Экологическое страхование: теория и практика (А.Л. Бажайкин, "Законодательство", N 8, август 2000 г.)

Экологическое страхование: теория и практика
Правовое регулирование обязательного экологического страхования в
Российской Федерации


Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды"*(1) (ст. 23) устанавливает, что одним из элементов экономического механизма охраны окружающей среды является добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. Там же закреплены две формы проведения экологического страхования: обязательное и добровольное.

Обязательное экологическое страхование в настоящее время осуществляется путем включения экологических рисков в перечень рисков, подлежащих обязательному страхованию определенными категориями предприятий - источников повышенной опасности. В частности, на практике экологические риски страхуются в рамках:

а) обязательного страхования ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты*(2);

б) обязательного страхования ответственности эксплуатирующих организаций - объектов использования атомной энергии*(3);

в) обязательного страхования гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и собственников гидротехнических сооружений*(4).

Причина требования об обязательном страховании ответственности предприятий - источников повышенной опасности для окружающих (которые признаны таковыми из-за использования транспортных средств, механизмов, электроэнергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.) заключается в том, что они всегда несут ответственность за причинение соответствующего вреда.

Страховая компания, имеющая право на проведение страхования гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности, осуществляя данный вид страхования, защищает "имущественные интересы предприятий на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварии на производственном объекте"*(5).

Таким образом, государство установило в нормативных правовых актах виды обязательного экологического страхования; обозначило перечень объектов, подлежащих страхованию, объем страховой ответственности, уровень (нормы) страхового обеспечения; определило основные права и обязанности сторон, участвующих в страховании, порядок тарифных ставок страховых платежей.

В настоящее время как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов РФ возобладал подход к определению экологического страхования как специального вида страхования. Причиной этому стало уже сложившееся или предполагаемое в будущем урегулирование данного вида страхования отдельными законами (или группой нормативных правовых актов во главе с законом).

Общие правила ГК РФ о страховании применяются и к специальным его видам, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное.

В ГК РФ определены основные виды страхования: имущественное и личное.

В рамках первого применительно к экологическому страхованию необходимо рассматривать такие подвиды имущественного и личного страхования, как страхование имущества (ст.930 ГК РФ) и гражданской ответственности (ст.931, 932 ГК РФ). Исходя из указанного деления на виды, экологическое страхование должно включать в себя страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде.

Страхование ответственности можно рассматривать в двух аспектах:

а) как страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности в целях защиты их имущественных интересов, возникающих в результате предъявления претензий о возмещении аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения окружающей среды. Оно обеспечивает компенсацию причиняемых при этом убытков и создает дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий;

б) как страхование ответственности собственников (владельцев, пользователей) "ранее загрязненных" природных объектов, представляющих потенциальную экологическую угрозу жизненно важным интересам граждан и юридических лиц - так называемое ретроспективное страхование экологических рисков.

Страхование природных объектов предпочтительно рассматривать в рамках страхования недвижимого и движимого имущества (например, страхование участка лесного фонда на случай нанесения ему вреда вследствие событий природного характера, аварии или катастрофы). То же относится к страхованию жизни и здоровья физических лиц на случай причинения им вреда в результате реализации экологических рисков. Например, целесообразно страхование работников предприятий и учреждений, относящихся к категории источников повышенной опасности*(6).

При этом под экологическими рисками понимаются следующие:

а) риск техногенных аварий, включая разрушение сооружения и (или) технического устройства (в том числе и гидротехнического сооружения); неконтролируемые взрыв и (или) выброс огня, газа; выброс, сброс, разлив опасных веществ и т. п., т. е. все техногенные риски, обладающие признаками внезапности и непреднамеренности;

б) риски природного характера, в том числе опасные геологические явления (землетрясения, оползни, вулканы, осыпи, осадки земной поверхности и т. п.); гидрометеорологические и опасные гелиогеофизические явления (сильный ветер, сильный дождь, паводок, крупный град, сильный снегопад, метель и т. д.); природные пожары (лесные, торфяные) и т. п.;

в) риски, связанные с изменением качественного состояния земли, недр и иных природных ресурсов: загрязнение земли химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение бактериально-паразитическими и вредными карантинными организмами; порча и уничтожение плодородного слоя почвы (в том числе катастрофические проявления водной эрозии почв, сопровождающиеся единовременным смывом почвенного покрова и оврагообразованием при ливне и стоке талых вод со склонов); истощение земли; обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека, наличие вредных веществ в почве (грунте); аварийное загрязнение земель и недр токсикантами промышленного происхождения; аварийное загрязнение почв пестицидами; захламление земель несанкционированными свалками опасных отходов; затопление земель при наводнениях, несанкционированное подтопление земель в результате строительства водохранилищ; загрязнение недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, в том числе при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; накопление промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения и т. п.

