Комментарий к письму МНС РФ от 11 мая 2000 г. N ВГ-6-02/361 (А.И.Сотов, "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 13, июль 2000 г.)

Комментарий к письму МНС РФ от 11 мая 2000 г. N ВГ-6-02/361
"О порядке налогообложения организаций, размещающих
переодические издания в сети Интернет"


Если можно утверждать, что компьютеры изменили жизнь человечества, то появление всемирной "паутины" (world wide web), называемой Интернетом, изменило жизнь компьютеров. Компьютеры перестали быть счетными устройствами, игровыми автоматами и превратились в средство интенсивного информационного обмена. Известно, что информация является весьма ходким товаром, и Интернет стал притягательным объектом коммерции. Трудно перечислить все способы извлечения денег из сети. Тут и размещение рекламы, и магазины электронной торговли, и создание собственных web-страничек, и прочее, и прочее, и прочее.

Поскольку речь зашла о деньгах, налоговые органы наконец-то сочли Интернет объектом, достойным внимания. 11 мая 2000 г. было издано письмо МНС России N ВГ-6-02/361@ "О порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет". Как видно из названия, Письмо посвящено довольно узкому вопросу, но можно предположить, что это только проба пера в весьма специфической области.

В Интернете функционирует множество электронных газет, есть сайты, посвященные вопросам истории, политики, искусства и т.д. Информация на этих сайтах (печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) предназначается для неограниченного круга лиц и периодически обновляется. Тот факт, что на некоторые сайты доступ предоставляется только за плату, не должен смущать. Ведь и обычные (не электронные) газеты достаются нам за деньги.

Значит, в соответствии со ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" информация, размещенная в Интернете для всех, должна признаваться массовой, а сами сайты, где она расположена, - средствами массовой информации со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями.

Последствия указаны в п.6 ст.6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и подп."э" п.1 ст.5 Закона РСФСР от 6 декабря 1991 г. N 1992-I "О налоге на добавленную стоимость". Дело в том, что прибыль, полученная редакциями, издательствами, информационными агентствами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождается от обложения в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Не облагается также прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами от других видов деятельности и направленная ими на финансирование капитальных вложений по основному профилю деятельности. Что касается НДС, то от обложения этим налогом освобождаются обороты по реализации продукции средств массовой информации.

Таким образом, организации, владеющие информационными сайтами в Интернете, имеют право на существенные налоговые льготы. Именно это обстоятельство побудило МНС России обратить внимание на пользователей "паутины". В комментируемом Письме право на льготы не отрицалось, однако не был обойден вниманием и тот факт, что согласно ст.8 Закона о средствах массовой информации редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, а само средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Как предусмотрено ст.24 этого Закона, продолжают авторы Письма, правила, установленные для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных. Отсюда следует вывод: чтобы размещать информационные сообщения в Интернете, да еще пользоваться льготами, нужно зарегистрироваться в качестве средства массовой информации. Правда, в Письме оговаривается, что для тех, кто печатается в Интернете, регистрация необязательна, но в таком случае и на льготы нельзя рассчитывать.

Казалось бы, все просто, но эта простота кажущаяся. Прежде всего дело в регистрации. Часто электронные газеты являются "побочными детьми" газет обыкновенных, например, свой информационный сайт имеет "Независимая газета". Здесь действительно не возникает проблем, поскольку это издание уже зарегистрировано. А как быть тем, кто хочет работать только в Интернете?

В соответствии со ст.8 Закона о средствах массовой информации заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких регионов, подается учредителем в Министерство печати и информации Российской Федерации. Поскольку доступ к сайтам возможен из любой точки земного шара и в этом их несомненное преимущество, хозяева этих сайтов (если они хотят получить льготу) могут зарегистрироваться только в центре. При этом не имеет значения, объявят ли себя хозяева сайтов редакцией или информационным агентством. Информационным агентствам даже хуже, поскольку согласно ст.23 Закона о средствах массовой информации на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

Следующий вопрос: что считать реализацией продукции средств массовой информации, которая не облагается НДС и прибыль от которой тоже имеет налоговую индульгенцию? Как сказано в ст.2 Закона о средствах массовой информации, под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. СМИ в Интернете тиража не имеют: информация, размещенная на сайте, одна для всех. Скорее речь должна идти о выпусках. Но можно ли сказать, что эти выпуски реализуются?

