Проблемы совершенствования российского акционерного законодательства (С. И. Носов, "Законодательство", N 10, октябрь 2000 г.)

Проблемы совершенствования российского акционерного законодательства


2 июня 2000 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"" (далее - Закон от 2 июня). 7 июня 2000 г. этот акт был отклонен Советом Федерации и направлен в Государственную Думу, которой предложено образовать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

В ходе подготовки законопроекта от различных субъектов законодательной инициативы поступило свыше 400 поправок. Около 300 из них были учтены.

Вопрос о том, какие цели ставили перед собой законодатели, о каких изменениях и дополнениях идет речь и чем обусловлена необходимость их внесения, представляет интерес и с теоретической, и с практической точек зрения. На наш взгляд, корректировка Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) обусловлена как минимум тремя причинами.

Первая из них состоит в несоответствии отдельных положений Закона об АО нормам Гражданского кодекса РФ*(1). Эти положения касаются регламентации таких вопросов, как ответственность основных обществ по долгам дочерних фирм, преимущественное право акционеров закрытого акционерного общества на приобретение акций, компетенция общего собрания акционеров и совета директоров, создание филиалов и представительств и др.

Вторая причина не менее весома: необходимо обеспечить единство законодательного регулирования, для чего следует привести положения Закона об АО в соответствие с положениями других Федеральных законов, принятых позднее: "О рынке ценных бумаг" (от 22 апреля 1996 г.), "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (от 21 июля 1997 г.), "Об обществах с ограниченной ответственностью" (от 8 февраля 1998 г.). Очевидно, что несогласованность ряда требований перечисленных актов не способствует их эффективному применению.

В частности, некоторые положения закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Закона об АО аналогичны, однако формулировки первого акта в ряде случаев более удачны. И чтобы исключить возможность различного толкования, следует устранить редакционные различия, причем изменению, разумеется, подлежит законодательный акт, содержащий менее удачный вариант.

К числу положений Закона об АО, которые предложено отредактировать в указанных целях, относятся положения следующих статей: ст.15 (в части регламентации порядка и сроков уведомления кредиторов акционерными обществами в случае их реорганизации, а также особенностей государственной регистрации обществ, созданных в результате реорганизации); ст.29 (в части введения обязанности общества в предусмотренных законом случаях уменьшить свой уставный капитал); ст.30 (в отношении порядка уведомления кредиторов об уменьшении размера уставного капитала); ст.34 (в отношении порядка денежной оценки имущества, вносимого в оплату акций. В частности, при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества было бы обоснованным приглашение независимого оценщика).

С принятием Федерального закона "О рынке ценных бумаг" также возникла необходимость доработать Закон об АО: исключить ненужное дублирование, уточнить редакцию, а также устранить ряд противоречивых положений, регулирующих вопросы выпуска и обращения ценных бумаг. Именно этим обстоятельством объясняется подготовка и принятие Государственной Думой РФ поправок к ст.16-19 Закона об АО, определяющим и конкретизирующим юридическую судьбу акций в случае слияния, присоединения, разделения, выделения акционерного общества.

третья причина связана с практикой применения Закона об АО, которая выявила многочисленные недоработки законодателя, требовавшие устранения.

Рассмотрим наиболее важные изменения, которые вносятся в Закон об АО Законом от 2 июня.

Ряд поправок направлен на защиту интересов кредиторов акционерного общества.

В частности, уточнен порядок оплаты акций при учреждении общества. В настоящее время законодательством предусмотрено, что не менее 50% уставного капитала должно быть оплачено до государственной регистрации общества. На практике это правило вызывает много вопросов о том, каким образом можно оплатить уставный капитал еще не существующего общества. Закон от 2 июня предусматривает, что оплата акций учредителями осуществляется только после государственной регистрации общества. При этом 50% акций должны быть оплачены в течение трех месяцев после указанной регистрации. Однако до оплаты половины своего уставного капитала общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества. ужесточено также правило об оплате дополнительных акций - Закон от 2 июня предусматривает, что при размещении они должны быть оплачены полностью (п.1 ст.34). Кроме того, Закон от 2 июня требует обязательно привлекать независимого оценщика во всех случаях оплаты акций неденежными средствами и при выкупе акций по требованию акционера (ст.34, 75, и 77,).

Эти поправки ставят препятствия для возникновения "дутых" капиталов обществ и создают реальную основу для возмещения убытков кредиторов. Тем самым степень защиты интересов последних повышается.

