Приемка товара от поставщика в торговле (В.Г.Клейникова, "Консультант бухгалтера", N 9, сентябрь 2000 г.)

Приемка товара от поставщика в торговле


В данной работе будут рассмотрены порядок приемки товаров от поставщиков (в том объеме, который может пригодиться бухгалтеру при отражении в учете данной хозяйственной операции); документальное оформление приемки товаров; учет товаров в пути; учет недостач, излишков, возврата некачественного товара, выявленных при приемке; формирование покупной стоимости товаров и другие вопросы бухгалтерского учета товаров при принятии их к учету.


Порядок приемки товара в торговле регулируется:

- положениями главы 30 "Купля-продажа" ГК РФ;

- Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при СМ СССР от 15 июня 1965 г. N П-6 (далее - Инструкция о приемке по количеству);

- Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при СМ СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7 (далее - Инструкция о приемке по качеству);

- Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15 октября 1990 г. (далее - Инструкция о приемке импортных товаров);

- Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации),

а также действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и т.д.

Важно помнить, что сроки приемки товара и дата перехода права собственности на них не всегда одинаковы.

Согласно статье 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

- вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

- предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.

В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Согласно статье 223 ГК РФ в момент исполнения обязанности продавца передать товар к покупателю переходит и право собственности на товары, если договором купли-продажи не предусмотрено иное.

В действующих бухгалтерских стандартах, в частности в ПБУ 5/98, регламентирующем учет товаров, в отношении материальных ценностей употребляется термин "принятие к учету". Поскольку на балансе предприятия учитывается имущество, являющееся его собственностью, то основанием для принятия его к бухгалтерскому учету является именно переход права собственности на него. Термин же "оприходование" является складским и должен употребляться в связи с фактическим принятием товарно-материальных ценностей на склад.

Принятие к учету товаров и тары отражается по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 42 "Торговая наценка" (при учете товаров по продажным ценам). Если в расчетных документах поставщика выделен НДС, то его следует отразить в момент принятия товаров к учету по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60. С 1 января 2000 г. такой порядок учета НДС распространяется не только на оптовую торговлю, но и на розничную.

Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Товары, принятые на комиссию, учитываются на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию".

Здесь же отметим, что ранее в народном хозяйстве действовал несколько иной принцип, а именно, такой, что счет 60 кредитуется в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей согласно документам поставщика по мере акцепта, т.е. согласия оплатить ценности, указанные в расчетных документах, произведенного отделом снабжения или другим аналогичным подразделением предприятия-покупателя. Такого принципа придерживаются, например, Основные положения по учету материалов на предприятиях и стройках, доведенные письмом Минфина СССР от 30 апреля 1974 г. N 103. Этот же подход прослеживается и в ныне действующем Плане счетов (Инструкции по применению Плана счетов). Однако стандарты бухгалтерского учета являются документами более высокого уровня, чем План счетов, к тому же, более позднего срока принятия.

Согласно статье 477 ГК РФ если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения (пункт 2).

Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (пункт 3).

В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара (пункт 4).

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (пункт 5).

Договором купли-продажи могут быть установлены иные сроки для предъявления требований, связанных с недостатками товара.

Согласно статье 483 ГК РФ покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара (пункт 1).


Приемка продукции по количеству производится согласно Инструкции о приемке по количеству в следующие сроки:

а) продукции, поступившей без тары, в открытой таре и в поврежденной таре, - в момент получения ее от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их;

б) продукции, поступившей в исправной таре:

- по весу брутто и количеству мест - в сроки, указанные в подпункте а);

- по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции не позднее 24 час. с момента получения продукции - при доставке продукции поставщиком или при вывозке ее получателем со склада поставщика и с момента выдачи груза органом транспорта - во всех остальных случаях.

В районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней с момента поступления ее на склад получателя. В указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 час. с момента поступления их на склад получателя.


Приемка продукции по качеству и комплектности производится на складе получателя согласно Инструкции о приемке по качеству в следующие сроки:

а) при иногородней поставке - не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 час. после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;

б) при одногородней поставке - не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции - 24 час. после поступления продукции на склад получателя.

В районах Крайнего Севера, в отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 48 час. после поступления продукции на склад получателя. В указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 час. после поступления их на склад получателя.

Торговые организации имеют право независимо от проверки качества товаров, произведенной ими в установленные сроки, актировать производственные недостатки, если такие недостатки будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товаров.


Акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в этом случае в течение 5 дней по обнаружении недостатков, однако не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами. Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции.

Одновременно с приемкой продукции по качеству производится проверка комплектности продукции, а также соответствия тары, упаковки, маркировки требованиям стандартов, технических условий, Особых условий, других обязательных для сторон правил или договора чертежам, образцам (эталонам).

Приемка продукции производится лицами, уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя.

