Комментарий к приказу Минфина РФ от 15 марта 2000 г. N 26н (Е.В.Ковалева, "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 10, май 2000 г.)

Комментарий к приказу Минфина РФ от 15 марта 2000 г. N 26н
"О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы
на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров
на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер
отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг)
для целей налогообложения и порядке их применения"


С 1 апреля 2000 г. вступили в силу Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 26н.

Ранее указанные нормы и нормативы определялись письмом Минфина России от 6 октября 1992 г. N 94, последние изменения в которое вносились в октябре 1995 г. На этот раз издан новый документ - приказ Министерства финансов Российской Федерации.

Вступивший в силу Приказ содержит не только новые нормативы, но и ряд существенных изменений в порядке отнесения расходов к тем или иным статьям затрат. В Приказе используется более упорядоченная терминология по сравнению с терминологией документа, действовавшего до 1 апреля 2000 г.

Наименьшие изменения претерпели нормы включения в себестоимость для целей налогообложения расходов на подготовку и переподготовку кадров: нормы увеличены в два раза. Теперь общая величина расходов не должна превышать 4% включаемых в себестоимость расходов на оплату труда работников.

Изменения коснулись обеих составляющих нормативов. Увеличен и объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), и проценты объема выручки, определяющие предельные размеры расходов, принимаемых при налогообложении. Таким образом, предельные суммы представительских расходов и расходов на рекламу, принимаемых для налогообложения, возрастают.


Пример. Рассмотрим 3 варианта.


(руб.)

Вариант Выручка Сумма представительских расходов*
1 1800000 250000
2 2500000 250000
3 51000000 600000

Сравним расчеты по нормативам, действовавшим до 1 апреля 2000 г. и действующим после этой даты.


До 1 апреля 2000 г. После 1 апреля 2000 г.
Вари-
ант
Норматив Сумма,
включаемая
в себесто-
имость для
целей на-
логообло-
жения,
руб.
Сумма кор-
ректировки
для нало-
гообложе-
ния, руб.
Норматив Сумма,
включаемая
в себесто-
имость для
целей на-
логообло-
жения,
руб.
Сумма кор-
ректировки
для нало-
гообложе-
ния, руб.
1 0,5% объ-
ема
9000 241000 1% объема 18000 232000
2 10 тыс.
руб. +
0,1% с
объема,
превышаю-
щего 2
млн. руб.
(10 тыс.
руб. +
0,1% от
500 тыс.
руб.)
10500 239500 1% объема 25000 225000
3 58 тыс.
руб. +
0,02% объ-
ема, пре-
вышающего
50 млн.
руб.
58200 541800 0,3 млн.
руб. +
0,5% объ-
ема,
превыша-
ющего 30
млн. руб.
405000 195000

Из данной таблицы видно, что во всех рассмотренных вариантах предельный размер представительских расходов, включаемых в себестоимость при налогообложении, с введением новых нормативов увеличивается.

Помимо изменения нормативов по представительским расходам внесена ясность в определение самого понятия представительских расходов.

Раньше возникало много споров о том, можно ли относить к представительским те расходы, которые произведены представителями организации во время командировок на проведение переговоров, при условии что цель переговоров отвечает требованиям отнесения затрат к представительским расходам.

Согласно определению, данному в комментируемом Приказе, представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью,- это затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета (правления) организации и ревизионной комиссии.

Таким образом, подчеркивается, что к представительским расходам относятся те затраты, которые связаны с приемом организации, участвующей в переговорах, вне зависимости от места проведения переговоров.

В определении изменено только одно слово, но решена широко обсуждавшаяся проблема, не имевшая однозначного решения. Об этом свидетельствуют разные мнения налоговых органов разных уровней.

Так, Госналогслужба России в Методических рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения прибыли (письмо от 27 октября 1998 г. N ШС-6-02/768@) обращает внимание, что к представительским расходам относятся затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров, проводимых в месте расположения организации, осуществляющей их прием.

Госналогинспекция по г.Москве придерживается иного мнения, подразделяя представительские расходы по своему целевому назначению на два вида: расходы у принимающей стороны и расходы у представляющей стороны. В своем письме от 20 мая 1998 г. N 31-08/13721 "О представительских расходах" ГНИ по г.Москве определила условия, при соблюдении которых расходы, произведенные во время поездок, можно относить к представительским. Основное условие - к первичным документам должны быть приложены документы с печатью и подписью второй (принимаемой) стороны, подтверждающие целевое расходование средств. Такими документами могут быть: протокол о намерениях, соглашение, договор или контракт.

Вступившие в силу с 1 апреля 2000 г. новые нормы и нормативы дают организациям возможность включать в себестоимость расходы на представительские цели, произведенные во время командировок, но при наличии подтверждающих документов.

Также следует отметить, что новый Приказ не содержит порядка отражения в бухгалтерском учете указанных расходов. Ранее был определен жесткий порядок, который противоречил требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552. В соответствии с Положением о составе затрат затраты для целей бухгалтерского учета следует включать в себестоимость в полном объеме, а корректировку в пределах норм проводить только для целей налогообложения. Теперь несоответствие нормативных документов устранено, и организации получили право выбирать порядок отражения представительских расходов, расходов на рекламу и подготовку персонала. Однако такой порядок следует отразить в учетной политике организации.

Вступивший в силу Приказ содержит более четкую терминологию, которая используется, в частности, в Положении по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, что значительно упрощает трактовку текста документа и исключает возможность неоднозначного толкования определений.


Е.В.Ковалева,

аудиторско-консультационная фирма "ФБК"


-------------------------------------------------------------------------

* Включается в себестоимость для целей бухгалтерского учета в полном объеме.


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.