также Закон от 2 июня устанавливает порядок реализации преимущественного права покупки акций акционерами закрытых акционерных обществ (п.3 ст.7). Отсутствие такого порядка в действующем законе весьма затрудняло осуществление названного права.

Некоторые изменения призваны защитить интересы акционеров при реорганизации акционерных обществ.

так, Закон от 2 июня предусматривает, что при разделении или выделении общества акционеры, голосовавшие против такой реорганизации или не участвовавшие в голосовании, должны получить акции, предоставляющие те же права, что и акции, которые им принадлежали в разделяемом обществе или обществе, из которого осуществляется выделение, в количестве, пропорциональном количеству таких акций (ст.18, 19). По сути, эти меры направлены на защиту мелких акционеров. Не секрет, что на практике в ходе реорганизации нередко создавались общества, в которые переводились все долги, и параллельно осуществлялось "выдавливание" мелких акционеров.

Широко распространенным на практике злоупотреблением является "размывание" долей акционеров. Оно заключается в размещении дополнительных акций общества среди ограниченного круга акционеров или директоров общества по заниженным ценам. Наиболее эффективным средством защиты интересов акционеров является преимущественное право приобретения дополнительных акций. Однако действующий закон предусматривает, что такое право осуществляется, только если оно предусмотрено уставом общества, только при открытой подписке и только при оплате деньгами. Кроме того, действующий закон дает возможность отказаться от преимущественного права по решению общего собрания акционеров. На практике уставы лишь немногих обществ предусматривают преимущественное право, а если и предусматривают, то крупный акционер всегда имеет возможность принять решение об отказе от него.

Закон от 2 июня устанавливает преимущественное право акционеров на приобретение акций при их размещении посредством как открытой, так и закрытой подписки. такое право не может быть отменено. Кроме того, согласно внесенным изменениям, если акции должны оплачиваться неденежными средствами, то акционеры, осуществляющие преимущественное право, могут по своему усмотрению оплатить их деньгами. Ту же цель преследует и положение Закона от 2 июня о том, что решение о закрытой подписке, а также о размещении более 25% акций общества может приниматься только общим собранием акционеров квалифицированным большинством голосов (ст.39-41). Все эти поправки дают акционерам реальную возможность сохранить принадлежащую им долю в уставном капитале общества и защитить свои интересы при размещении дополнительных акций.

Закон от 2 июня устанавливает возможность и определяет правила увеличения уставного капитала общества путем капитализации.

Отсутствие в действующем законе возможности капитализации как способа увеличения уставного капитала создавало немало проблем на практике. В интересах акционеров Закон от 2 июня предусматривает, что если капитализация осуществляется путем размещения дополнительных акций, то такие акции должны получить все акционеры общества. Причем акции, которые распределяются акционерам, должны предоставлять те же права, что и акции, которые им уже принадлежат (п.5 ст.28). Эта поправка исключает возможность использования еще одного способа "размывания", когда дополнительные акции при капитализации получают лишь отдельные акционеры.

Предполагается изменить порядок выплаты дивидендов общества. Выплата дивидендов может проводиться ежегодно - по результатам деятельности общества за истекший финансовый год. установлен срок, по истечении которого акционеры вправе требовать в судебном порядке выплаты объявленных, но не выплаченных дивидендов.

Закон от 2 июня определяет порядок внесения изменений в устав общества, затрагивающих права владельцев акций.

Действующая редакция закона не дает акционерам - владельцам привилегированных акций возможности препятствовать изменению прав по их акциям. Чтобы защитить их интересы, Закон от 2 июня предусматривает, что подобные поправки можно будет внести только с согласия квалифицированного большинства всех акционеров - владельцев этих акций. По тем же причинам Закон от 2 июня устанавливает и особые правила для конвертации. На практике нередки случаи конвертации акций в акции с худшими правами (без согласия акционеров). теперь конвертация акций может быть осуществлена только в том случае, если это было предусмотрено уставом общества до их размещения. Кроме того, запрещено изменять положения устава о конвертации акций после их размещения (ст.31 и 32).

Ряд поправок затрагивает положения закона, регулирующие управление акционерным обществом.

К их числу можно отнести уточнение правил проведения общих собраний акционеров. Существенным недостатком действующего закона является неясность порядка проведения заочного голосования. Он ограничивается лишь несколькими положениями на этот счет, что создает основу для злоупотреблений при проведении заочного голосования. Поправки уточняют порядок проведения заочного голосования и так называемого "смешанного" общества собрания, когда общество обязано направлять бюллетени для голосования акционерам.