Согласно пункту 20 Инструкции о приемке по количеству и пункту 22 Инструкции о приемке по качеству в качестве представителей для участия в приемке продукции должны выделяться лица, компетентные в вопросах определения количества, качества, комплектности подлежащей приемке продукции.

Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, в качестве представителей общественности предприятия-получателя выделяться не должны. В частности, не могут выделяться в качестве представителей общественности предприятия-получателя руководители предприятий и их заместители (и в тех случаях, когда они не являются материально ответственными лицами), работники отдела технического контроля, бухгалтеры, товароведы, связанные с учетом, хранением, отпуском и приемкой материальных ценностей, работники юридической службы этих предприятий, претензионисты.

Представитель общественности предприятия-получателя или представитель другого предприятия может участвовать в приемке продукции у данного предприятия-получателя не более двух раз в месяц.

Срок полномочий представителей общественности предприятия-получателя, выделенных фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза для приемки продукции по количеству, может быть установлен на срок полномочий данного комитета профсоюза.


Передача товаров от продавца к покупателю оформляется следующими товаро-сопроводительными документами:

- товарной накладной по форме N ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций";

- накладной на отпуск материалов на сторону по форме N М-15, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71 а;

- товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78 (в случае доставки автомобильным транспортом);

- накладной на перевозку груза в универсальном контейнере, приведенной в Правилах перевозок грузов в универсальных контейнерах на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 27 мая 1999 года N 8ЦЗ (в случае доставки по железной дороге);

- коносаментом (при перевозке морским транспортом);

- авианакладной (при доставке воздушным транспортом);

- почтовой квитанцией (в случае отправки по почте).

Согласно Методическим рекомендациям в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров велик, выписывается счет-фактура по форме 868, 868а (см. приложения N 1, 2 к данной статье).


Для целей правильного исчисления и зачета НДС, наряду с выпиской счетов по формам 868 и 868а, продавец обязан выписывать также счет-фактуру по форме, утвержденной постановлением Правительства от 29 июля 1996 г. N 914 (с последующими изменениями и дополнениями).

Кроме документов о передаче товара, перечисленных выше, поставщик обязан предоставить и другие документы, имеющие отношение к товару, как то: паспорта качества, сертификаты соответствия и прочие документы.

Согласно Методическим рекомендациям оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе.

Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Если товары получает материально ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров установлен Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности, утвержденной Минфином СССР от 14 января 1967 г. N 17.


Для оформления приемки товаров применяются следующие унифицированные формы первичной документации, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132:

- N ТОРГ-1 Акт о приемке товаров;

- N ТОРГ-2 Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей;

- N ТОРГ-3 Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров;

- N ТОРГ-4 Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика;

- N ТОРГ-5 Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика.

Форма N ТОРГ-1 применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора или контракта. Акт составляется членами приемной комиссии, уполномоченными на это руководителем организации.

Формы N ТОРГ-2 и N ТОРГ-3 применяются для оформления приемки товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика. Являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Приемка, товаров получателем по количеству, качеству и комплектности товаров от организации транспорта и почтовых отправлений от организации связи оформляется актом в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в организациях связи.

Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров, данными, содержащимися в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а приемка их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте.

Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.

Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.

Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно-материальным ценностям, перечисленным в сопроводительных документах поставщика, расхождений в количестве и качестве нет".

При приемке товарно-материальных ценностей акты о приемке с приложением документов (счета-фактуры, накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз.

Форма N ТОРГ-4 применяется для оформления приемки и оприходования фактически полученных товарно-материальных ценностей, поступивших без счета поставщика, т.е. для оформления любого поступления в организацию по фактическому наличию. Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии и при участии материально ответственного лица. Один из этих экземпляров передается в бухгалтерию.

Форма N ТОРГ-5 применяется для оформления приемки и оприходования тары, а также упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров в том случае, когда они не показываются отдельно в счетах поставщика, и их стоимость включена в цену товара.

Согласно Инструкции о приемке по количеству в случае обнаружения недостачи составляется акт о недостаче. Реквизиты, необходимые в таком акте, соответствуют реквизитам формы N ТОРГ-2. Эту же форму следует заполнять при обнаружении несоответствия принимаемых товаров по качеству и комплектности, а также при обнаружении скрытых недостатков продукции, так как она содержит все необходимые реквизиты в соответствии с Инструкцией о приемке товаров по качеству.

Для предъявления претензии к акту, составленному по форме N ТОРГ-2, должны быть приложены также другие документы, свидетельствующие о причинах недостачи или порчи качества товаров.

В соответствии с Инструкцией о приемке по количеству и Инструкцией о приемке по качеству во всех случаях, когда при приемке груза от органов транспорта устанавливаются повреждение или порча груза, несоответствие наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, а также во всех иных случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте, получатель обязан потребовать от органа транспорта составления коммерческого акта (при доставке груза автомобильным транспортом - отметки на товарно-транспортной накладной или составления акта).