Но на практике в законодательстве субъектов РФ, последовавших за законодательством Российской Федерации, возобладал подход к определению экологического страхования через базовое понятие экологических рисков, независимо от того, каким объектам в результате их реализации причиняется вред - будь то природные объекты, имущество юридических и физических лиц или жизнь и здоровье.

Причем экологические риски, как правило, рассматриваются в связи с деятельностью предприятий - источников повышенной опасности. Этого можно избежать, если за базовое понятие при определении экологического страхования принять природные объекты как объекты страховой защиты. Это позволит создать автономную систему страховой защиты указанных объектов.

Большое значение в экологическом страховании должно придаваться страховому полю, т. е. максимальному количеству объектов, которые могут быть охвачены тем или иным видом страхования. Наличие страхового поля и знание степени его освоенности являются необходимым условием для организации страховой деятельности. Поле может быть сформировано по территориальному, ведомственному, административному принципам, по видам страховой деятельности.

Существо формирования поля сводится к анализу регулярных отчетов, справок юридических лиц (природопользователей и источников повышенной опасности), представляемых исполнительным органам специальной компетенции о состоянии экологической безопасности юридического лица, о допущенных нарушениях природоохранного и природоресурсового законодательства, об авариях, стихийных бедствиях, катастрофах и т. д. в целях разделения предприятий на подлежащие страхованию и те, страхование которых нецелесообразно (когда очевидна экологическая бесперспективность страхования подобного предприятия).

В качестве признаков для разделения предприятий (установок, агрегатов) на указанные категории в страховании природных объектов используются такие, как объем эксплуатации природных объектов, наличие лицензионно-договорных отношений природопользования; в страховании ответственности - уровень эксплуатации, вероятности и интенсивности аварийных выделений и выбросов, возможности их регулирования, состояние контролирующей аппаратуры (мониторинга) и т. д. Все они учитываются при разработке страховых договоров для определения величины страховых взносов при страховании предприятия.

Изучение практического опыта страховщиков позволяет выявить ряд недостатков складывающейся системы обязательного экологического страхования.

Во-первых, отсутствует автономная система страховой защиты объектов окружающей природной среды. Такая страховая защита осуществляется в рамках договоров страховой защиты имущества, жизни и здоровья. В результате в случае аварии возникает конкуренция исков о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, с исками о возмещении вреда, причиненного иному имуществу, жизни и здоровью. В связи с трудоемкостью определения размера ущерба, причиненного окружающей природной среде, и незначительными размерами страховых сумм по договорам обязательного страхования страховые суммы, как правило, идут на выплату страховых возмещений юридическим и физическим лицам, предъявляющим иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу. Таким образом, природные объекты выпадают из сферы действия страховой защиты.

Во-вторых, перечень рисков, покрываемых обязательным страхованием, ограничен. Это не позволяет возместить ущерб, причиненный окружающей природной среде, в целом ряде случаев.

В-третьих, ограничен и круг хозяйствующих субъектов, привлекаемых к формированию страховых фондов, предназначенных для покрытия ущерба, причиненного окружающей природной среде. К страхованию привлекаются практически только предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты.

В-четвертых, применяются исключительно судебные формы определения размера ущерба, причиненного окружающей природной среде и подлежащего возмещению в рамках страховых правоотношений. Это усложняет процедуру возмещения ущерба, причиненного окружающей природной среде, и приводит к значительным дополнительным материальным и временным издержкам. Признание страхового события страховым случаем, а следовательно, наступление обязанности страховщика произвести выплату наступает в настоящее время только после вынесения решения судом, тогда как, например, в Федеративной Республике Германии ситуация разрешается в досудебном порядке путем урегулирования спора сторонами договора страхования, т. е. после подписания сторонами Акта о страховом случае*(7).

В-пятых, отсутствует возможность создания системы целевого использования на природоохранные мероприятия средств из резервов предупредительных мероприятий, формируемых страховыми организациями из страховых премий, уплачиваемых по обязательному экологическому страхованию. Причина состоит в том, что страховые премии, уплачиваемые страхователями в целях страхования экологических рисков, не выделяются из общих сумм страховых премий, уплачиваемых страхователями по договорам обязательного страхования своей ответственности.

Наличие перечисленных недостатков делает необходимым проведение дополнительных мероприятий в области расширения видов обязательного экологического страхования и принятие нормативных правовых актов на уровне Российской Федерации, а также в области развития добровольного экологического страхования на уровне субъектов Российской Федерации.