Согласно п.1 ст.39 НК РФ реализацией признается:

передача на возмездной основе права собственности на товары;

передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица;

возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Что же реализуют СМИ в Интернете? Товаром или результатом выполненных работ их продукцию назвать нельзя, ибо она нематериальна, значит, речь идет о возмездном оказании услуг? С этим легче согласиться. В соответствии с п.5 ст.38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Владельцы сайтов оказывают своим пользователям те же услуги, что и информационные агентства: из этих сайтов можно узнать новости о политике, экономике и почерпнуть прочие сведения. Мы потребляем информацию, когда воспринимаем ее, значит, в этот же момент нам ее предоставляют. Таким образом, СМИ в Интернете с точки зрения налогового законодательства реализуют свою продукцию путем оказания информационных услуг.

Что касается возмездности, то это условие обеспечивается в тех случаях, когда за доступ к информационным ресурсам, размещенным на определенном сайте, с пользователей Интернета взимается плата. Из изложенного следует, что эта плата не облагается НДС. Освобождается от обложения и прибыль, получаемая владельцами сайтов в виде платы как от пользователей, так и от рекламодателей. Это подтверждено в Письме Госналогслужбы России от 21 марта 1996 г. N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции". Только нужно, чтобы объем рекламы в выпуске не превышал 40% объема всего выпуска, иначе сайт будет признан СМИ рекламного характера (ст.12 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе"). Недопустимо также, чтобы на сайте "систематически эксплуатировался интерес к сексу", что согласно ст.37 Закона о средствах массовой информации является признаком СМИ эротического характера. Для случая реализации продукции СМИ рекламного и эротического характера, как напоминают авторы Письма, налоговые льготы не предусмотрены.

Есть в налогообложении СМИ в Интернете еще один аспект. Сайт существует не сам по себе, он существует и поддерживается в специальном компьютере - сервере. За пользование сервером владельцы сайта тоже вносят плату. Возникает вопрос: как должна облагаться эта плата у хозяев сервера? Роль сервера двоякая. Если проводить аналогию с печатными изданиями, то сервер является одновременно и издателем, и распространителем. Аналогия с печатными изданиями не случайна, ибо предусмотренные для них правила, напомним еще раз, распространены ст.24 Закона о средствах массовой информации на тексты, созданные и хранящиеся в памяти компьютера.

Издатель согласно ст.2 названного Закона обеспечивает материально-техническую сторону производства продукции СМИ. Действительно, именно на сервере информационные ресурсы обретают электронную плоть, их можно увидеть и прочитать. Распространением же признается продажа (подписка, доставка, раздача) продукции СМИ. Если взглянуть на вещи шире и истолковать распространение как доведение продукции СМИ до потребителей (так толкуется, например, распространение рекламы), то владельцы сервера занимаются и этим. Информационные ресурсы находятся у них, и они делают все, чтобы каждый человек, имеющий компьютер, мог ознакомиться с этими ресурсами. Похожую функцию выполняют всем известные киоски "Роспечати".

Таким образом, владельцы серверов имеют все основания не включать в свою облагаемую прибыль платежи, полученные за размещение информационных сайтов. При этом, конечно, им нужно следить, чтобы эти сайты не приобрели рекламного или эротического характера. Вопрос с НДС сложнее. Хотя в комментируемом Письме говорится о том, что размещение в сети Интернет продукции средств массовой информации нерекламного и неэротического характера освобождается от обложения данным налогом, авторы Письма, вероятно, не до конца разобрались в сути вопроса. Закон о налоге на добавленную стоимость (подп."э" п.1 ст.5) предоставляет льготу только для реализации продукции СМИ. Реализацией и занимаются владельцы сайтов. Что касается серверов, то их деятельность, как говорилось выше, ближе к издательской и распространительской, а на нее льгота не распространяется.

Итак, уже сейчас понятно, какой сюрприз может преподнести законодателям бурный рост информационных технологий. Развитие техники в очередной раз опередило законодательную базу, поставив всех перед необходимостью применять старые нормы и правила к совершенно новым явлениям. Однако вливать новое вино в старые мехи - дело неблагодарное. Поэтому принятие специального закона об Интернете, о котором поговаривают последнее время, следует рассматривать не как лобби хакеров, а как одну из весьма актуальных проблем, решать которую придется в ближайшем будущем.


А.И.Сотов,

аудиторско-консультационная фирма "ФБК"


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.