Здесь необходимо отметить, что согласно статье 796 ГК РФ документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

В отношении товаров, ненадлежащее качество которых обнаружено потребителем после покупки их в магазинах, получатель (покупатель) вместо акта, указанного выше, должен представить изготовителю (отправителю):

а) заявление потребителя об обмене товара и заключение магазина с указанием наименования товара, его изготовителя (отправителя) и поставщика, цены товара, характера недостатков и причин их возникновения, времени продажи, обмена, ремонта товаров или возврата их стоимости;

б) документы, предусмотренные Правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, подтверждающие ненадлежащее качество товаров;

в) расписку потребителя об обмене товара или о получении его стоимости.


Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной.


В случае принятия получателем (покупателем) продукции, переведенной в более низкий сорт, эта продукция в соответствии с актом о результатах приемки перемаркировывается за счет изготовителя (отправителя).

В договоре должно быть предусмотрено, кем производится перемаркировка: изготовителем (отправителем) или получателем (покупателем). Данные затраты у стороны, понесшей их по договору, относятся на себестоимость (издержки обращения) по статье "Расходы на хранение, подработку и упаковку товаров" (пункт 2.10 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения).

В случае предъявления претензии о возмещении разницы в стоимости продукции (уценки) в связи с переводом ее в более низкий сорт получатель обязан приложить к претензии документы, подтверждающие оприходование продукции фактически полученным сортом. Торгующие организации обязаны представить подписанную руководителем организации (или его заместителем) и главным бухгалтером справку о реализации продукции по цене того сорта, в который она переведена, или о произведенной переоценке, если продукция еще не реализована, а также справку за подписями тех же должностных лиц о перемаркировке продукции соответствующим сортом.


Особенностью приемки импортных товаров является то обстоятельство, что она должна осуществляться с участием эксперта организаций Торгово-промышленной палаты РФ или органа, осуществляющего государственную экспертизу, или аварийным комиссаром. При невозможности осуществления приемки товаров с участием эксперта или аварийным комиссаром приемка производится получателем с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 6 Инструкции о приемке импортных товаров.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции о приемке импортных товаров по результатам приемки составляется рекламационный акт в форме акта экспертизы Торгово-промышленной палаты РФ или акта приемки, составленного получателем с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.

Согласно пункту 9 Инструкции о приемке импортных товаров приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре или упаковке иностранного поставщика, производится, как правило, на складе конечного получателя. Если товар поступил к конечному получателю от предприятия, вскрывшего тару или упаковку иностранного поставщика, то приемка производится в соответствии с Инструкцией о приемке по количеству и Инструкцией о приемке по качеству.

В соответствии с пунктом 16 Инструкции о приемке импортных товаров рекламационный акт и другие документы, необходимые документы, необходимые для обоснования претензии, получатель составляет в 10-дневный срок со дня прибытия к нему товаров.

Согласно пункту 2.1.10 Методических рекомендаций условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в договорах с иностранными поставщиками.

В соответствии со статьей 484 ГК РФ покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи.

Такими случаями могут быть нарушение продавцом условий договора купли-продажи:

- о количестве поставляемого товара;

- об ассортименте товара;

- о качестве товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков);

- о комплектности товара и не выполнении требования покупателя о доукомплектовании товара;

- о таре и (или) упаковке.

Согласно статье 514 ГК РФ когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика.

Поставщик обязан вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок.

Если поставщик в этот срок не распорядится товаром, покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику.


Согласно пункту 3 статьи 514 ГК РФ необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, реализацией товара или его возвратом продавцу, подлежат возмещению поставщиком.

При этом вырученное от реализации товара передается поставщику за вычетом причитающегося покупателю.

В случаях, когда покупатель без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия, поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товара.

При доставке товара силами сторонней транспортной организации, с которой заключен договор перевозки либо продавцом, либо покупателем, есть некоторые особенности в последовательности действий в случаях отказа покупателя принять груз, которые регламентируются законодательными документами в области транспорта.

Так, согласно разделу 7 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР 30 июля 1971 г., при городских и пригородных перевозках в случаях отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, груз переадресовывается грузоотправителем в порядке, установленном разделом 8 данных Правил, другому грузополучателю или возвращается грузоотправителю. В этих случаях стоимость перевозки груза в оба конца, а также штраф за простой автомобиля оплачиваются грузоотправителем. Грузополучатель обязан известить грузоотправителя об отказе от приема груза, сделать в товарно-транспортной накладной отметку об отказе в приеме груза, заверенную подписью и печатью (штампом).