Подводя итог сказанному, можно выделить перспективные задачи экологического страхования.

Во-первых, следовало бы разработать новые финансовые и инвестиционные механизмы в области охраны окружающей среды посредством формирования (с использованием страховых институтов) новых источников финансирования затрат по ликвидации последствий внезапного загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения окружающей природной среды.

Во-вторых, - создать правовые, экономические и организационные условия, необходимые для решения задач в обеспечении страховой защиты населения и субъектов предпринимательской деятельности от последствий неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

В-третьих, - целенаправленно формировать систему административной и общественной поддержки экологического страхования.

В-четвертых, - создать новые методы стимулирования деятельности предприятий и страховых организаций по экологическому страхованию.

В-пятых, - использовать механизмы автономного страхования для предупреждения ущерба, причиняемого окружающей природной среде и отдельным природным объектам.

В-шестых, - создать систему внесудебного возмещения ущерба, причиненного в результате внезапного загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения окружающей природной среды.

Наконец, в-седьмых, - развивать систему экологического аудита.


Опыт экологического страхования в субъектах Российской Федерации


На уровне субъектов РФ экологическое страхование развивается в двух направлениях. Суть первого - в нормотворческой и координирующей деятельности по экологическому страхованию законодательных и исполнительных органов специальной компетенции субъектов РФ (природоохранительно-ресурсовых органов, региональных инспекций страхового надзора Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ и т. п.). Второе направление связано с проведением эксперимента по проведению обязательного и добровольного экологического страхования страховщиками в российских регионах.

В рамках первого направления во многих субъектах РФ был разработан ряд нормативных правовых актов.

На территории Липецкой области действует целевая комплексная программа "О защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 1997 год и на период до 2000 года", утвержденная постановлением Областного собрания депутатов от 20 мая 1997 г. N 982-ПС. В пункте 28 названной программы говорится: "В связи с невозможностью полного покрытия нанесенного материального ущерба предприятиям, учреждениям, организациям и населению от чрезвычайных ситуаций за счет бюджета, проводить во взаимодействии со страховыми компаниями, главами администраций работу по их страхованию от последствий аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий, а также объектов риска (химически-, газо-, взрыво-, пожароопасных объектов)".

В Республике Марий Эл принято постановление Правительства Республики от 1 июля 1997 г. N 240 "Об организации работ по декларированию безопасности промышленных предприятий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера и экологическому страхованию объектов повышенной опасности", а Министерство экологии и природопользования той же республики во исполнение приказа Комитета по охране окружающей среды РФ от 5 ноября 1997 г. N 486 подготовило перечень предприятий в соответствии с приложением N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

В Московской области издано постановление ее губернатора от 16 января 1998 г. N 10-ПГ "О координационном совете по страхованию ответственности организаций - источников повышенной экологической и радиационной опасности за загрязнение окружающей природной среды в Московской области" и сформирована рабочая группа по подготовке нормативных правовых актов Московской области в целях проведения страхования ответственности организаций - источников повышенной экологической и радиационной опасности.

В Нижегородской области приняты Закон от 20 августа 1998 г. N 83-З "Об экологическом страховании в Нижегородской области" и постановление губернатора Нижегородской области от 22 декабря 1997 г. N 353, утвердившее Положения "Об аварийных комиссарах по экологическим рискам в системе экологического страхования", "О Нижегородском областном фонде экологического страхования", "О порядке проведения конкурса на участие в экологическом страховании в Нижегородской области".

В г. Саратове принято постановление администрации города от 9 апреля 1996 г. N 139 "О проведении эксперимента по развитию экологического страхования в г. Саратове", а также утвержден перечень экологически опасных предприятий, на которые распространяется процедура экологического страхования.

На территории Тамбовской области действует Закон "Об охране окружающей природной среды Тамбовской области", принятый Областной думой 29 марта 1996 г. В статье 34 этого акта предусматривается, что одним из методов экономического регулирования природопользования является экологическое страхование. Кроме того, принято постановление администрации области от 23 июля 1997 г. N 459 "О мерах по развитию страхования в области", утвердившее список химических и взрывопожароопасных объектов Тамбовской области, которым (по данным главного управления по делам ГО ЧС) следует руководствоваться в работе по проведению экологического страхования.

В Ульяновской области принят Закон от 25 марта 1997 г. N 005 "Об экологическом страховании в Ульяновской области".

