Представление интересов налогоплательщика в налоговой инспекции (А. Борисов, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 39, сентябрь 2000 г. )

Представление интересов налогоплательщика
в налоговой инспекции


Российским законодательством налогоплательщикам предоставлено право представлять свои интересы в налоговой инспекции через третьих лиц, т.е. через своих представителей. Данные отношения регулируются главой 4, а также статьями ряда других глав Налогового кодекса Российской Федерации. Так, налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. Причем личное участие налогоплательщика в таких отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. НК РФ определено, что полномочия представителя должны быть документально подтверждены.

Принимая за основу положения Гражданского кодекса Российской Федерации, НК РФ определяет два вида представительства в налоговых отношениях с учетом специфики налогообложения: законное представительство и представительство через уполномоченных лиц.

Статьей 27 НК РФ предусмотрено следующее.

1. Законными представителями налогоплательщика-организации (это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации) признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

В первом случае ГК РФ не определяет понятие законных представителей юридического лица. Однако некоторыми федеральными законами предусмотрены подобные права для должностных лиц предприятий. Например, в Федеральном законе от 8.12.95 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что председатель кооператива действует от имени кооператива без доверенности, представляет кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, заключает договоры и выдает доверенности.

Во втором случае сведения о представителе должны быть включены в учредительные документы предприятия (устав и (или) учредительный договор (ст. 52 ГК РФ). В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Представительство не является юридическим лицом. Оно наделяется имуществом создавшего его юридического лица и действует на основании утвержденных им положений. Руководитель представительства назначается юридическим лицом и действует на основании его доверенности. Все представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Следует также учитывать, что законный представитель организации действует от лица налогоплательщика, поэтому его действия (бездействие), совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации (ст. 28 НК РФ). Следовательно, в случае совершения законным представителем организации в нарушение законодательства о налогах и сборах деяния (действия или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность, указанную ответственность будет нести организация самостоятельно.

2. Законными представителями налогоплательщика - физического лица (это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства) признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Ими могут быть:

в отношении несовершеннолетних - родители (усыновители). Согласно ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей;

в отношении граждан, находящихся под опекой (недееспособных, ограниченно дееспособных и т.п.), - опекуны. ГК РФ установлено, что опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. В свою очередь опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Пунктом 2 ст. 51 НК РФ предусмотрена обязанность опекуна по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным. Опекун это делает за счет денежных средств недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы. Опекун при исполнении указанной обязанности пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 51 НК РФ. Опекун при исполнении обязанностей, возложенных на него ст.51 НК РФ, привлекаемый в связи с этим к ответственности за виновное совершение налоговых правонарушений, не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные НК РФ, за счет имущества лица, признанного недееспособным.

НК РФ не содержит специальных требований к физическим или юридическим лицам, которые могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика. Ими признаются любое физическое лицо, граждане-предприниматели, юридическое лицо любой организационно-правовой формы, уполномоченный налогоплательщиками представлять их интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Однако п. 2 ст. 29 НК РФ предусмотрено, что уполномоченными представителями налогоплательщика не могут быть должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено непосредственно соответствующему третьему лицу. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации (ст. 185 ГК РФ).

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Необходимо отметить, что срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Однако оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силой обстоятельств для охраны интересов выдавшего ее налогоплательщика. Передавший полномочия другому лицу должен известить об этом налогоплательщика, выдавшего доверенность, и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, описанных выше. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.

Действие доверенности прекращается вследствие:

истечения срока доверенности;

отмены доверенности налогоплательщиком, выдавшим ее;

отказа лица, которому выдана доверенность;

прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность;

прекращения юридического лица, которому выдана доверенность;

смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Налогоплательщик, выдавший доверенность, может в любое время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому доверенность выдана, - отказаться от нее. С прекращением доверенности теряет силу передоверие.

Налогоплательщик, выдавший доверенность и впоследствии отменивший ее, обязан известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность. Такая же обязанность возлагается на правопреемников лица, выдавшего доверенность, в случаях ее прекращения по основаниям, приведенным выше (п.п. 4 и 6 п. 1 ст. 188 ГК РФ). Права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность, до того, как это лицо узнало или должно было узнать о ее прекращении, сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении третьих лиц. Это правило не применяется в том случае, если третье лицо знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось. По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность.


А. Борисов,

инспектор налоговой службы III ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.