Порядок предоставления налоговыми органами информации о налогоплательщиках сторонним организациям и должностным лицам (В. Селиверстов, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 40, октябрь 2000 г.)

Порядок предоставления налоговыми органами информации
о налогоплательщиках сторонним организациям и должностным лицам


Согласно п. 2 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 22 Закона Российской Федерации от 17.01.92 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 17.11.95 г. N 168-ФЗ, с изм. от 19.11.99 г. и от 2.01.2000 г.), п. 30 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18.04.91 г. N 1026-1 (в ред. от 25.07.2000 г.) "О милиции", п. 9 ст. 11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", п. "м" ст. 13 Федерального закона от 3.04.95 г. N 40-ФЗ (с изм. от 30.12.99 г.) "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" предусмотрено, что указанные правоохранительные органы при выполнении возложенных на них обязанностей вправе получать от федеральных органов исполнительной власти необходимые сведения, документы и материалы. Таким образом, сведения, составляющие налоговую тайну, могут предоставляться налоговыми органами указанным правоохранительным органам как в связи с возбужденным уголовным делом или проведением проверки согласно ст. 109 УПК РСФСР, так и в связи с выполнением этими органами иных возложенных на них обязанностей. Сведения, составляющие налоговую тайну и содержащиеся в едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляются налоговыми органами правоохранительным и судебным органам в порядке, предусмотренном п.п."в" п.10 Правил ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 г. N 266, т.е. в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 20.02.95 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" органам государственной власти надлежит обосновывать необходимость получения запрашиваемой конфиденциальной информации, т.е. в целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам и органам прокурорского надзора при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и разъяснять, что это связано с исполнением служебных обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Особый порядок установлен для предоставления информации о налогоплательщиках в случае нарушения ими налогового законодательства в крупных и особо крупных размерах в федеральные органы налоговой полиции. Основанием для его применения является совместный приказ ФСНП России и МНС России от 15.11.99 г. N 409/АП-3-16/359 "О Порядке передачи материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах в крупных и особо крупных размерах в федеральные органы налоговой полиции", который по заключению Минюста России от 6.05.2000 г. N 3456-ЭР не нуждается в государственной регистрации.

В соответствии с данным приказом при выявлении фактов уклонения физических лиц от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в крупных и особо крупных размерах (наличие в действиях налогоплательщика признаков состава преступления, предусмотренного ст.198 УК РФ) в органы налоговой полиции направляются акт выездной налоговой проверки (если она проводилась), возражения по акту, копия принятого по акту решения; при обжаловании принятого решения - копии жалоб, копии ответов на жалобы, а при наличии судебного разбирательства - копии судебных решений (определений); документы, содержащие сведения о том, в каком порядке и в какие сроки налогоплательщик должен был представить налоговому органу декларацию о доходах; копия декларации о доходах, а также документы и расчеты, на основании которых сделан вывод о включении налогоплательщиком в декларацию о доходах заведомо ложных сведений; справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды выявлены факты их неуплаты физическим лицом (с разбивкой сумм доначисленных налогов или страховых взносов по периодам платежей и с указанием их выражения в количестве минимальных размеров оплаты труда), а в случае погашения налогоплательщиком недоимки по налогам, уплаты пени, налоговых санкций по выявленным в ходе проверки фактам налоговых правонарушений - справка об уплаченных суммах.

При выявлении фактов уклонения организаций от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (наличие в действиях налогоплательщика признаков состава преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ) в органы налоговой полиции направляются акт выездной налоговой проверки (если она проводилась), возражения по акту, копия принятого по акту решения; при обжаловании принятого решения - копии жалоб, копии ответов на жалобы, а при наличии судебного разбирательства - копии судебных решений (определений); подлинники или заверенные копии бухгалтерских документов, отчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих факты неуплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика в проверяемый период, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались); объяснения должностных лиц налогоплательщика-организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту выездной налоговой проверки); справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды выявлены факты неуплаты (с разбивкой сумм доначисленных налогов или страховых взносов по периодам платежей и с указанием их выражения в количестве минимальных размеров оплаты труда), а в случае погашения налогоплательщиком недоимки по налогам, уплаты пени, налоговых санкций по выявленным в ходе проверки фактам налоговых правонарушений - справка об уплаченных суммах. К акту выездной налоговой проверки прилагаются копии заключений экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколов опроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения; протоколов, составленных при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также другие материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов налоговых правонарушений.

Существенные изменения произошли в порядке предоставления сведений, составляющих налоговую тайну, депутатам Федерального Собрания Российской Федерации после выхода редакции от 5.07.99 г. Федерального закона от 8.05.94 г. N 3-ФЗ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии со ст. 13 Закона член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос руководителям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в их компетенцию и должностных лиц, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 18 данного Федерального закона. В отличие от старой редакции запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

В связи с заключением в 2000 г. Управлением МНС России по Московской области новых договоров с рядом организаций государственных внебюджетных фондов соответствующие изменения произошли и в порядке обмена информацией между ними. Так, при взаимодействии с государственным учреждением Московской области Управлением автомобильных дорог ("Мосавтодор") УМНС России по Московской области на основании договора от 7.07.2000 г. N 05-09/401 представляет по запросам региональных дорожных управлений такие сведения о налогоплательщиках, как ИНН/КПП; наименование; юридический адрес; Ф.И.О. руководителя, контактный телефон; номер расчетного счета, название БИК банка, в котором этот счет открыт (для всех счетов данного налогоплательщика, на которые в соответствии с действующим законодательством разрешено выставлять инкассовое распоряжение для бесспорного взыскания задолженности по налоговым платежам).

При работе с Московским областным Фондом обязательного медицинского страхования (договор от 3.01.2000 г. N 05-09/1), Московским областным региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (договор от 22.02.2000 г. N 05-09/2) УМНС России по Московской области направляет указанным организациям копии материалов проверок или выписок из них, касающихся уплаты соответствующих страховых взносов.

Кроме того, в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства субъектами рынка транспортных услуг 10 июля 2000 г. было заключено Соглашение между УМНС России по Московской области и Московским областным отделением Российской транспортной инспекции, согласно которому налоговые органы представляют в областное отделение транспортной инспекции и его филиалы информацию (за исключением сведений, не подлежащих разглашению в соответствии с законодательством по налогам и сборам) о выявленных нарушениях законодательства по налогам и сборам, допущенных предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися коммерческой деятельностью на транспорте, путях сообщения и в дорожном сервисе.

В заключение отметим, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.99 г. N 266 "О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков" и в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 20.02.95 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", а также с утвержденными указанным постановлением Правилами ведения единого государственного реестра налогоплательщиков приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16.06.99 г. N АП-3-12/180 определен порядок работы налоговых органов по предоставлению пользователям информационных ресурсов необходимой информации, содержащейся в едином государственном реестре налогоплательщиков. С материалами, описывающими данный порядок, налогоплательщики могут ознакомиться в местных инспекциях МНС России.


В. Селиверстов

Управление МНС России по Московской области



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.