При междугородных перевозках, а также при централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (пристаней) и аэропортов грузополучатель обязан принять от автотранспортного предприятия или организации доставленный ему груз. В случае прибытия груза, поставка которого не предусмотрена договором, грузополучатель принимает такой груз на ответственное хранение, о чем указывается в товарно-транспортной накладной.

Товары, принятые получателем на ответственное хранение, должны быть учтены им на забалансовом счете 002 проводкой:

дебет счета 002 - приняты товары на ответственное хранение.

После возврата, находящихся на ответственном хранении, товаров счет 002 закрывается проводкой:

кредит счета 002 - сняты товары с ответственного хранения.

Товары на счете 002 оцениваются в оценке, соответствующей договору купли-продажи, а при его отсутствии - экспертной рыночной оценке.


Рассмотрим учет недостач и излишков, выявленных в процессе приемки товара.

Недостача или порча товара может возникнуть вследствие естественной убыли товаров при транспортировке, и тогда она относится за счет издержек покупателя, а может произойти по причине халатности, воровства и других необъективных причин. Согласно статье 466 ГК РФ если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен - потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Порядок бухгалтерского учета потерь и недостач, выявленных при приемке товаров, регламентируется Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов).

Подробный пример расчета естественной убыли при транспортировке и отражения ее в бухгалтерском учете продавца и покупателя был рассмотрен автором в журнале "Консультант бухгалтера" N 8, 2000 г.


Здесь же обратим внимание на следующее обстоятельство.

Согласно Плану счетов (Инструкции по применению Плана счетов) независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх норм естественной убыли против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 63 "Расчеты по претензиям".

Возникает вопрос, как именно следует отразить выявленную в таком случае недостачу на счете 41?

При ответе на этот вопрос просматриваются 3 варианта проводок:

1) дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" кредит счета 41 - на сумму недостачи;

2) дебет счета 41, 19 кредит счета 60 сторно - на сумму недостачи;

3) дебет счета 41, 19 кредит счета 60 сторно - на сумму поставки согласно расчетным документам и дебет счета 41, 19 кредит счета 60 - на сумму фактической поставки товаров.

Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) в комментариях к счету 41 предусмотрено, что стоимость оплаченных товаров, оставшихся на конец месяца в пути (не прибывших на склад), в конце месяца отражается по дебету счета 41 и кредиту счета 60 (без оприходования этих товаров на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются и числятся в текущем учете как дебиторская задолженность по счету 60.

Поэтому правильным вариантом учета в рассматриваемом случае будет вариант 3.

В случае ведения учета по продажным ценам торговая наценка на товары делается только после их фактической приемки.

Ниже приведем схему учета недостач товаров, выявленных при приемке, у предприятия розничной торговли, ведущего учет по продажным ценам, в случае, когда право собственности на товар перешло ранее даты фактической приемки товара:

1) дебет счета 60 кредит счета 51 "Расчетный счет" - перечислено поставщику в счет предстоящей поставки;

2) дебет счета 41 кредит счета 60 - оприходован товар согласно акцептованным расчетным документам поставщика на дату перехода права собственности;

3) дебет счета 19 кредит счета 60 - выделен НДС согласно акцептованным расчетным документам;

4) дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" кредит счета 19 - принят к зачету НДС по оприходованным и оплаченным товарам;

5) дебет счета 84 кредит счета 60 - отражена недостача товара в пределах норм естественной убыли, выявленная при приемке товара;

6) дебет счета 63 кредит счета 60 - предъявлена претензия поставщику за недостачу товара сверх норм естественной убыли;

7) дебет счета 41 кредит счета 60 сторно - сторнирован оприходованный ранее товар на основании расчетных документов;

8) дебет счета 41 кредит счета 60 - оприходован фактически принятый товар;

9) дебет счета 19 кредит счета 60 сторно - сторнирован НДС, указанный в расчетных документах;

10) дебет счета 19 кредит счета 60 - оприходован НДС по реально поступившим товарам;

11) дебет счета 19 кредит счета 60 - отражен НДС, относящийся к недостаче товара в пределах норм естественной убыли;

12) дебет счета 68 кредит счета 19 сторно - сторнирован НДС, принятый ранее к зачету на основании акцептованных и оплаченных расчетных документов;

13) дебет счета 68 кредит счета 19 - принят к зачету НДС по фактически поступившим и оплаченным товарам;

14) дебет счета 68 кредит счета 19 - принят к зачету из бюджета НДС, относящийся к убыли в пределах норм;

15) дебет счета 44 "Издержки обращения" кредит счета 84 - списана на издержки обращения недостача товара в пределах норм естественной убыли.

Корректировку суммы естественной убыли, отнесенную на издержки покупателя при приемке, на величину наценки, по нашему мнению, делать не следует, так как эта сумма была отражена по дебету счета 84 в корреспонденции со счетом 60 и не содержала в себе наценки;

16) дебет счета 51 кредит счета 63 - получена от поставщика сумма претензии за произошедшие сверх норм потери товара.