уточнены и полномочия счетной комиссии. Именно этот орган, выбранный акционерами, а не комиссии, создаваемые генеральным директором, должны проверять полномочия акционеров и их представителей, пришедших на общее собрание акционеров (ст.56). Определены случаи, когда общество должно или может передать полномочия счетной комиссии регистратору. Это сделает невозможным срыв общих собраний акционеров, когда члены счетной комиссии не явились на собрание акционеров.

Изменения затронули порядок распространения информации о проведении общих собраний и направления бюллетеней для голосования. В Законе от 2 июня они четко определены (ст.54 и 60).

Закон от 2 июня предусматривает срок, в течение которого должно быть проведено внеочередное общее собрание акционеров, созываемое по требованию акционеров и других органов. Отсутствие такого срока в настоящее время позволяет совету директоров, не отказывая в проведении общего собрания, не созывать его в течение длительного периода. В тех случаях, когда совет директоров уклоняется от созыва общего собрания, закон предоставляет акционерам и иным требующим его созыва органам все необходимые для этого полномочия. Если совет директоров уклоняется от созыва годового общего собрания акционеров по истечении 6 месяцев после окончания финансового года, то его полномочия прекращаются за исключением полномочий по созыву и подготовке собрания акционеров.

Появилась возможность приостановить полномочия исполнительных органов общества по решению совета директоров. Одновременно последний должен создать временные исполнительные органы и созвать общее собрание акционеров для избрания новых исполнительных органов. такое нововведение Закона от 2 июня позволяет оперативно реагировать на злоупотребления со стороны исполнительных органов и принимать меры для их прекращения (ст. 69).

Предполагается изменить порядок консолидации обществом акций. На практике некоторые акционерные общества использовали механизм консолидации акций для выдавливания из общества мелких акционеров, у которых принадлежащие им пакеты акций превращались в дробную акцию. В соответствии с Законом от 2 июня консолидация акций невозможна, если в ее результате могут образоваться дробные акции (ст.74).

Вносятся изменения и в порядок совершения обществом крупных и заинтересованных сделок. Акционерным обществам предоставляется возможность самим устанавливать случаи, когда сделки считаются крупными и, следовательно, требуют особого порядка их совершения. такие случаи должны быть определены в уставе общества. Несколько ужесточены правила одобрения заинтересованных сделок (ст.78, 79, 80 и 81).

В целом следует отметить, что разработчиками проведена скрупулезная и основательная работа, им удалось усовершенствовать многие положения Закона об АО. Однако утверждать, что данный акт доведен до уровня, отвечающего требованиям времени, пока преждевременно. В частности, к сожалению, в Законе от 2 июня не нашло отражение предложение, касающееся внесения дополнений в ст.1 Закона об АО об особенностях создания и правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий). С учетом того обстоятельства, что упомянутая статья определяет особенности создания и правового положения других групп акционерных обществ (а именно акционерных обществ, созданных в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности; на базе реорганизованных сельскохозяйственных предприятий; при приватизации государственных и муниципальных предприятий), невнесение в нее положения, касающегося акционерных обществ работников, представляется нелогичным. Остаются неурегулированными вопросы осуществления преимущественного права акционеров закрытого акционерного общества при заключении акционерами договора мены акций (ст.7 Закона об АО). также не до конца урегулированы вопросы об ответственности вновь возникших юридических лиц перед кредиторами в случае реорганизации акционерного общества в виде разделения и выделения, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника, и некоторые другие.

Вместе с тем со всей определенностью следует подчеркнуть, что Закон от 2 июня повышает защищенность акционеров, особенно владеющих небольшим количеством акций, вводит дополнительные меры против злоупотреблений со стороны должностных лиц и отдельных акционеров общества и, хочется надеяться, будет способствовать повышению активности акционерных обществ в нашей стране.


С.И. Носов,

кандидат юрид. наук


-------------------------------------------------------------------------

*(1) См. подробнее: Шапкина Г.С. Арбитражно-судебная практика применения Федерального закона "Об акционерных обществах" // Правовые нормы о предпринимательстве. Вып. 3. М., 1997. С. 12-13; Голубов Г.Д. Соотношение положений Гражданского кодекса и закона об акционерных обществах // Гражданский кодекс России: Проблемы. теория. Практика. М., 1998. С. 167-175.




Проблемы совершенствования российского акционерного законодательства


Автор


С.И. Носов - кандидат юрид. наук


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 10



Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.