Правовое регулирование коммерчески ценной информации
Пожалуй, уже не удастся установить, когда люди впервые столкнулись с необходимостью сохранять особо важную информацию. Еще живя в пещерах, они, вероятно, держали в тайне секрет добывания огня, который позволял им выжить.
С течением времени постепенно совершенствовались орудия труда, росла производительность. От натурального обмена продуктами люди переходили к купле-продаже товаров, которые уже специально изготавливались для реализации и получения прибыли. Постепенно спрос на товары начал определяться их потребительскими свойствами и стоимостью. Разные производители - каждый по-своему - для увеличения сбыта совершенствовали свои товары, а идеи держали в секрете. Таким образом, изготовители одного и того же вида товара объективно втягивались в конкурентные отношения. Они боролись за более выгодные условия производства и сбыта, поэтому многие сведения представляли для них коммерческую ценность и тщательно оберегались.
Конкурировали и целые государства. Исторических примеров тому немало: в античный и средневековый периоды продолжительное время лишь жители отдельных стран владели секретами производства фарфора, пороха, шелка, стали, изготовления ремесленных изделий на ткацких станках и др.
Правителями государств в различные эпохи создавались специальные законы, защищавшие интересы производителей, их хозяев и государств от возможной утечки секретов. Например, в Древнем Риме был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа (который был равен удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина. В античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых являлась разновидностью промысловой тайны.*(1) Промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести названные книги, отражавшие их деятельность и материальное положение. Ведение таких книг гарантировало защиту тайны на законном основании. Данные торговых книг могли быть сообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям (для уточнения налогов), по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества и наступления банкротства.
В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценной информации употреблялись различные термины, обозначавшие суть данного понятия и использовавшие ключевое слово "тайна".
Под промысловой тайной понимались индивидуальные особенности производства и купечески организованного предприятия, включавшие сведения, составлявшие промышленную, фабричную или торговую тайну.
Производственной тайной считалось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ.
Под фабричной тайной понимался не только предмет патента, который первыми ввели Англия, Франция и Германия, но и любая особенность производства (речь идет о современном понятии "ноу-хау").
Торговую тайну составляли элементы индивидуальности (например, знание мест закупки товаров, списки покупателей и т. д.).
Коммерческая тайна включала особенности коммерческой деятельности предприятия.
Таким образом, тайной становились любые сведения, представлявшие для собственника коммерческую ценность (в современном понимании).
В законах Российской империи имелись нормы, предусматривавшие охрану фабричного секрета, торговой тайны и тайны кредитных установлений, которые являлись средством закрепления определенного положения предприятия в ряду конкурентов, удержания благоприятного сбыта. Актуальным остается высказывание В. Розенберга о том, что промысловая тайна вытекает из сущности строя, основанного на свободе конкуренции как на соревновании сил, способностей и труда каждого конкурента, но не на использовании работы соперника, потому что в противном случае речь идет о недобросовестной конкуренции. Чтобы не допустить разглашения промысловой тайны, предусматривалось правовое воздействие предохранительного (недопущение посторонних к торговым книгам, запрещение служащим оглашать известные им тайны предприятия и т. д.) и восстановительного характера (применение уголовных наказаний и взыскание убытков по гражданским искам).
Налаженная в правовом отношении система защиты производственной и коммерческой тайны царской России и обеспечивавшие ее законы были отменены в ноябре 1917 г. в связи с принятием Советской властью Декрета о рабочем контроле. Однако новые руководители весьма быстро осознали, что предприятие все же должно иметь право на защиту информации, обладающей экономической ценностью. И если на первых порах защите подлежали только сведения, касающиеся разработок и производства военного характера, то уже в 1926 г. ВЦИК утвердил перечень секретов, который позволял предприятиям защищать производственную и коммерческую тайну.
Нужно отметить, что в СССР отношение к коммерческой тайне на государственном уровне длительное время было негативным и основывалось на представлении о ней как об инструменте капиталистических фирм, используемом для утаивания части прибыли от налогообложения и иных правонарушений.
Правовая природа коммерческой тайны такова, что последняя может существовать в различных формах только в условиях рыночной экономики.*(2) В связи с господством коммунистической идеологии и государственной формы собственности право вынуждено было регулировать только отношения в сфере государственной тайны. Это имело негативные последствия: происходило тотальное засекречивание любых сведений, в том числе коммерческого характера, касавшихся деятельности предприятий промышленности, торговли, транспорта, связи и других отраслей, работавших по заказам оборонной промышленности.
Перестройка, начавшаяся в СССР с апреля 1985 г., выявила эти проблемы. Активизация связей с Западом, создание первых совместных предприятий с иностранным участием сделали очевидными правовые пробелы в рассматриваемой сфере, и это не замедлило сказаться на объемах иностранных инвестиций в отечественную экономику.
Началась интенсивная работа по правовому урегулированию института коммерческой тайны в СССР. Впервые о коммерческой тайне и праве на ее защиту упоминалось в ст. 33 Закона СССР "О предприятиях в СССР" и в ст. 28 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Позднее, в связи с необходимостью борьбы с недобросовестной конкуренцией, вопросы защиты коммерческой тайны нашли отражение в ст. 10 и 15 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В мае 1991 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в ст. 151 которых устанавливался порядок правовой охраны секретов производства, действующий в настоящее время и регулирующий защиту "ноу-хау".
В большинстве зарубежных стран в настоящее время отсутствует единый нормативный общегосударственный акт, определяющий понятие "коммерческая тайна" и раскрывающий соответствующий механизм правового регулирования. Исключение составляют, пожалуй, только США. Обычно же правовые нормы, касающиеся регулирования коммерческой тайны, содержатся в различных нормативных актах (например, в уголовном кодексе, законах о недобросовестной конкуренции и о свободе доступа к информации и др.).
В некоторых странах (например, Чехии, Югославии) коммерческая тайна отнесена к сведениям, составляющим хозяйственную или деловую тайну.
В законодательстве ФРГ под понятие "коммерческая тайна" подпадает любая информация, связанная с деятельностью фирмы, которая, по мнению ее владельца, должна храниться в тайне.
Более определенно этот вопрос решен в Финляндии. Тайной там признаются сведения, которые при получении конкурентом могут содействовать его успеху или причинить ущерб фирме.
Сущность понятия коммерческой тайны наиболее четко сформулирована в американском Законе о коммерческой тайне 1979 г.: коммерческой тайной является информация (включая состав, формулу, комбинацию, программу, приспособление, метод, технику или процесс), имеющая экономическую стоимость, поскольку она не является общеизвестной или доступной лицам, могущим использовать ее в коммерческих целях, и являющаяся объектом разумных усилий по защите.
В отдельных странах законодательно определены сведения, которые не могут являться коммерческой тайной. Это научные теории, математические методы и др.
Анализ современного законодательства Российской Федерации показывает, что институт коммерческой тайны следует рассматривать в рамках правового поля, на котором урегулированы вопросы права собственности и предпринимательской деятельности, являющиеся основополагающими в рыночной экономике. В настоящее время действуют отдельные нормы более 30 законов и подзаконных актов, регулирующих вопросы правовой охраны коммерческой тайны. Важнейшие из них содержатся в Конституции РФ, Гражданском кодексе, Федеральных законах "Об информации, информатизации и защите информации", "Об основах государственной службы Российской Федерации", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О государственной тайне" и ряде других законов, регулирующих различные сферы экономики и общественной жизни.
Нормы действующего законодательства имеют в основном декларативный и отсылочный характер, что затрудняет поиск механизма реализации и защиты прав на коммерческую тайну в конкретной ситуации.
Так, согласно п. 3 ст. 184 ГК РФ, коммерческий представитель после исполнения поручения обязан хранить в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках. При этом Кодекс не указывает срок, в течение которого действует это ограничение, не определяет он и ответственность лица, нарушившего данный запрет. Еще одна норма (п. 2 ст. 67 ГК РФ) обязывает участников хозяйственного товарищества (общества) не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности. Возникает вопрос: почему использован термин "конфиденциальная информация" применительно к организации с частной формой собственности? Думается, что с учетом основной задачи коммерческой организации (получение прибыли) уместнее говорить о коммерческой тайне. Подобных примеров можно привести множество.
Особое значение для регулирования охраны коммерческой тайны имеет ст. 128 ГК РФ, в которой к объектам гражданских прав впервые отнесена информация. В статье 139 ГК РФ определены признаки коммерческой тайны как особого объекта гражданских прав, а также основания и формы ее защиты. Как недостаток следует отметить то, что в ст. 139 ГК РФ не проводятся различия между коммерческой и служебной тайнами, хотя правовая природа соответствующих видов информации различна. Это вызывает проблемы при определении понятий названных видов информации и их правовой защите.
В статье 139 ГК РФ информация не подразделяется на технологическую ("ноу-хау") и деловую. Речь идет о действительной или потенциальной коммерческой ценности сведений, которые не известны третьим лицам, и в силу их неизвестности владелец получает технико-экономические преимущества в производстве и реализации товаров на рынке. Многие решения, квалифицируемые как "ноу-хау", являются патентоспособными, но официально не регистрируются, чтобы скрыть суть разработки от конкурентов. В мировой практике такие новшества защищаются институтом коммерческой тайны.
Что касается ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, и принятия мер к ее охране, то механизм их реализации на законодательном уровне не урегулирован. Это, с одной стороны, затрудняет либо делает невозможными действия собственников (обладателей) по защите коммерчески ценной информации, с другой - ограничивает возможности реализации права граждан на информацию, с третьей - осложняет ее охрану органами государственной власти.
Особо следует подчеркнуть, что законодательством определена система взаимоотношений между предприятием любой формы собственности и государственными органами, осуществляющими контроль за его деятельностью, но механизм этих отношений противоречив, особенно в части ответственности должностных лиц за ущерб, причиненный предприятию вследствие незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну и полученных в ходе проведения проверок, ревизий и т. п. Примечательно, что из всех государственных органов только Государственный антимонопольный комитет РФ и его органы на местах несут в соответствии с законом ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. Остальные же отвечают за ущерб в целом, без уточнения конкретных наказуемых действий.
Существуют проблемы и в части определения действий, нарушающих право предприятия на коммерческую тайну, установления ответственности за конкретные действия либо бездействие юридических и физических лиц и порядка возмещения ущерба.
Таким образом, состояние законодательства в сфере регулирования коммерчески ценной информации предопределяет необходимость его развития и совершенствования. Именно поэтому был разработан проект федерального закона "О коммерческой тайне". 2 апреля 1997 г. он был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении. 14 мая 1997 г. Президент РФ дал заключение на проект данного акта, сформулировав некоторые замечания.*(3)
Однако этот важнейший законопроект, регулирующий отношения в сфере обращения коммерчески ценной информации, законодательным органом до сих пор не принят, хотя прошло уже более трех лет. Необходимость же в нем очевидна, она определяется развитием предпринимательства в России, появлением конкуренции на рынке отдельных видов товаров и услуг, приведением российского законодательства в соответствие с законодательством развитых стран с рыночной экономикой, в которых функционирует институт коммерческой тайны.
Замечания Президента РФ не затронули концептуальную основу законопроекта, содержащую следующие положения:
а) охрана коммерческой тайны на территории Российской Федерации предоставляется юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным;
б) меры обеспечения правового режима информации, составляющей коммерческую тайну, определяются ее обладателем (конфидентом);
в) законодательно устанавливается информация, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне;
г) предусматривается возможность отнесения коммерческой тайны к сведениям, составляющим государственную тайну;
д) обеспечивается охрана секретов производства ("ноу-хау") в режиме коммерческой тайны;
е) закрепляется обязанность органов государственной власти хранить полученную коммерческую тайну в режиме служебной тайны;
ж) устанавливается порядок охраны коммерческой тайны в трудовых отношениях;
з) определяются виды нарушений прав на коммерческую тайну, ответственность лиц и судебная защита в сфере обращения коммерчески ценной информации.
Вместе с тем цель законопроекта значительно шире, она состоит в регулировании отношений, связанных с правовой охраной коммерчески ценной информации, включающей технологическую, техническую ("ноу-хау") и деловую коммерческую информацию, характеризующую научно-техническую, управленческую, финансовую и иные стороны производства и сбыта товаров.
С некоторыми замечаниями, изложенными в заключении Президента РФ от 14 мая 1997 г., трудно согласиться. Например, в п. 5 данного документа говорится о том, что "срок действия режима коммерческой тайны не может превышать двух лет". Думается, что с учетом зарубежного опыта эта норма должна быть диспозитивной, а не императивной, а ст. 8 законопроекта следует сохранить в прежней редакции. Срок действия режима коммерческой тайны должен определяться ее обладателем, и если в условиях конкуренции ему выгодно охранять какие-либо сведения, то это его право. Нельзя согласиться с предложением о взыскании судом штрафа в размере 10% от суммы, присужденной в пользу истца, и направлением ее в бюджет (п. 9 ст. 21 законопроекта). Представляется, что при возмещении убытков следует исходить не из публичных, а из частно-правовых интересов лица.
При определении размера нанесенного ущерба в случаях его недоказанности нельзя произвольно, как это предлагается в подп. "д" п. 2 ст. 23 законопроекта, требовать денежной компенсации. Реальный ущерб или упущенная выгода, предусмотренные п. 2 ст. 15 ГК РФ, должны быть доказаны в суде обладателем (конфидентом) коммерческой тайны. Этот вопрос урегулирован п. 2 ст. 139 ГК РФ, где сказано: "Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет... коммерческую тайну, обязаны возместить убытки". Такие обязанности возложены на граждан и юридические лица. Поэтому в определении компенсации нет необходимости: за нарушение прав на коммерческую тайну Гражданским кодексом установлена гражданско-правовая ответственность.
Что касается остальных замечаний, содержащихся в упомянутом заключении Президента РФ, то с ними следует согласиться и привести рассматриваемый законопроект в соответствие с нормами действующего гражданского, трудового, авторского и других отраслей законодательства. Вместе с тем введение в действие закона "О коммерческой тайне" потребует отмены одних законов и внесения изменений и дополнений в другие (в частности, в ст. 139 ГК РФ, в КЗоТ, КоАП и др.). Соответствующие предложения неоднократно высказывались в литературе*(4).
Реализация закона "О коммерческой тайне" не обусловлена принятием новых правовых нормативных актов, поскольку он является законом прямого действия. Не потребуются также материальные затраты государства, связанные с введением в действие нового закона, так как финансирование работ по охране коммерчески ценной информации ляжет непосредственно на ее обладателей. Названные обстоятельства говорят в пользу скорейшего принятия и введения в действие федерального закона "О коммерческой тайне", который, несомненно, будет способствовать улучшению правового регулирования отношений в сфере обращения коммерчески ценной информации.
В.А. Северин,
кандидат юрид. наук, доцент кафедры
коммерческого права и основ
правоведения юридического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Розенберг В. Промысловая тайна. Спб., 1910. 68 с.
*(2) См. подробнее: Северин В.А. Услуги информационного характера, обеспечивающие коммерческую деятельность // Законодательство. 2000. N 1. С. 37-38.
*(3) См.: Российская газета. 1997. 18 июня.
*(4) Подробнее см.: Рубанов В.А. Охрана коммерческих тайн в рыночных условиях: Проект Закона СССР "О коммерческой тайне" // Вестник агентства PostFactum. 1990. N 11. С. 7-9; Куликов А. О коммерческой и служебной тайне // Хозяйство и право. 1996. N 11. С. 99-103; Лопатин В.Н. Правовая охрана и защита коммерческой тайны // Законодательство. 1998. N 11. С. 77-82 и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование коммерчески ценной информации
Автор
В.А. Северин - кандидат юрид. наук, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 9