В случае, если поставщик не принимает претензии за произошедшую утрату товара и суд отказывает в удовлетворении иска по данному поводу, образовавшиеся сверхнормативные убытки относятся на счет 84 у покупателя;

17) дебет счета 84 кредит счета 63 - отражена выявленная сверхнормативная сумма потерь;

18) дебет счета 80 "Прибыли и убытки" кредит счета 84 - списана на убытки предприятия сумма сверхнормативных потерь, во взыскании которой было отказано судом.

Порядок выписки счетов-фактур для целей исчисления НДС в случаях недопоставок товаров рассмотрен в письме Госналогинспекции по г.Москве от 1 июля 1998 г. N 30-08/19487 "О налоге на добавленную стоимость". В нем, в частности, говорится, что если поставщик допоставляет покупателю недостающее количество товара, то записей ни в счете-фактуре, ни в книге продаж он не производит, а стоимость этого товара покрывается за счет собственных средств без изменения облагаемых оборотов.

В случае, если поставщик возвращает покупателю денежные средства за недопоставленный товар, то в этих случаях выписывается новый счет-фактура на фактически полученный покупателем объем товаров с указанием "по перерасчету" и ссылкой на номер ранее оформленного счета-фактуры, а в книге продаж делается сторнировочная запись с уменьшением кредитовых оборотов и соответствующим изменением итоговой суммы налога за отчетный налоговый период.

В этом случае отражение налога на добавленную стоимость в налоговых декларациях производится в сроки, когда согласно нормативным документам по ведению бухгалтерского учета должны были бы произведены в учете операции по указанным претензиям.

Излишки товаров, выявленные при их приемке от поставщика или транспортной организации, согласно Плану счетов (Инструкции по применению Плана счетов) отражаются в отличие от излишков, выявленных в процессе инвентаризации, по счету 60 проводкой:

дебет счета 41 кредит счета 60 - выявлены излишки при приемке товаров от поставщика.

Согласно статье 466 ГК РФ в случае принятия покупателем товара в количестве, превышающем указанное в договоре купли-продажи, дополнительно принятый товар оплачивается по цене, определенной для товара, принятого в соответствии с договором, если иная цена не определена соглашением сторон.

После получения расчетных документов от поставщика на сумму излишков необходимо также оприходовать приходящийся на них НДС:

дебет счета 19 кредит счета 60 - оприходован НДС, приходящийся на сумму излишков, выявленных при приемке.

Рассмотрим отражение в бухгалтерском учете операций по возврату товаров в тех случаях, когда в процессе приемки товаров покупателем были выявлены нарушения поставщиком условий договора купли-продажи.

В настоящее время вопрос о порядке отражения в бухгалтерском учете такой ситуации до конца не урегулирован.

С одной стороны известно, что право собственности на товары, если договором не предусмотрено иное, переходит к покупателю в момент отгрузки, и следовательно, с этого момента товары должны отражаться на балансе покупателя, что в свою очередь, может означать, что их возврат продавцу должен рассматриваться как реализация этих товаров.

Такой точки зрения придерживается, в частности, УМНС по г.Москве, в письме от 1 июля 1998 г. N 30-08/19487, в котором говорится, что при возврате покупателем ранее оприходованного и оплаченного им в установленном порядке товара в связи с несоответствием количества и качества поставленной продукции условиям заключенного договора с отражением этой операции через счет 46 "Реализация товаров (работ, услуг)" счета-фактуры выписываются поставщиком (бывшим покупателем) как продавцом этого товара в общеустановленном порядке с последующим отражением всех реквизитов в книге продаж.

В этом случае бывший поставщик некачественного товара является его покупателем. Следовательно, принятие к зачету (возмещению) сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным (возвращенным) товарам осуществляется в соответствии с действующим порядком, а именно: по мере их оплаты (возврат ранее полученной платы) и оприходования при обязательном наличии счета-фактуры, подтверждающего стоимость приобретенных (возвращенных) товаров, с соответствующей регистрацией в книге покупок.

Примечательно, что в данном письме УМНС по г.Москве ссылается на мнение Госналогслужбы РФ, высказанное в письме от 25 июня 1998 г. N 03-1-09/25.

Существенно также то, что в перечень хозяйственных операций, не признаваемых реализацией, установленный статьей 39 части первой НК РФ, операции по возврату и замене товаров не входят.

С другой стороны понятно, что право покупателя требовать замены товара в случаях несоответствия его по ассортименту, качеству и комплектности, не всегда может быть реализовано в день перехода права собственности, именно поэтому гражданским законодательством предусмотрены сроки осуществления приемки и предъявления претензий поставщику.

Следует также подчеркнуть, что упомянутые выше письма не являются нормативными документами.

Важно также, что по вопросу корректировки НДС при возврате товара в пункте 24 Инструкции о порядке исчисления НДС сказано следующее: "В случае возврата покупателями товаров после оплаты расчетных документов, проездных документов (билетов), а также отказа заказчиками от ранее оплаченных работ (услуг) на сумму налога по таким операциям уменьшаются очередные платежи в бюджет либо производится их возмещение в порядке, предусмотренном в пункте 21 настоящей Инструкции.


Перерасчеты по налогу производятся после отражения в учете соответствующих операций по корректировке оборотов по реализации товаров (работ, услуг), если при этом не истек трехгодичный срок со дня поступления сумм налога в бюджет, или возникающего права на возмещение сумм налога из бюджета".

Таким образом, в этом документе поставщику предлагается корректировать обороты по реализации. Аналогичная точка зрения высказана Минфином РФ в письме от 12 ноября 1996 г. N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами": "В случае возврата покупателем (заказчиком) продукции (без ее замены) данные, ранее отраженные на счетах бухгалтерского учета операций по реализации продукции и сумм налога на добавленную стоимость, должны быть уточнены путем внесения исправительных записей на соответствующие счета".

С точки зрения автора настоящей статьи, корректировать обороты по реализации поставщику и не отражать возврат товаров через счет реализации покупателю в случаях возврата некачественного и некомплектного товара, выявленного в процессе его приемки, можно, но надо быть готовым отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.

Тогда у покупателя возврат товара поставщику отразится проводками:

дебет счета 60 кредит счета 41 - возвращен товар продавцу;

дебет счета 60 кредит счета 19 - отражен НДС на возвращенный товар;

дебет счета 68 кредит счета 19 сторно - сторнирован НДС, приходящийся на возвращенный товар, если ранее он был принят к зачету из бюджета.

Если основания для возврата товара у покупателя согласно ГК РФ отсутствуют, то такой возврат должен быть отражен только через счета реализации.

Операции по замене товара следует рассматривать как совокупность двух хозяйственных операций: возврат ранее полученного товара и оприходование нового товара. Поэтому замену товара следует отражать с учетом обстоятельств, рассмотренных выше в отношении возврата товара.


Рассмотрим проблемы, возникающие при формировании себестоимости приобретаемых товаров.

Согласно ПБУ 5/98 фактическими затратами на приобретение материально-производственных запасов, в том числе товаров, помимо сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу), могут быть:

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов, затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором, затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит) и т.п. затраты. В состав данных затрат организации могут также относить и затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материально - производственных запасов на складах организации;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально - производственных запасов.

Согласно пункту 12 ПБУ 5/98 организация торговли может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав издержек обращения. Таким образом, конкретный порядок учета таких затрат определяется предприятием самостоятельно в утвержденной учетной политике.

Следует обратить внимание, что среди перечисленных в ПБУ 5/98 затрат по заготовке и доставке, подлежащих отнесению в покупную стоимость, присутствуют не только услуги сторонних организаций, но и собственные затраты организации по заготовке и доставке запасов, а также затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации.

В отличие от этого положения, в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения, возможность включать собственные издержки по доставке товаров в их покупную стоимость не предусматривалась. В частности, согласно пункту 2.2 данных методических указаний расходы, связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) товаров и продуктов транспортом и персоналом предприятия торговли, подлежат включению в соответствующие статьи издержек обращения и производства (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).

В то же время включение таких расходов в покупную стоимость является для предприятия более выгодным способом, чем отнесение на издержки, так как снижает налоги, уплачиваемые с торговой наценки (налог на пользователей автодорог, жилищный налог), хотя и несколько завышает базу для расчета налога на имущество.

При возникновении проблем необходимо учитывать, что ПБУ 5/98 является документом более высокого уровня, чем упомянутые Методические рекомендации.

При включении затрат по заготовке и доставке товаров в состав издержек следует учитывать, что согласно пункту 2.2 Методических рекомендаций на статью "Транспортные расходы" относятся:

- оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);

- оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие услуги;

- стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т.д.) и утепление (солома, опилки, мешковина и т.п.);

- плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

- плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Согласно Плану счетов (Инструкции по применению Плана счетов) транспортные и другие расходы, связанные с завозом, отражаются по кредиту счета 60. На практике такие расходы часто учитываются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Возникает вопрос, можно ли расходы на экспертизу и лабораторный анализ товаров считать затратами по их заготовке? Согласно Методическим рекомендациям такие расходы относятся на издержки по статье "Прочие расходы". Однако, если такие расходы произведены в процессе приемки товаров, то их, на наш взгляд, можно рассматривать либо как затраты по заготовке, либо как иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров, и включать в фактическую себестоимость товаров.

Аналогично и командировочные расходы сотрудников, произведенные в связи с приобретением товаров, а также расходы на страхование товаров, если таковые были понесены в процессе их приобретения.

