Комментарий к приказу Минфина РФ от 27 января 2000 г. N 11н (М.Ю. Мирошниченко, "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 9, май 2000 г.)

Комментарий к приказу Минфина РФ от 27 января 2000 г. N 11н
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету
"Информация по сегментам" ПБУ 12/2000"


Во исполнение Программы реформирования системы бухгалтерского учета Российской Федерации для приведения ее в соответствие международным стандартам финансовой отчетности (далее МСФО) приказом Минфина России N 11н от 27 января 2000 г. принято новое Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000.

Данное Положение устанавливает порядок раскрытия в отчетности информации о различных сегментах деятельности организации. Согласно подп."а" п.5 ПБУ 12/2000 информацией о сегменте является информация об условиях ведения определенного вида деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, отличных от условий, в которых организация осуществляет иные виды деятельности. Таким образом, в бухгалтерской отчетности за 2000 г. информация о деятельности организации должна быть представлена детализировано.

Целью применения данного Положения является обеспечение заинтересованных пользователей информацией, "позволяющей лучше оценивать деятельность организации, перспективы развития, подверженность рискам и получению прибыли".

Новое ПБУ применяется в двух случаях:

при составлении консолидированной отчетности организацией, имеющей дочерние или зависимые общества;

при составлении сводной бухгалтерской отчетности объединений юридических лиц.

Некоторое удивление вызывает сфера применения нового ПБУ, поскольку согласно МСФО 14 информация о сегментах подлежит раскрытию в отчетности компаний, чьи ценные бумаги свободно обращаются на открытом рынке ценных бумаг, т.е. именно теми компаниями, детальная и точная информация о которых чрезвычайно важна для инвесторов. Однако в ПБУ не содержится никаких указаний об обязанности российских организаций, чьи акции обращаются на открытом рынке ценных бумаг, представлять в бухгалтерской отчетности детальную информацию о своей деятельности. Пока новое Положение используют только организации, деятельность которых предполагает несколько видов получения доходов или осуществляется в разных географических регионах при условии, что эти организации отвечает требованиям, установленным п.1 ПБУ.

Сегменты, о которых необходимо представлять информацию в отчетности, бывают двух видов: операционный и географический.

Информация по операционному сегменту - это информация, раскрывающая существенные аспекты деятельности организации по производству разных видов продукции, о затратах, осуществленных для производства и реализации этой продукции, о разных видах получения доходов.

Информация по географическому сегменту - это информация, раскрывающая существенные аспекты деятельности организации в определенном географическом регионе. К подобной информации, в частности, относятся величина выручки от продаж, полученной в данном регионе, и величина активов организации, находящихся в данном регионе.

Сегмент, информация по которому является наиболее существенной и, соответственно, подлежит обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности, называется отчетным сегментом. Тип отчетного сегмента устанавливается исходя из типа организационно-управленческой структуры организации.


Пример 1. Организация А занимается производством и реализацией кондитерских изделий. Ее организационная структура построена по географическому принципу: в подчинении у головного офиса имеются три обособленных структурных подразделения, каждое из которых занимается производством и сбытом продукции в своем регионе.

В данном случае отчетным сегментом для организации является географический сегмент, поскольку общая величина выручки от реализации состоит из нескольких компонентов, различных по территориальному признаку; активы предприятия также распределены по территориальному признаку.

Выделяя в отчетности информацию по географическому сегменту, необходимо исходить из различия или сходства внешних (политических, экономических, социальных и т.д.) условий деятельности организации в данном регионе и регионах, информация по которым раскрывается в других сегментах; рисков, присущих деятельности организации в данном регионе. Помимо этого условиями выделения информации по сегменту являются различия правил валютного контроля и валютные риски, присущие деятельности организации.

Информация по географическому сегменту может выделяться двумя способами: по месту расположения активов и по месту расположения рынков сбыта. Способ, который будет применяться при подготовке бухгалтерской отчетности, организация определяет самостоятельно в зависимости от организационной структуры и систем внутреннего учета и отчетности.


Пример 2. Холдинг В занимается внешнеэкономической деятельностью. В состав холдинга входят: организация, осуществляющая комиссионную деятельность по экспорту товаров, организация, осуществляющая комиссионную деятельность по импорту товаров, и несколько производителей экспортируемой продукции.

В данном случае отчетным сегментом для холдинга является операционный сегмент, поскольку его выручка состоит из следующих операционных компонентов: выручки от оказания услуг по договорам комиссии по экспорту товаров, выручки от оказания услуг по договорам комиссии по импорту товаров и выручки от продажи иной продукции.

