Стороны учредительного договора о создании
хозяйственных товариществ и обществ
Договор об учреждении хозяйственных товариществ и обществ (учредительный договор) относится к категории договоров о совместной деятельности. На него распространяются (за некоторым исключением) общие нормы гражданского законодательства о сделках, в частности, требования, предъявляемые к участникам договора.
учредителями (участниками) хозяйственных товариществ и обществ могут быть физические и юридические лица, а также государственные органы и органы местного самоуправления в случаях, установленных законом (п.4 ст.66 ГК РФ).
На наш взгляд, следует разграничивать понятия "учредитель", "учредитель-участник" и "участник" хозяйственного товарищества или общества.
Сторонами учредительного договора о создании юридического лица являются учредители данной организации. С момента государственной регистрации юридического лица учредительный договор прекращает свое действие вследствие исполнения, а его стороны (учредители) приобретают статус участников вновь созданной организации. Однако их статус несколько отличается от положения участников, не выступавших в качестве учредителей. так, участники-учредители являются субъектами ответственности по обязательствам, возникшим в связи с созданием юридического лица и не исполненным на момент его государственной регистрации; на них распространяются и другие ограничения, предусмотренные законодательством, например, учредители банка не могут выходить из состава его участников в течение первых трех лет со дня его регистрации (ст.11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
Физическим лицом-учредителем хозяйственного товарищества или общества может быть как гражданин РФ, так и иностранный гражданин либо лицо без гражданства, являющиеся полностью дееспособными.
В литературе высказывалось мнение о том, что "несовершеннолетние граждане и лица, ограниченные в дееспособности в установленном законом порядке, ни лично, ни через представителя не могут быть участниками учредительного договора"*(1). Однако действующее гражданское законодательство не запрещает лицам, достигшим возраста 14 лет или ограниченным судом в дееспособности (ст.26, 30 ГК РФ), выступать в качестве стороны учредительного договора с согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей, попечителей).
Более того, по нашему мнению, от имени несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет - малолетнего, или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, при наличии у них своего имущества (например, полученного в порядке наследования или по безвозмездным сделкам (дарение)) вправе выступать учредителями хозяйственных обществ и товариществ их законные представители (родители, усыновители, опекуны), если посчитают участие в учредительном договоре наилучшим способом распоряжения имуществом подопечного. Дополнительной гарантией интересов подопечного в данном случае является необходимость получения опекуном либо попечителем предварительного согласия органов опеки и попечительства на совершение любых сделок, связанных с уменьшением имущества подопечного. Заключение же учредительного договора всегда влечет за собой некоторое уменьшение имущества учредителя, поскольку основной обязанностью учредителя является оплата уставного капитала создаваемой организации.
В силу своего должностного положения государственные служащие не вправе заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц*(2). Деятельность же по учреждению коммерческих юридических лиц, к которым относятся хозяйственные товарищества и общества, на наш взгляд, следует рассматривать как предпринимательскую, т. е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли (ст.2 ГК РФ). Извлечение прибыли и распределение ее между участниками является основной целью коммерческой организации. таким образом, государственные служащие не могут быть учредителями хозяйственных товариществ и обществ.
Физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, не могут выступать учредителями-участниками (применительно к данному виду юридического лица понятия учредителя и участника совпадают) полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере.
Если учредителями становятся иностранные инвесторы (иностранное физическое либо юридическое лицо, лицо без гражданства), требуются дополнительные гарантии исполнения ими основной обязанности учредителя - оплатить уставный капитал создаваемого юридического лица. Поэтому законодательством России предусмотрен особый порядок создания таких хозяйственных обществ и товариществ. В основном эти требования сводятся к предоставлению документов о платежеспособности иностранного инвестора, выданных обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык), заключений соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях и проч.*(3)
Для юридических лиц возможность образовывать общества и товарищества зависит от объема правоспособности, которая может быть ограничена учредительными документами либо законодательством, и от правомочий по распоряжению принадлежащим им имуществом. В силу этого, в частности, не могут выступать учредителями хозяйственных обществ и товариществ юридические лица, не являющиеся собственниками своего имущества, без согласия собственника. К данной категории относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, учреждения.
Однако отдельным видам учреждений такое право предоставлено законом. Например, в 1992 г. было предусмотрено право государственных учреждений культуры и образовательных учреждений "участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью"*(4). Данное исключение предусмотрено в настоящее время и п.4 ст.66 ГК РФ: "финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом" (выделено мной. - Е. Щ.).
Возникает вопрос: какое имущество учреждение может вносить в качестве вклада в уставной капитал учреждаемого юридического лица? В соответствии с п.1 ст.298 ГК РФ оно не вправе даже с согласия собственника отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество собственника, а также имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему по смете. Эта часть имущества находится у учреждения на праве оперативного управления. Другая часть имущества, приобретенная учреждением в результате осуществления приносящей доходы деятельности и учитываемая на отдельном балансе, находится на особом вещном праве, прямо не названном законодателем. Однако, как справедливо отмечает профессор Е.А. Суханов, характер этого права не оставляет сомнений в том, что оно является правом хозяйственного ведения*(5). таким образом, учреждение может самостоятельно, без согласия собственника, распоряжаться движимым имуществом, в том числе и вносить его в учредительный капитал хозяйственных товариществ и обществ (ст.295 ГК РФ). С мнением авторов, считающих, что "учреждение в любом случае может участвовать в создании и быть акционером общества лишь с согласия финансирующего его собственника"*(6), согласиться нельзя.
Казенные предприятия в любом случае могут участвовать в учредительном договоре только с согласия собственника их имущества.
Государственным и муниципальным унитарным предприятиям, которым их имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, закон разрешает вносить в качестве вклада в уставный или складочный капитал обществ и товариществ лишь движимое имущество, распоряжение же недвижимым имуществом возможно только с согласия собственника в лице соответствующего государственного комитета по управлению имуществом. На возникающие в этой связи отношения не распространяются нормы законодательства о приватизации*(7).
Наибольшие проблемы на практике возникают при определении правового положения государственных органов и органов местного самоуправления как учредителей коммерческих юридических лиц. По общему правилу, сформулированному в п.4 ст.66 ГК РФ, они не могут выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Более того, ранее, согласно действовавшему до принятия Гражданского кодекса РФ 1994 г. законодательству, не было ясности в вопросе о том, какие государственные и муниципальные органы вправе принимать участие в создании коммерческих структур вне приватизационных процессов. Данные органы при учреждении юридических лиц выступали от своего имени, а не от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.
Неоднозначно определяло законодательство и правовой режим вкладов учредителей в уставный капитал учреждаемых субъектов хозяйствования. так, в период с 1991 по 1995 г., с одной стороны, Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности" закреплял, что имущество юридических лиц принадлежало их участникам на праве общей долевой собственности. С другой стороны, юридические лица признавались собственниками этого же имущества, включающего и вклады учредителей (ст.14 Закона РСФСР от 14 июля 1990 г. "О собственности на территории РСФСР", ст.11 Основ гражданского законодательства).
В соответствии с действующим в настоящее время законодательством права акционеров (в акционерных обществах) по вкладам государства и муниципальных образований осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом или иные уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления (ст.94 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Согласно п.4 ст.7 этого же закона, общества, учредителями которых являются государственные органы и муниципальные образования (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации), могут быть только открытыми.
В указе Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" это положение получило дальнейшую конкретизацию. Закреплено, что открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной и муниципальной собственности, не могут быть преобразованы в юридическое лицо иной организационно-правовой формы или участвовать в реорганизации, приводящей к созданию такого юридического лица. Это требование законодателя вызвано, по нашему мнению, необходимостью обеспечить интересы государства и предотвратить возможность его отстранения от управления данным юридическим лицом.
Возникают трудности и при определении круга органов государственной власти - учредителей юридических лиц. Не могут быть учредителями коммерческих юридических лиц:
а) федеральные органы исполнительной власти, входящие в состав Правительства России: министерства, комитеты, ведомства;
б) государственные органы, осуществляющие функции контроля и управления и образующие единую федеральную систему, например, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее региональные отделения*(8), федеральная служба налоговой полиции и подчиненные ей службы в субъектах Российской Федерации.
От имени государства и органов местного самоуправления при учреждении хозяйственных обществ и товариществ выступают федеральный орган по управлению государственным имуществом и органы по управлению государственным имуществом субъектов Федерации*(9). В настоящее время таким органом является Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, преобразованный сначала указом Президента РФ от 30 сентября 1997 г. N 1190 в Министерство государственного имущества РФ, а затем в Министерство имущественных отношений РФ*(10).
Права и обязанности учредителей определяются основной целью их деятельности (получение в будущем прибыли, заработанной учрежденным ими юридическим лицом), направленной на создание юридического лица. Процесс организации хозяйственных товариществ и обществ требует определенных затрат: необходимо оплатить услуги юриста, разработавшего учредительные документы, работу оценщика в случае необходимости проведения независимой оценки вкладов в виде имущества, внести государственные пошлины и сборы и проч. По данным обязательствам учредители несут солидарную ответственность. Если договор (или иное обязательство), заключенный одним из учредителей, не связан с созданием общества, то ответственность за его исполнение несет непосредственно учредитель, заключивший этот договор. Обязательства, взятые на себя учредителями в период и по поводу создания юридического лица, и ответственность по ним не переходят к вновь созданному юридическому лицу после его государственной регистрации.
Основной обязанностью учредителей является оплата уставного капитала учреждаемого юридического лица. Он составляет сумму не менее 1000-кратного размера минимальной оплаты труда для открытого акционерного общества и для обществ с участием иностранных инвесторов и 100-кратного размера минимальной оплаты труда для закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и товариществ. Норматив минимального размера уставного капитала банков и иных кредитных организаций устанавливается Банком России в зависимости от их вида.
требование закона об определении минимального размера уставного капитала товариществ представляется неразумным и препятствующим развитию данной организационно-правовой формы юридического лица. Основная функция уставного капитала - определить минимальный размер имущества, гарантирующий интересы кредиторов организации. участники товарищества несут солидарно субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, т. е. в данном случае закон предусматривает неограниченную ответственность учредителей. Поэтому требование о величине уставного капитала является излишним.
При учреждении хозяйственных обществ и товариществ учредители вправе привлекать как собственные, так и заемные средства, за исключением кредитных организаций, при создании которых "не могут быть использованы привлеченные денежные средства" (ст.11 закона "О банках и банковской деятельности").
Е.М.Щукина
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Козлова Н.В. Учредительный договор о создании коммерческих обществ и товариществ. М., 1994.
*(2) См.: Федеральный закон РФ от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Ст. 11 // Российская газета. 1995. 3 августа.
*(3) См.: Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР". Ст. 1; гл. 3.
*(4) Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". Ст. 47 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30.
*(5) См.: Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., 1999. С. 331.
*(6) См., напр.: Шапкина Г. Учредители АО // Право и экономика. 1998. N 1.
*(7) Федеральный закон от 24 июня 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". Ст. 3 // СЗ РФ. N 30. 1997. Ст. 3595.
*(8) О ее статусе см.: ст.40-47 Федерального закона от 20 марта 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // Российская газета. 1996. 25 апреля.
*(9) См.: Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". Ст. 7, 8.
*(10) См.: Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2000. 20 мая.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стороны учредительного договора о создании хозяйственных товариществ и обществ
Автор
Е.М.Щукина
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 10