Относительно командировочных расходов и затрат на страхование следует также отметить, что указанные расходы в принципе нормируются для целей налогообложения. Однако вопрос о том, следует ли их нормировать при включении в первоначальную стоимость приобретаемых материально-производственных запасов, в т.ч. товаров, в настоящее время является спорным.

С одной стороны, речь о нормировании в Положении о составе затрат идет только о расходах, относящихся на себестоимость прямо по соответствующим статьям затрат. На сами материальные ценности нормирование не распространяется, и их стоимость попадает в себестоимость целиком.

С другой стороны, товарно-материальные ценности, списанные в реализацию, формируют себестоимость реализованной продукции, тем самым командировочные расходы и расходы по страхованию также попадают в себестоимость.

Однако, эти расходы приходятся и на остаток товарно-материальных ценностей, поэтому для более точного нормирования необходимо делать дополнительные расчеты. В то же время нормативные документы не содержат методики таких расчетов, поэтому при применении тех или иных расчетов надо быть готовым отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.

Также следует учитывать и особенности учета процентов за кредит, уплаченных в связи с приобретением товаров. С 1 января 2000 г. в связи с вступлением в силу ПБУ 10/99 проценты за кредит на издержки вообще не относятся, а включаются в состав прочих (операционных) расходов.

Однако, если речь идет о процентах по кредитам поставщиков, то согласно Положению по ведению бухгалтерского учета уплаченные проценты по кредитам поставщиков (коммерческие кредиты) включаются в первоначальную стоимость приобретаемого имущества. Следовательно, они не могут включаться ни в состав издержек, ни в состав финансовых результатов предприятия.


Проценты по прочим кредитам и займам, уплаченные после оприходования товаров, должны относиться на финансовые результаты. Проценты же, уплаченные до оприходования товаров, могут относиться либо на первоначальную стоимость товаров, либо на финансовые результаты в зависимости от принятой предприятием учетной политики. Данный вывод следует из пункта 6 ПБУ 5/98 и пункта 11 ПБУ 10/99.

К процентам по кредитам в полной мере относятся также все рассуждения, изложенные выше по поводу проблемы нормирования расходов.

Среди проблем, возникающих при формировании себестоимости товаров в бухгалтерском учете важное место занимает также проблема отсутствия на момент оприходования в учете полной и (или) окончательной информации об их стоимости.

Так, на момент оприходования товаров могут быть еще не получены отгрузочные (расчетные) документы поставщика, т.е. могут иметь место так называемые неотфактурованные поставки.

Согласно Плану счетов (Инструкции по его применению) при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, необходимо проверить, не числятся ли поступившие товарно-материальные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность.

В соответствии с Планом счетов (Инструкцией по его применению) за неотфактурованные поставки счет 60 кредитуется на стоимость поступивших ценностей по ценам, предусмотренным в договорах.

Если же договор отсутствует, то такие товары, по всей видимости, следует отразить сначала на забалансовом счете 002, как это было описано выше, в экспертной оценке, а затем по мере получения расчетных документов либо вернуть их поставщику, либо оприходовать на баланс.

Очевидно, что при получении расчетных документов может возникнуть необходимость корректировки стоимости товаров, по которой они были первоначально оприходованы в учете.

Однако, к сожалению, действующие нормативы в области бухгалтерского учета не дают рекомендаций о том, как именно производить уточнение первоначальной стоимости.

Возможного уточнения первоначальной цены касается пункт 24 ПБУ 5/98, в котором записано, что материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, либо переданные покупателю в залог, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

Конкретный механизм уточнения фактической себестоимости ПБУ 5/98 не рассматривает. При этом речь идет только о двух частных случаях, приводящих к необходимости уточнения стоимости приобретения, а что делать во всех остальных - абсолютно неясно.

Очевидно, что можно применить в таких случаях метод "красное сторно" либо соответствующее доначисление стоимости товаров дополнительной проводкой дебет счета 41 кредит счета 60, тем более, что существуют документы разъясняющего характера, например, письмо Госналогинспекции по г.Москве от 28 сентября 1993 г. N 11-08/6878 "Об изменении фактурной стоимости товарно-материальных ценностей", которое по сей день не отменено и предусматривает именно такой порядок.

Однако в случае необходимости частой корректировки первоначальной стоимости товаров использование такого метода неудобно.

В этом случае единственным приемлемым вариантом учета будет использование учетных цен на этапе оприходования товаров. При этом фактическая себестоимость товаров складывается в учете из учетной стоимости и отклонения от учетной стоимости и подразумевает использование счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов". Подробно вопросы, возникающие при использовании учетных цен для учета поступления товаров рассмотрены автором в журнале "Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании" N 2, 2000 г., издательство "ДИС".

