Вопрос: Нужно ли вести бухгалтерский учет скидок, предоставляемых торговым предприятием на свою продукцию? Как это сделать? ("Консультант бухгалтера", N 9, сентябрь 2000 г.)

Нужно ли вести бухгалтерский учет скидок, предоставляемых торговым предприятием на свою продукцию?

Как это сделать?


В настоящее время ни Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов), ни другими документами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета в РФ, не предусмотрено ведение учета скидок, предоставляемых предприятием на свою продукцию.

Следует различать термин "скидки, предоставляемые отдельным покупателям" от термина "скидки", используемого на предприятиях розничной торговли и общественного питания при учете товаров по продажным ценам с применением счета 42 "Торговая наценка".

Согласно Плану счетов (Инструкции по его применению) в торговых, снабженческих и сбытовых предприятиях по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" отражается продажная стоимость реализованных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 "Товары") с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к реализованным товарам (в корреспонденции со счетом 42 - при учете товаров по продажным ценам).

Таким образом, речь здесь идет о скидках (накидках), определяемых при оприходовании товаров и касающихся всех покупателей. Выручка же от реализации товаров отражается в учете по фактической продажной стоимости.

На самом деле скидки, о которых идет речь в вопросе, могут иметь место только в оптовой торговле, так как договор розничной купли-продажи является публичным, что в свою очередь означает, что цена должна быть одинаковой для всех покупателей (за исключением случаев, когда законом или иным правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей - статья 426 ГК РФ). Возможное различие в розничных скидках отражается в момент принятия товаров к учету.

Для целей налогообложения выручки от реализации товаров также принимается фактическая цена реализации. Данный вывод следует из пункта 1 статьи 40 части первой НК РФ, в котором говорится, что "для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки".

Однако, учет скидок безусловно важен для управленческих целей, и, прежде всего, для анализа эффективности применяемой ценовой политики и управления дебиторской задолженностью. Способы ведения такого учета определяются потребностями и возможностями конкретного предприятия.


1 сентября 2000 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение