах инвестора. Разумеется, удержанные суммы должны быть возвращены инвестору или засчитаны при последующих расчетах по финансированию.

Если строительство осуществлялось для собственных нужд и законченный строительством объект был оприходован по бухгалтерскому учету в организации, которая выступала застройщиком, необходимо уменьшить сумму инвентарной стоимости объекта и восстановить списанные источники финансирования:

дебет счета 60 кредит счета 96 (уместно открыть новый субсчет "Прочие источники финансирования");

дебет счета 96 кредит счета 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (субсчет источника финансирования);

дебет счета 88 кредит счета 01 (использование счета 47 в данном случае, по нашему мнению, неправомерно, так как выбытия объектов основных средств не происходит).

На первый взгляд, предложенная схема может показаться неудачной - фактического увеличения собственных источников не происходит. На самом деле это увеличение произойдет в следующих отчетных периодах, так как сумма задолженности перед подрядной организацией уменьшается при неизменной договорной сметной стоимости. Разумеется, при этом суммы снятые с задолженности попадут в состав прибыли организации-заказчика и, соответственно, подпадут под налогообложение. Но, если быть до конца честным, то в факте завышения виноваты обе стороны строительного производства, причем, как минимум, в равной степени - одна из основных функций заказчика - контроль за правильностью отражения в расчетных документах фактически выполненных объемов строительно-монтажных работ. Таким образом, дополнительные суммы налога на прибыль являются, по существу, платой за некачественное выполнение заказчиком своих функций.

дебет счета 63 кредит счета 96 (или схема, аналогичная описанной в предыдущем абзаце, если строительство осуществлялось за счет собственных средств заказчика) - в том случае, когда строительство завершено, договорные отношения с подрядной организацией не продлены.

Данная ситуация является самой сложной для заказчика - ведение претензионной работы требует больших трудовых и финансовых затрат. Однако, и в данном случае уместны рассуждения, высказанные выше - во избежание подобных ситуаций нужно просто серьезнее организовать контроль и повысить требовательность к инженерному составу, ответственному за приемку выполненных работ. Кстати, если суммы завышения будут впоследствии отнесены на убытки заказчика, реакцию налоговой инспекции предсказать трудно - скорее всего, будет предъявлено требование об отнесении сумм нанесенного ущерба за счет виновных лиц.

В соответствии с Инструкцией N 123 основанием для отражения в отчетности (и, соответственно, в бухгалтерском учете) заказчика и подрядчика выполненного объема строительных и монтажных работ является составляемая подрядной организацией справка о стоимости выполненных работ и затрат, подписанная заказчиком и подрядчиком. В настоящее время применяется форма справки, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" (форма N КС-3).

Справка по форме N КС-3 составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).

В стоимость выполненных работ и затрат включается стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, а также прочие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, изменение условий организации строительства и т.п.).

В Справке по требованию заказчика или инвестора приводятся данные по видам оборудования, относящегося к стройке (пусковому комплексу, этапу), к монтажу которого приступили в отчетном периоде. При этом в графе 2 указываются наименование и модель оборудования, а в графах 4, 5, 6 - данные о выполненных монтажных работах.

Объем выполненных монтажных работ, указываемый в справках, определяется по каждому объекту строительства по данным журнала учета выполненных работ.


Учет затрат на приобретение оборудования, не требующего монтажа; оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса


К оборудованию, не требующему монтажа, относится оборудование, которое не требует для ввода его в действие предварительной сборки или установки на опоры, фундаменты: локомотивы, вагоны, тракторы, сельскохозяйственные машины, строительные и дорожные машины, автомобили, морские и речные суда, двигатели, приборы и т.п.

В случае обеспечения застройщиком стройки указанными материальными ценностями он осуществляет учет их приобретения, включения в состав затрат по строительству объектов и ввода в эксплуатацию. Стоимость оборудования, не требующего монтажа, а также оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса, отражается на счете "Капитальные вложения" согласно оплаченным или принятым к оплате счетам поставщиков после поступления указанных материальных ценностей на место назначения и оприходования.

Отличие от учета оборудования, требующего монтажа, заключается в том, что счет 07 при этом не используется - суммы фактической стоимости оборудования не требующего монтажа формируются в порядке, установленном для формирования инвентарной стоимости отдельных объектов основных средств на счете 08, субсчет "Приобретение отдельных объектов основных средств". В связи с использованием этого вида оборудования может возникнуть вопрос, как и кто должен его учитывать в период с момента выдачи со склада заказчика до ввода объекта в эксплуатацию и передачи (и объекта и всего оборудования) эксплуатирующей организации. Заметим, что эта проблема нам не кажется столь сложной. В период плановой экономики преждевременное списание стоимости немонтируемого оборудования "на выполнение" позволяло отчитаться о выполнении плана осуществления капитальных вложений (хотя, чаще всего, оборудование так и продолжало находиться на складе заказчика). В настоящее время такой необходимости нет. Поэтому срок между установкой (а не монтажом) оборудования и передачей его эксплуатирующей организации будет минимальным. В принципе, эту операцию можно производить уже после окончания всех строительно-монтажных работ и выдавать такое оборудование непосредственно представителю эксплуатирующей организации (минуя подрядчика). Если же, в силу каких-либо причин, установка оборудования на объекте необходима, то необходимо оговорить с подрядной организацией степень ответственности за его сохранность. Разумеется, в учете заказчика стоимость такого оборудования списанию со счета 08 не подлежит. Поэтому, подрядчик может учитывать его только за балансом (счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"). Списание с этого счета происходит после завершения расчетов с застройщиком, то есть после перехода результата всей работы к заказчику.

Затраты по перемещению оборудования, не требующего монтажа (транспортные передвижные средства, свободно стоящие объекты основных средств, строительные механизмы и др.), внутри организации относятся на издержки производства (обращения) - пункт 31 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. N 33н.

По передвижным строительным машинам и механизмам (экскаваторы, канавокопатели, подъемные краны, камнедробилки, бетономешалки и т.п.), числящимся в составе основных средств, затраты по доставке на стройку, по монтажу и демонтажу предусматриваются в составе расходов по эксплуатации указанных машин и механизмов и в их первоначальную стоимость не входят - пункт 31 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. N 33н.

При обеспечении строек указанными материальными ценностями согласно договорам на строительство непосредственно строительными организациями застройщик отражает их в учете в составе затрат по строительству по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам строительных организаций. В данном случае нет необходимости относить стоимость приобретенного подрядчиком и установленного на объект оборудования на счет 08, субсчет "Приобретение отдельных объектов основных средств", но организация аналитического учета должна обеспечить формирование информации о стоимости и местонахождении каждого такого объекта (ведомости установленного оборудования).


В.Р.Захарьин


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение