Деловая репутация юридических лиц и ее правовая защита (Ю.Г. Иваненко, "Законодательство", N 10, октябрь 2000 г.)

Деловая репутация юридических лиц и ее правовая защита


Субъектами гражданско-правовых отношений наряду с гражданами являются и юридические лица, т. е. организации, которые, согласно ст.48 Гражданского кодекса РФ, имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде и которые должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания, соответствующего по времени дню его государственной регистрации. Юридические лица могут иметь различные организационно-правовые формы и быть коммерческими или некоммерческими организациями. В наиболее общем виде юридическое лицо в каждом случае олицетворяет собой одну из возможных, с точки зрения национального законодательства, правовых форм организации общественной деятельности, направленной на достижение определенных целей.

Как и граждане, юридические лица обладают определенными нематериальными благами, присущими каждому из них в большей или меньшей степени. Гражданский кодекс РФ (п.7 ст.152) предусматривает возможность юридического лица требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. При этом названное положение распространяет правила данной статьи о защите деловой репутации гражданина на случаи защиты деловой репутации юридического лица, под которой следует признать приобретаемую им общественную оценку о качествах, достоинствах и недостатках, относящихся к его работе и профессиональной деятельности.

Под репутацией обычно подразумевается добрая или дурная слава человека, общее мнение о ком-либо*(1); приобретаемая общественная оценка качеств, достоинств и недостатков кого-либо*(2).

Ранее юридическая литература уделяла недостаточно внимания трактовке понятия деловая репутация, поскольку действовавшие до 90-х годов нормы гражданского законодательства прямо не упоминали о возможной защите подобного блага, хотя некоторые авторы уточняли, что суды при рассмотрении дел об опровержении порочащих честь и достоинство сведений призваны пресекать распространение таких сведений, защищая доброе имя гражданина или положительную репутацию организации*(3).

С момента создания юридического лица все, что так или иначе относится к существованию такового, влияет на формирование его репутации. В силу этого сама репутация, в отличие от таких благ, как честь и достоинство, может иметь не только положительное содержание, но и отрицательно характеризовать ее обладателя. Сведения о юридическом лице, составляющие его репутацию, могут быть достоянием различных лиц, в зависимости от того, насколько информация о нем носила или носит публичный характер и представляет интерес для ознакомления с его деятельностью. так, одни юридические лица у всех "на виду" и "на слуху", деятельность других известна лишь немногим или случайным лицам, о третьих же бывают информированы только государственные органы (иногда иные структуры), занимающиеся их государственной регистрацией, ведущие реестр налогоплательщиков, субъектов иных платежей, учитывающие их в качестве пользователей тепловой и электрической энергии и т. п.

В наиболее общем виде информация об организации может носить открытый и закрытый характер. Репутация формируется главным образом в процессе публичной деятельности организации, вследствие открытого распространения информации о ней, а также благодаря сведениям, скрываемым самой организацией во избежание своей дискредитации или охраняемым ею с использованием режима служебной и коммерческой тайны, но ставшим в силу различных причин известными.

Не всякая информация о юридическом лице может быть по желанию последнего законным образом полностью или частично закрыта для ознакомления с нею третьих лиц. Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" строго определено, что режим коммерческой тайны не распространяется на данные, содержащиеся в ряде документов, и некоторые иные сведения, а именно:

а) деловую информацию, касающуюся учредительных документов (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устава;

б) документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты), а также сведения о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;

в) документы о платежеспособности;

г) сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, о наличии свободных рабочих мест;

д) документы об уплате налогов и обязательных платежей;

е) сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;

ж) сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

В то же время под действие названного постановления не подпадают сведения, относимые в соответствии с международными договорами к коммерческой тайне, а также сведения о деятельности предприятия, которые в соответствии с действующим законодательством составляют государственную тайну*(4).

Из существующих законных форм защиты информации (к числу которых относят патентование, использование норм авторского права, применение правовых норм об обязательствах) только сокрытие информации, составляющей коммерческую тайну, направлено на ограничение полных сведений о жизнедеятельности организации.

Наряду с негативной информацией об организации, огласка которой для последней нежелательна, существуют сведения, умышленно распространяемые и представляющие собой исключительно позитивные, хвалебные отзывы о ней. Как правило, в этом случае речь идет о спланированной рекламной кампании. Реклама представляет собой достаточно популярный и действенный источник формирования деловой репутации юридического лица, поскольку всегда ставит именно такую цель. Но зачастую искусственно созданное представление об организации не соответствует ее объективным качествам и достоинствам. хорошим примером может послужить ситуация с многочисленными "лопнувшими" финансовыми компаниями и коммерческими банками, "положительный" образ которых тщательно создавался всеми средствами массовой информации.

Поскольку, как было сказано, распространяемая об организации информация может быть не только согласованной с ее интересами, но и исходящей из "закрытых" источников, в правовой литературе отмечается, что в интересах самой организации формирование общественной оценки ее деловой репутации и имиджа (места предпринимателя в обществе, его престижа) не должно строиться на желаемом и приукрашенном поведении, так как заинтересованные лица всегда могут выяснить истинное положение дел, например, с помощью сыскных агентств.

В последние годы российская рыночная экономика характеризуется нарастающей деловой активностью многочисленных кредитных организаций. В связи с этим государство, используя законотворческий процесс, обеспечивает формирование объективной общественной оценки в отношении деловой репутации того или иного юридического лица. так, согласно ст.42 Закона РФ "О банках и банковской деятельности", деятельность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок. При этом аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации. Данное заключение направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации, а сама кредитная организация в соответствии со ст. 43 закона "О банках и банковской деятельности" обязана опубликовать в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) в форме и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения его достоверности аудиторской организацией. Аналогичные требования предъявляются и к деятельности страховых организаций (страховщиков), обязанным, согласно ст.29 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", публиковать годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений. Заметим, что обязательность аудиторских (ревизионных) проверок и упомянутых публикаций данных о финансовом положении является общей тенденцией обновленного российского гражданского законодательства, стандартным требованием, предъявляемым к организациям коммерческого характера (ст.88, 92 Закона РФ "Об акционерных обществах").

Источником информации об организации, непосредственно затрагивающей ее деловую репутацию, могут быть и сообщения о ней третьих лиц. Эти данные также могут быть как достоверными, так и ложными. В последнем случае деловой репутации юридического лица, которого она касается, может быть причинен вред.

Практика показывает, что наиболее часто встречается посягательство на деловую репутацию коммерческих организаций путем оглашения (как правило, через средства массовой информации) другими лицами не соответствующих действительности сведений о данной организации. Это может произойти, например, вследствие распространения кем-либо собственной рекламы, так или иначе затрагивающей репутацию данной организации, либо иного проявления конкурентной борьбы. указанные условно самостоятельные виды посягательств на деловую репутацию юридических лиц получили наименования недобросовестной конкуренции и ненадлежащей (недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и иной) рекламы.

Согласно ст.4, 10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), не допускаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут нанести ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов-конкурентов, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Отечественное законодательство фактически отождествляет понятия недобросовестной и незаконной конкуренции, чего нельзя сказать о традициях иностранного права. Например, во Франции от незаконной конкуренции (нарушающей законодательство или установленные правила) отличают фальсификацию (представляющую собой нарушение монополии производства и использования продукции, подделку товарного знака и т. п.), конкуренцию, противоречащую контракту (нарушающую запрет, установленный контрактом), и собственно нечестную конкуренцию (к которой относят дискредитацию, имитацию, дезорганизацию, паразитирование). Если каждый из видов конкуренции сам по себе может быть формой посягательства на принадлежащую организации деловую репутацию, то имитация и паразитирование - это, по сути, использование репутации конкурента с той лишь разницей, что при имитации достигается сходство в оформлении своих товаров с товарами конкурента для привлечения его клиентов, а при паразитировании такое переманивание потребителя происходит при использовании репутации конкурента или затраченных им ранее усилий, но своя продукция за чужую не выдается.

В числе прочего в силу ст.6-9 Закона РФ "О рекламе" недопустимой признается реклама следующего характера:

- дискредитирующая юридические лица, не пользующиеся рекламируемыми товарами;

- содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других юридических или физических лиц, а также высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов;

- включающая не соответствующие действительности сведения в отношении основных характеристик товара и его реализации и др. (недостоверная реклама), порочащая какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность (неэтичная реклама), умышленно вводящая в заблуждение потребителя рекламы (заведомо ложная реклама) и т. д.

Говоря о деловой репутации юридических лиц, нельзя не отметить, что традиционно относящаяся, как и честь и достоинство гражданина, к числу личных нематериальных и неотчуждаемых благ, она вместе с тем имеет присущую только ей особенность. Речь идет об институте коммерческой концессии, при которой деловая репутация по договору может быть передана одной стороной в пользование другой стороне за вознаграждение на определенный срок или бессрочно (ст.1027-1040 ГК РФ), а также о договоре простого товарищества, когда деловая репутация может быть вкладом товарища по указанному договору (ст.1042 ГК РФ). Деловая репутация, по сути, относится к нематериальным активам юридического лица, следовательно, возможна и ее приблизительная денежная оценка. Она практикуется, например, в иностранных государствах при купле-продаже компаний, когда уровень деловой репутации соответствующим образом отражается на рыночной стоимости продаваемого объекта. Деловая репутация относится также к числу факторов, влияющих на курсовую стоимость акций тех или иных акционерных обществ - участников фондового рынка, увеличивая или уменьшая ее размер по сравнению с номинальной стоимостью акций.

Деловая репутация юридического лица - не постоянная величина, она может меняться в ту или иную сторону, поэтому очень важно создать и поддерживать именно положительную, с точки зрения общественной оценки, репутацию. Негативная оценка деятельности юридического лица отражается на его репутации, соответственно умаляя ее. От имеющейся репутации во многом зависит место организации в системе общественных отношений как таковых и ее успешное развитие в дальнейшем. Большое значение для юридического лица имеет право на защиту деловой репутации от посягательств на нее других лиц и восстановление таковой. Правовая защита данного блага организации осуществляется в случае нарушения или причинения вреда именно положительной деловой репутации. Защита имеющейся у организации порочащей ее деловой репутации невозможна.

Право на защиту деловой репутации принадлежит организации на основании ст.152 ГК РФ в случае распространения о ней не соответствующих действительности и порочащих измышлений. При этом заинтересованное лицо имеет право требовать по суду опровержения ложных сообщений, а также право опубликовать свой ответ в средствах массовой информации, опубликовавших сведения, порочащие его деловую репутацию. Аналогичное право организациям предоставлено и ст.43-46 Закона РФ "О средствах массовой информации".

Указанное право юридических лиц на защиту деловой репутации может быть реализовано только в гражданском порядке. уголовно-правовая ответственность за посягательства на описываемое благо юридических лиц в нашей стране не предусмотрена, поскольку потерпевшими, как, впрочем, и подсудимыми, в уголовном деле о клевете или оскорблении являются только граждане. По этому поводу в литературе высказана заслуживающая внимания точка зрения о том, что оскорбление юридического лица может быть оскорблением определенных физических лиц, представляющих данное юридическое лицо*(5).

Процедура обращения за судебной защитой или иной реализацией своего права на защиту деловой репутации юридического лица ничем не отличается от процедуры, предусмотренной для реализации таких же прав гражданами в случаях посягательств на их честь, достоинство или деловую репутацию, если не считать, что при определенных законом условиях обратиться за судебной защитой нарушенного блага организации можно как в суд общей юрисдикции, так и в арбитражный суд. Юридическое лицо вправе само определять необходимость обращения за судебной защитой своего нарушенного права, не прибегая к внесудебным процедурам защиты своей деловой репутации.

В соответствии с п.2 ст.8 Закона РФ "О рекламе" юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке. Статьей 31 того же закона установлено, что истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Каждое юридическое лицо имеет право требовать, чтобы общественная оценка его деятельности отражала истинное положение дел. Ведь деловая репутация сказывается на общественной оценке продуктов (результатов) деятельности организации, будь то оказываемые услуги, выполняемые работы, реализуемые товары и т. п. Необходимость правовой защиты имеющейся положительной деловой репутации в случаях посягательств на нее трудно переоценить.

Деловая репутация юридического лица, в частности, формирует репутацию его товаров на рынке, которая, в свою очередь, согласно ст.20, 21 Закона РФ "О таможенном тарифе", является отличительным признаком при использовании таможенными органами методов оценки по цене сделки с идентичными или однородными товарами, ввозимыми на таможенную территорию РФ.

Восстановление деловой репутации одной организации может иметь место одновременно с наступлением ответственности другой организации за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара. Согласно ст.46 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров" (далее - Закон о товарных знаках), лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименование места происхождения товара или сходное с таким наименованием обозначение, обязано, кроме прочего, по требованию обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, общественной организации или прокурора опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего, тем самым данная правовая норма, как и упоминавшиеся положения Закона о конкуренции, фактически предоставляет юридическим лицам право на защиту деловой репутации и в случаях, не подпадающих под "общий случай" распространения не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию сведений. Эти нормы, по сути, положительно отвечают на вопрос о том, возможна ли защита деловой репутации организации в случае, когда данная одобряемая обществом деловая репутация фактически в том или ином виде незаконно использовалась другой организацией, имеющей положительную репутацию. Вред подобному благу юридического лица в равной мере может быть причинен как в результате огласки прямо порочащих его ложных сведений, так и при самовольном использовании принадлежащих ему материальных и иных прав, оказывающих непосредственное влияние на его деловую репутацию. Но в последнем случае судебная защита должна основываться главным образом на нормах Закона о товарных знаках и Закона о конкуренции и лишь с учетом конкретных обстоятельств со ссылкой на ст. 152 ГК РФ, если имел место именно факт распространения недостоверных и порочащих деловую репутацию юридического лица сведений.

Если в результате распространения не соответствующих действительности, но не порочащих сведений (например, сообщение об особых положительных качествах лица, которое на самом деле ими не обладает) гражданско-правовая ответственность не наступает, то уголовное преследование при указанных обстоятельствах возможно. так, уголовная ответственность, согласно ст.176 УК РФ, предусмотрена в случае получения индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб.

За судебной защитой деловой репутации юридическое лицо может обратиться в суд общей юрисдикции, арбитражный суд или третейский суд в случаях, установленных законом, международным договором или определенных договором сторон, потенциальных истцов и ответчиков*(6).

Защита деловой репутации организации осуществляется также в административном порядке. Примером тому может служить полномочие, данное федеральному антимонопольному органу (его территориальному органу) и закрепленное в ст.29 Закона РФ "О рекламе". В случае установления факта нарушения законодательства Российской федерации о рекламе (например, распространение рекламы, порочащей деловую репутацию юридического лица-конкурента) нарушитель по решению названного органа обязан осуществить контррекламу в срок, установленный этим органом, в полном объеме за свой счет с помощью того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Применение данного способа защиты не лишает заинтересованное юридическое лицо права в общем порядке предъявить в суд иск о защите своей деловой репутации, если предыдущих мер оказалось недостаточно.

Защищая свое нарушенное право в судебном порядке, организация обязана доказать факт распространения о ней ложных сведений, факт причинения убытков и размер таковых. Бремя доказывания остальных обстоятельств полностью ложится на ответчика.


Ю.Г. Иваненко,

кандидат юрид. наук,

судья Омского областного суда


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. т. 3. С. 1679.

*(2) Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 676.

*(3) См.: Трубников П.Я. Защита гражданских прав в суде. М., 1990. С. 193.

*(4) О сведениях, которые не составляют коммерческой тайны, см.: Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188; федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ, указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н.

*(5) См.: Советское уголовное право: Особенная часть / Отв. ред. Б.С. Утевский. М., 1958. С. 174; Курс советского уголовного права: Часть Особенная: В 6 т. / Под ред. А.А. Пионтковского, Н.С. Ромашкина, В.М. Чхиквадзе. М., 1971. т. V.С. 192.

*(6) До 3 июня 2000 г. защита деловой репутации могла осуществляться и Судебной палатой по информационным спорам при Президенте РФ (ныне ликвидированной).




Деловая репутация юридических лиц и ее правовая защита


Автор


Ю.Г. Иваненко - кандидат юрид. наук, судья Омского областного суда


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 10


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.