Здесь же приведем перечень ситуаций, когда при оприходовании товаров удобно применять механизм учетных цен:

- отсутствие товаро-сопроводительных, расчетных документов поставщика на момент оприходования (в т.ч. переход права собственности на товары в пути, неотфактурованные поставки);

- цена на оприходованные товарно-материальные ценности на момент их получения не согласована с поставщиком;

- отсутствие счетов, счетов-фактур, актов о выполненных работах и оказанных услугах, оказанных прочими контрагентами, включая посредников, и имеющими отношение к приобретению товарно-материальных ценностей;

- несвоевременное предоставление авансовых отчетов о командировках подотчетных лиц, связанных с приобретением товарно-материальных ценностей;

- договором поставки предусмотрена зависимость цены приобретения от вида и сроков оплаты - в случае, когда товарно-материальные ценности принимаются на баланс ранее оплаты;

- договором поставки предусмотрены скидки на товары в зависимости от поставляемого количества нарастающим итогом;

- договором поставки предусмотрена цена в условных единицах с оплатой по курсу на дату платежа - в случае, когда товарно-материальные ценности принимаются на баланс ранее оплаты.

Использование учетных цен и отклонений от них избавляет от необходимости разнесения стоимости сопутствующих услуг, таможенных платежей и т.п. на стоимость каждой товарной единицы.

Кроме того, использование учетных цен может быть удобно в управленческих целях для удобства анализа отклонений от их нормативных значений.

При принятии к учету товаров важно выделить субсчета и аналитические счета на счете 41. Подробно вопрос аналитического учета товаров в торговле был рассмотрен автором в журнале "Консультант бухгалтера" N 5, 2000 г.

Отметим, что в случаях, когда по результатам процедуры приемки товаров уточняется сорт товара, это должно найти свое отражение в аналитическом учете внутренней проводкой по счету 41.

Заметим также, что согласно ПБУ 5/98 в качестве единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается номенклатурный номер, разрабатываемый организацией в разрезе их наименований и (или) однородных групп (видов). То есть, при принятии к бухгалтерскому учету запасов, в том числе товаров, возможно их объединение в однородные группы, т.е. укрупнение товарной позиции. В дальнейшем по каждому виду (группе) запасов применяется один из методов оценки при их реализации или ином выбытии (метод себестоимости каждой единицы, средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО). Перечень таких групп и их состав следует закрепить в учетной политике.


В.Г.Клейникова


Приложение N 1
Пример заполнения


Поставщик ЗАО "Элефант"
Типовая ф. N 868
Утверждена Госкомстатом СССР, 1989 г.

Адрес г.Санкт-Петербург Для телеграмм Телефон 271-79-07
Загородный пр., дом 16
(с указанием республики, края,
области)
Расчетный счет N 002467150 в АвтоВАЗбанке в г.С.-Петербурге
Кор/счет 800161630
Грузоотправитель
и его адрес Он же
Грузополучатель
и его адрес
ООО "Сервис"
г.С.-Петербург,
Садовая ул., д.52
К платежному
требованию
N -
от
Заказ без заказа
-------
Наряд N от 2000 г. Счет N 189 от 15 августа 2000 г.
Плательщик ООО "Сервис", г.С.-Петербург,
и его адрес Садовая ул., д.52

Расчетный счет N 002467595



Банк "АО с.-Петербург" г.С.-Петербург
Парнасское отделение
Заказчик ООО "Сервис"



Сумма
счета
По расчетной
цене
 
Разница
тресту или
объедин.
 
Сумма НДС  
Всего
продажная
70000-00
На ст. Доставка груза Со ст.
Отпр. за счет покупателя Способ отпр. Квит./накл. N
Упаковка от места получения Число мест Вес
Дополнение Оплата в течение 5 (пяти) банковских дней
Наименование Ед.изм. Количество Цена Сумма
Холодильники
"ЗИЛ"
шт. 10 (десять) 7000-00 70000-00  
      (в том числе НДС 11669-00)
           
           
           
           
           
           
Итого: Семьдесят тысяч рублей 00 копеек
Печать Директор (Подпись) Ф.И.O.
поставщика Гл. бухгалтер (Подпись) Ф.И.O.
           
           
M.П.          

Приложение N 2


Поставщик
и его адрес




Сч. N в банке

гор. обл.
Форма N 868а
Утверждена Госкомстатом СССР, 1989г.


Счет-фактура
N ____
от 200__г.
к платежному требованию
N
Грузополучатель Склад N опер. Шифр покуп.
     
Расположение об оплате или отказе
от акцепта
Плательщик


и его адрес


Сч. N в банке
в гор. обл.
Грузополучатель

Число Вес
Ст. назначения мест мест
Договор-заказ Дата отгрузки Способ отправл. N квит./накл.

N от 200__ г. 200__ г.

Дополнение
Наименование Ед. изм. Количество Цена Сумма
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.