Информация по отдельному операционному сегменту раскрывается в отчетности исходя из того, что товары и услуги, информация по которым включается в сегмент, имеют однородный характер, сходные условия производства и продаж.

Согласно п.9 ПБУ сегмент считается отчетным при выполнении одного из следующих условий:

выручка от продаж по данному сегменту составляет не менее 10% общей суммы выручки, полученной организацией в отчетном периоде;

финансовый результат деятельности сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% финансового результата отчетного года;

активы сегмента составляют не менее 10% величины активов организации.

В соответствии с п.10 ПБУ на отчетные сегменты, информация о которых представлена в бухгалтерской отчетности, должно приходиться не менее 75% выручки организации, полученной в отчетном периоде. Если это правило не выполняется, организация должна выделить дополнительные отчетные сегменты, даже когда их показатели менее существенны, чем это предусмотрено п.9 ПБУ.

Порядок формирования показателей отчетного сегмента установлен в разделе 3 ПБУ. При формировании показателей необходимо учитывать следующее.

1. В составе активов и обязательств, доходов и расходов отчетного сегмента показывают только данные, непосредственно относящиеся к отчетному сегменту либо относящиеся к нему путем обоснованного распределения.

2. Способ распределения между отчетными сегментами активов, обязательств, доходов и расходов, относящихся к двум и более отчетным сегментам, устанавливается организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее деятельности. Активы, используемые в двух и более отчетных сегментах, распределяются между ними в случае, если между этими сегментами пропорционально распределяются доходы и расходы.

3. При формировании информации об операциях с другими сегментами выручка от подобных операций должна быть оценена исходя из фактически применяемых организацией цен.

4. В составе расходов сегмента не показывают общехозяйственные и иные расходы, относящиеся к организации в целом.

5. В обязательства отчетного сегмента не включают задолженность по налогу на прибыль.

Согласно ПБУ в зависимости от источников рисков и прибылей организации информация по отчетным сегментам должна подразделяться на первичную и вторичную. В первую очередь это требование относится к организациям, деятельность которых можно сегментировать как по операционному, так и по географическому признакам.

В первом случае, если величина рисков и прибылей определяется главным образом различиями между производимыми товарами и услугами, то в отчетности организации должна быть раскрыта следующая первичная информация об отчетных операционных сегментах:

выручка от продаж, в том числе от операций с другими сегментами;

финансовый результат;

общая балансовая величина активов;

общая величина обязательств;

общая величина капитальных вложений;

общая величина амортизационных отчислений;

общая величина вложений в дочерние и зависимые общества и величина доли чистой прибыли этих обществ, приходящаяся на сегмент.

В данном случае вторичной будет информация по географическим сегментам. В составе ее отчетности должны быть представлены следующие показатели:

выручка от продаж по местам расположения рынков сбыта продукции - по каждому сегменту, размер выручки которого составляет не менее 10% общей выручки организации;

величина активов отчетного сегмента по месту расположения активов - по каждому сегменту, размер активов которых превышает 10% общей величины активов организации;

величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы отчетного сегмента по месту расположения активов - по каждому сегменту, размер активов которых превышает 10% общей величины активов организации.

Если первичной признается информация по географическому сегменту, то помимо первичных показателей, раскрытие которых предусмотрено в предыдущем случае, в отчетности необходимо раскрыть следующее:

если первичной признается информация по географическим сегментам, выделенным исходя из места расположения активов, отличного от места расположения рынков сбыта, - показатель выручки по географическим сегментам, выделенным по месту рынков сбыта при условии, что величина выручки от продаж внешним покупателям географического сегмента, выделенного по месту рынков сбыта, составляет не менее 10% общей выручки организации отчетного периода;

если первичной признается информация по географическим сегментам, выделенным исходя из места расположения рынков сбыта, отличного от места расположения активов, - показатели величины активов и величины капитальных вложений по географическим сегментам, выделенным по месту расположения активов, при условии, что величина выручки от продаж внешним покупателям географического сегмента, выделенного по месту расположения активов, составляет не менее 10% общей выручки организации отчетного периода.

Вторичной является информация по операционным сегментам. В составе ее отчетности должны быть представлены следующие показатели:

показатель выручки от продаж внешним покупателям;

балансовая величина активов;

величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.

В типовых формах бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", не предусмотрено раскрытие информации об отчетных сегментах. Поэтому в бухгалтерской отчетности информация о сегментах подлежит раскрытию в пояснительной записке организации. Целесообразно также раскрывать метод, при помощи которого в отчетности была представлена информация о сегментах.


М.Ю.Мирошниченко,

аудиторско-консультационная фирма "ФБК"


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение