Исчисление и уплата НДС малыми предприятиями
с 1 января 2001 г.
Федеральный закон от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ вводит в действие с 1 января 2001 г. вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации. НК РФ вносит изменения, в частности, в порядок исчисления и учета налога на добавленную стоимость для малого бизнеса.
Изменения прежде всего коснулись перечня налогоплательщиков. Появилась новая группа плательщиков - индивидуальные предприниматели. На самом деле эта группа не такая уж и новая. До 1 января 1994 г. индивидуальные предприниматели входили в перечень налогоплательщиков, но с некоторыми ограничениями. Чтобы стать налогоплательщиком, индивидуальный предприниматель должен был иметь выручку от реализации товаров, работ и услуг, превышающую в 1992 г. 100 тыс. руб., в 1993 г. - 500 тыс. руб.
Включение индивидуальных предпринимателей в разряд налогоплательщиков имеет и положительные, и отрицательные стороны. Сначала скажем об отрицательных: уплата НДС индивидуальными предпринимателями приведет к усложнению учета (выписка счетов-фактур, ведение журналов регистрации счетов-фактур, книг покупок и продаж) и добавит сложностей из-за того, что предприниматели будут теперь отчитываться не только по подоходному налогу и налогу с продаж, но и по НДС, а следовательно, увеличится нагрузка на налоговые органы. Да и количество налогоплательщиков вряд ли существенно увеличится. Ведь многие предприниматели работают по упрощенной системе налогообложения или перешли на уплату единого налога на вмененный доход. Это означает, что НДС они платить не будут.
К положительным же факторам можно отнести то, что предприниматели теперь находятся в равных условиях с предприятиями. Были случаи, когда предприятия отказывались приобретать более дешевую продукцию (благодаря отсутствию НДС) у индивидуальных предпринимателей из-за того, что не могли зачесть НДС. Сейчас эта проблема, казалось бы, устранена. Почему казалось бы? У нас не так уж много индивидуальных предпринимателей, имеющих выручку, превышающую предел, ниже которого они получают освобождение от уплаты НДС.
В соответствии со ст. 145 главы 21 НК РФ от обязанностей налогоплательщика помимо индивидуальных предпринимателей могут быть освобождены организации.
Условия освобождения:
1) налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов без учета НДС и налога с продаж не превышает 1 млн руб.;
2) плательщик НДС, претендующий на освобождение, не является плательщиком акцизов;
3) в налоговый орган по месту учета претендент должен представить заявление и сведения, подтверждающие право на освобождение, до 20-го числа того налогового периода, начиная с которого он претендует на освобождение.
Налоговый период - календарный месяц.
Срок освобождения - 12 последовательных налоговых периодов.
Налоговая база - рассчитывается по следующим объектам налогообложения:
реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации;
передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организации;
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Результат освобождения: освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от обязанностей налогоплательщиков применяется только в отношении обязанностей в связи с осуществлением операций по реализации товаров (работ, услуг).
Покажем на примере, выгодно ли малым предприятиям освобождение от уплаты НДС (цифры условные). Для иллюстрации рассмотрим новую систему в сравнении с существующей системой налогообложения при двух разных структурах состава затрат малого предприятия, а именно при разных соотношениях доли фонда оплаты труда ("зарплатоемкости") и доли покупных материальных затрат ("материалоемкости" и "энергоемкости").
Поскольку налоги с оборота будут одинаковыми и для предприятий, являющихся плательщиками НДС, и для предприятий, освобожденных от обязанностей плательщика, мы их учитывать не будем.
1. Доля материальных затрат - 30%, доля фонда оплаты труда (в том числе единый социальный налог) - 70%.
Показатели | Плательщик НДС |
Неплательщик НДС |
Выручка (без НДС) НДС с выручки Материальные затраты НДС по материальным затратам Фонд оплаты труда Всего затрат Балансовая прибыль Налог на прибыль (30%) Чистая прибыль НДС к уплате в бюджет |
110 000 22 000 30 000 6000 70 000 100 000 10 000 3000 7000 16 000 |
110 000 - 30 000 6000 70 000 106 000 4000 1200 2800 - |
Таким образом, мы видим, что "зарплатоемкое" малое предприятие, являясь плательщиком НДС, имеет большую прибыль, чем предприятие, освобожденное от обязанностей плательщика.
2. Доля материальных затрат - 70%, доля фонда оплаты труда (в том числе единый социальный налог) - 30%.
Показатели | Плательщик НДС | Неплательщик НДС |
Выручка (без НДС) НДС с выручки Материальные затраты НДС по материальным затратам Фонд оплаты труда Всего затрат Балансовая прибыль Налог на прибыль (30%) Чистая прибыль НДС к уплате в бюджет |
110 000 22 000 70 000 14 000 30 000 100 000 10 000 3000 7000 6000 |
110 000 - 70 000 14 000 30 000 114 000 -4000 0 -4000 - |
Таким образом, деятельность "материалоемкого" малого предприятия в случае освобождения от обязанностей плательщика убыточна. Причина этого в том, что суммы входного НДС включаются в затраты малого предприятия.
Даже если предприятие будет иметь больший процент рентабельности, полученная прибыль все равно уменьшится. Если же данные предприятия захотят сохранить привычный размер прибыли, им придется увеличивать выручку.
В случае продажи малым предприятием своей продукции другому предприятию возникнет проблема, с которой сейчас сталкиваются индивидуальные предприниматели.
Сравним, как формируется продажная цена на продукцию у малого предприятия, являющегося плательщиком НДС, и у малого предприятия, освобожденного от этих обязанностей.
Показатели | Плательщик НДС | Неплательщик НДС |
Материальные затраты НДС по материальным затратам Фонд оплаты труда Всего затрат Прибыль Цена реализации НДС с реализации Продажная цена |
50 000 10 000 50 000 100 000 10 000 110 000 22 000 132 000 |
50 000 10 000 50 000 110 000 10 000 120 000 - 120 000 |
Очевидно, что предприятие-покупатель, скорее всего, купит продукцию малого предприятия - плательщика НДС, так как сможет не только зачесть входной НДС, но и снизить свои затраты.
Таким образом, в случае освобождения от функций плательщика НДС при любом составе затрат теряют:
1) сами малые предприятия в части прибыли;
2) предприятия-покупатели в части затрат и НДС, причитающегося к уплате в бюджет;
3) государство, которое не только не получит налог на добавленную стоимость, но и получит налог на прибыль в меньшем размере.
Из сказанного можно сделать следующий вывод: руководители малого предприятия должны как следует подумать, прежде чем обращаться в налоговые органы за освобождением. Как и при упрощенной системе налогообложения освобождение будет выгодно только в том случае, если малое предприятие реализует свою продукцию конечному потребителю - населению.
Налоговыми льготами по НДС, которыми пользуются в настоящее время малые предприятия, являются:
освобождение от уплаты авансовых платежей по НДС;
уплата НДС по итогам квартала независимо от размеров выручки;
освобождение от НДС платежей по лизинговым сделкам.
Со следующего года авансовые платежи отменяются. Теперь все предприятия должны уплачивать НДС по итогам налогового периода, т.е. до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
К сожалению, лишились льготы по уплате НДС по итогам квартала независимо от размеров малые предприятия. Теперь один раз в квартал вправе уплачивать налог все предприятия, у которых выручка за месяц не превышает 1 млн руб.
Отменяется и освобождение от НДС платежей малых предприятий по лизинговым сделкам.
Отмена льгот ведет не только к уменьшению оборотных средств малых предприятий, но и, вполне возможно, к увеличению затрат (если малое предприятие будет относить НДС по лизинговым платежам на затраты по причинам, рассмотренным выше).
И. Ланина,
аудитор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/