В Татарстане на основании постановления кабинета министров Республики Татарстан N 148 "О совершенствовании защиты населения и территории Республики Татарстан от промышленных аварий и катастроф" утвержден реестр потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения, владельцы которых обязаны оформлять страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, окружающей среде.

В отличие от других субъектов РФ в Татарстане в перечень источников повышенной опасности кроме потенциально опасных производственных объектов были включены и объекты жизнеобеспечения (водоснабжения, газоснабжения и т.п.)*(8). Кроме того, из-за отсутствия законодательных критериев отнесения того или иного объекта к источникам повышенной опасности все регионы включают в перечень источников повышенной опасности свои группы объектов. Это химические, взрывопожароопасные, радиационные объекты, объекты размещения токсичных отходов и т.п.

В Удмуртской Республике в целях реализации Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" принято распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 14 октября 1998 г. N 324-р, которое обязывает руководителей предприятий всех форм собственности осуществлять страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. В постановлении Правительства Удмуртской Республики от 11 октября 1999 г. N 979 "Об утверждении концепции государственной политики Удмуртской Республики в области страхования на 1999-2000 годы и Плана основных мероприятий по реализации концепции Государственной политики Удмуртской Республики в области страхования на 1999-2000 годы" предусмотрено внедрение экологического страхования в области обязательного страхования ответственности предприятий - источников повышенной опасности.

Однако в некоторых регионах экологическое страхование заканчивалось, так и не начавшись. Так, в Краснодарском крае было принято постановление администрации Краснодарского края от 23 сентября 1996 г. N 538 "О проведении эксперимента по внедрению экологического страхования на территории Краснодарского края". Но в ходе эксперимента ввиду отсутствия утвержденных в установленном порядке правил экологического страхования осуществление данного эксперимента было приостановлено.

Анализ всех региональных правовых актов нормативного и ненормативного характера позволяет сделать следующий вывод: под экологическим страхованием все законодатели понимают страхование гражданской ответственности предприятий, создающих повышенную экологическую опасность.

Раскрывая второе направление опыта регионов по экологическому страхованию, назову хотя бы некоторые региональные компании, занимающиеся страхованием экологических рисков: ОАО СК "Астра", СК "Иж-Астро", Межбанковская региональная страховая компания (г. Ижевск), "Эко-сфинкс" (г. Санкт-Петербург), "Мегус" (Екатеринбург), СК "Итиль", Нижегородский фонд экологического страхования, Волгоградский центр экологического страхования, Саратовский страховой фонд экологической безопасности и др.

Деятельность российских страховщиков определена стандартно: предоставление страховой защиты по договорам страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде. Большая часть страховщиков в России оказывает услуги в области страхования гражданской ответственности, но есть и иные услуги - такие, как страхование от несчастных случаев и болезней, от огня и других опасностей промышленных и коммерческих предприятий и т. п.

На практике многие страховые компании не рассматривают экологическое страхование как отдельный вид страховой деятельности, а определяют систему экологических рисков в системе видов страхования, закрепленных в ГК РФ. Некоторые страховщики под страхованием гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности подразумевают комплексное страхование экологических рисков.

Такая тенденция обусловлена достаточно спорной позицией Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ в вопросе определения экологического страхования как одного из видов страхования ответственности. В тексте ответа Департамента на запрос Комитета по охране окружающей среды Удмуртской Республики говорится: "Нормативными документами не определено понятие "экологическое страхование". В настоящее время данный вид страхования проводится на добровольной основе. В связи с чем, в зависимости от предполагаемого объекта страхования, перечня страховых случаев (рисков) и, учитывая, что данное страхование направлено на возмещение вреда, причиненного третьим лицам в результате неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду, "экологическое страхование" в России может быть отнесено к одному из видов страхования ответственности, предусмотренных Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/08*(9). Хочется спросить, знакомы ли авторы приведенных строк со ст. 23 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", в которой и определяется понятие "экологическое страхование"? К сожалению, подход Департамента вынуждены учитывать все подконтрольные страховщики в РФ.

Основная проблема состоит в том, каким образом построить систему экологических рисков, классифицировать их. В настоящее время законодательство не содержит перечня экологических рисков, поэтому на практике (в процессе проведения в российских регионах эксперимента по экологическому страхованию) многие страховщики не имеют единой позиции в определении системы экологических рисков. Страховщики предоставляют страховую защиту по договорам страхования тем предприятиям, которые по роду своей деятельности относятся к предприятиям - источникам повышенной опасности или эксплуатируют опасные производственные объекты. Но здесь возникает вопрос об определении понятий "источник повышенной опасности" и "опасный производственный объект", так как для отнесения предприятий к упомянутым группам необходимы четкие критерии.

Изучение регионального опыта экологического страхования приводит к следующим выводам.

Органы государственной власти субъектов РФ идут по пути наименьшего сопротивления и понимают под экологическим страхованием только страхование гражданской ответственности владельцев источников повышенной опасности (хотя здесь можно рассматривать и виды страхования имущества, жизни и здоровья физических лиц).

Отсутствуют четкие критерии отнесения хозяйственных (промышленных, производственных) объектов к источникам повышенной опасности, поэтому наблюдается отсутствие единообразия в реестрах (перечнях) источников повышенной опасности различных субъектов РФ.

Акцент делается на объекте страхового правоотношения, коим является имущественный интерес сторон страхового договора. Следствием становится игнорирование одного из объектов страхования - экологического риска*(10).

Ни в одном нормативном правовом акте нет четкого определения экологического страхования, в которое не включается страхование гражданской ответственности, не говоря уже о страховании имущества, жизни и здоровья. Критериями при определении экологического страхования могут выступать: экологические риски (такие как экологическая авария, пожар, взрыв, наводнения, землетрясения, обвалы и т. п.), перечень источников повышенной опасности либо (на уровне субъекта РФ) перечень предприятий или деятельности, подпадающей под действие Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Полагаю, что основными принципами создания региональной системы экологического страхования должны стать следующие:

а) территориально-ведомственный принцип отбора участников системы;

б) выход системы на межведомственный уровень в целях расширения состава ее участников и задействования их финансово-экономических и организационных возможностей;

в) осуществление страховых операций на всех этапах жизненного цикла предприятий-страхователей, установок, агрегатов, образцов, начиная от технико-экономических обоснований и экологического обоснования лицензий на виды деятельности, оценки воздействия на окружающую среду, государственной экологической экспертизы, проведения экологического аудита и т. п.;

г) реализация различных видов экологического страхования;

д) включение в состав участников системы юридических и физических лиц-собственников (или пользователей) природных ресурсов - объектов охраны окружающей природной среды, заинтересованных в страховой защите указанных объектов;

е) наращивание финансовых и технических (страховых) возможностей региональной системы экологического страхования путем организации ее взаимодействия с другими региональными системами страхования в Российской Федерации;

ж) создание страховых пулов, осуществление перестрахования, взаимного страхования, сострахования*(11), так как особенность экологического страхования заключается в огромных масштабах ущерба вследствие наступления страховых событий. А для финансовой устойчивости страховщиков при принятии на себя крупных рисков необходимо объединение их денежных средств;

з) рассмотрение экологического страхования в качестве природоохранного мероприятия в связи с тем, что оно направлено прежде всего на повышение эффективности регулирования последствий негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, снижение риска возникновения и предотвращения аварийных ситуаций;

и) проведение зачетов страховых взносов (премий), уплачиваемых по договорам экологического страхования, в счет платежей за загрязнение окружающей среды. Для этого в субъектах Российской Федерации необходимо разработать и утвердить соответствующий порядок зачета.


А.Л. Бажайкин,

старший преподаватель Института

права, социального управления и безопасности

Удмуртского государственного университета


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. N 10. Ст. 457.

*(2) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Ст.15 // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

*(3) Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изм. от 10 февраля 1997 г.). Ст. 18 // СЗ РФ. 1995 г. N 48. Ст. 4552.

*(4) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Ст. 15 // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.

*(5) Правила страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте (стандартные). Утверждены 23 февраля 1998 г. Всероссийским союзом страховщиков по согласованию с Департаментом страхового надзора Минфина РФ и Госгортехнадзора РФ.

*(6) Нецветаев А., Жилкина М. Экологическое страхование - надежный инструмент экономико-правового механизма охраны окружающей среды // Страховой рынок: Общие вопросы. 1999. N 23. С. 21.

*(7) Gesetz ьber den Versicherungsvertrag. Vom 30 Mai 1908 // Deutsche Gesetze. Mьnchen, 1997. 15 Oktober.

*(8) Третья Всероссийская и первая Международная конференции "Теория и практика экологического страхования": Рабочие материалы. М., 1998. 61 с.

*(9) Письмо Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ в Комитет по охране окружающей среды Удмуртской Республики от 5 мая 2000 г. N 24-211252-05/25.

*(10) Суханов Е.А. Гражданское право. М., 1993. ". 1. С. 46.

*(11) Приказ Росстрахнадзора от 18 мая 1995 г. N 02-02/13 "Об утверждении Положения о страховом пуле" // Финансовая газета. 1995. N 28.



Экологическое страхование: теория и практика


Автор


А.Л. Бажайкин - старший преподаватель Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 8


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение