Порядок создания и регистрации общества
с ограниченной ответственностью
В письмах, приходящих в редакцию, читатели часто задают вопросы, связанные с различными сторонами деятельности обществ с ограниченной ответственностью: каковы порядок создания общества, учет операций по формированию уставного капитала, учет расчетов с участниками и др.
В связи с этим редакция начинает публикацию цикла статей по проблемам обществ с ограниченной ответственностью.
Порядок создания и деятельности общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) регулируются следующими основными документами:
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ);
Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
постановлением пленума Верховного суда РФ, пленума ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Учет операций по созданию обществ с ограниченной ответственностью осуществляется в соответствии со следующими основными документами:
Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н;
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (ред. от 17.02.97).
Согласно п. 1 ст. 2 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
Исходя из данного определения, соответствующего определению общества с ограниченной ответственностью, содержащемуся в п. 1 ст. 87 ГК РФ, можно заключить, сущность ООО - в объединении капиталов его участников (учредителей) в уставный капитал для создания нового субъекта правоотношений - юридического лица. Предоставляя обществу капитал, участники получают обязательственные права по отношению к созданному ими обществу и могут отчуждать их другим лицам.
При определении правового положения общества с ограниченной ответственностью, с одной стороны, следует рассматривать взаимоотношения общества и его участников, с другой стороны, - рассматривать ООО как одну из организационно-правовых форм юридического лица.
Являясь юридическим лицом, в соответствии с п. 1 ст. 48, ст. 66 ГК РФ и п. 3 ст. 2 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ ООО имеет в собственности обособленное имущество (уставный капитал, созданный за счет взносов участников, и имущество, произведенное или приобретенное в процессе функционирования общества), которое учитывается на самостоятельном балансе общества.
Участники общества не имеют права собственности либо иных вещных прав на его имущество. Поэтому они вправе требовать от общества предоставления возможности осуществить свои обязательственные права (право на участие в общем собрании, право на получение части прибыли пропорционально их доле в уставном капитале и др.).
Положение п. 1 ст. 66 ГК РФ, определяющее ООО как собственника имущества и устанавливающее обязательственные права его участников, является общим для всех хозяйственных обществ. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Ответственность участников по обязательствам общества возникает в случае неполной оплаты вкладов в уставный капитал. При этом участники несут солидарную ответственность в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества.
Размер неоплаченной доли вклада каждого участника можно определить по формуле:
СВн = СВ - СВо,
где СВн - стоимость неоплаченного вклада участника в уставный капитал общества; СВ - стоимость вклада участника, определенного учредительными документами; СВо - стоимость оплаченного вклада участника.
Риск ответственности по обязательствам общества каждого участника равен неоплаченной им стоимости вклада в уставный капитал:
Yi = СВн,
где Yi - сумма возмещаемого убытка участником общества.
По мере поступления платежей в качестве вкладов в уставный капитал общества степень ответственности по обязательствам будет снижаться.
Данное правило позволяет защитить интересы кредиторов общества с ограниченной ответственностью, так как уставный капитал, являясь минимальной величиной чистых активов, определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов, которые вправе рассчитывать на удовлетворение своих требований из стоимости уставного капитала.
В свою очередь, кредитор общества в случае неисполнения обществом своих обязательств или неполного их исполнения вправе предъявить участникам, не полностью оплатившим свои вклады, требование на сумму, не превышающую сумму неоплаченной части уставного капитала.
Кроме того, ответственность участников по обязательствам может возникнуть при несостоятельности (банкротстве) ООО в результате действий (бездействия) участников или действий других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания.
В этом случае на указанных лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам общества. Одним из условий применения субсидиарной ответственности являются умышленные действия (бездействие), направленные на приведение предприятия в состояние банкротства.
Пример. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью на момент его регистрации составил 9000 руб.
Учредителями общества являются физические лица. Доли вкладов участников определены учредительными документами в равном размере по 4500 руб. (50 % от величины уставного капитала). Вклады участников внесены не полностью. Одним из них внесено в качестве вклада в уставный капитал 3000 руб., вторым - 4000 руб.
По результатам хозяйственной деятельности общество признано банкротом. Кредиторская задолженность контрагентам составила 6000 руб.
Неоплаченная сумма уставного капитала составила 2000 руб. Поскольку уставный капитал оплачен не полностью, то согласно п. 1 ст. 2 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ участники общества будут нести ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из них, а именно: первый участник - в размере 1500 руб. (4500 - 3000), второй - 500 руб. (4500 - 4000).
Закон от 02.08.98 N 14-ФЗ разграничивает ответственность между обществом и его учредителями, а также между обществом и государством, поскольку участник (учредитель), общество и государство являются самостоятельными, наделенными правоспособностью субъектами правоотношений. Участники не отвечают по обязательствам общества, в то же время общество не отвечает по обязательствам своих участников.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона от 02.08.98 N 14-ФЗ государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.
Общество с ограниченной ответственностью может создаваться по одному из двух вариантов: путем учреждения новой хозяйственной организации - ООО; путем реорганизации юридического лица.
При учреждении общества учредители передают в качестве вклада в уставный капитал свое имущество.
Учредителями могут быть юридические и физические лица, выступающие в роли российских или иностранных инвесторов.
Реорганизация юридического лица может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Созданное общество является правопреемником юридических лиц, осуществляющих реорганизацию.
В настоящее время наибольшее распространение получила реорганизация юридических лиц в форме преобразования.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 31.12.98 N 193-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в статью 59 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" товарищества с ограниченной ответственностью, созданные и зарегистрированные до 1 марта 1998 г., подлежат преобразованию. Их учредительные документы должны быть приведены в соответствие нормам закона до 1 июля 1999 г. Регистрационные палаты ведут работу по установлению случаев нарушения закона.
Учредительные документы таких обществ (товариществ) являются недействительными, что ведет к таким последствиям:
по требованию органа, осуществившего государственную регистрацию общества (товарищества), общество может быть ликвидировано в судебном порядке (п. 3 ст. 59 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ);
на основании недействительности учредительных документов уполномоченный банк может отказать в открытии счета;
лицензионная комиссия или палата вправе отказать в продлении или выдаче новой лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности общества;
общество (товарищество) с недействительными учредительными документами теряет полномочия истца в судебных процессах.
Общество с ограниченной ответственностью, как и любое юридическое лицо, согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ и п. 3 ст. 2 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ считается созданным с момента его государственной регистрации.
Право общества на осуществление определенного вида деятельности возникает с момента получения соответствующей лицензии. Если лицензия предусматривает осуществление какой-либо деятельности как исключительной, то общество в течение действия лицензии не вправе осуществлять иные виды деятельности.
Регистрация юридических лиц осуществляется регистрационными палатами субъектов РФ в соответствии с ГК РФ и "Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденным Указом Президента РФ от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации".
Регистрация общества осуществляется в следующем порядке:
изучение содержания пакета документов по созданию общества;
выдача временного свидетельства о регистрации общества;
выдача постоянного свидетельства о регистрации юридического лица.
Для государственной регистрации общества необходимо представить следующие документы: заявление о регистрации, заверенное учредителями общества;
утвержденный учредителями устав;
учредительный договор;
протокол собрания учредителей с решением о создании ООО, избрании исполнительного органа и генерального директора общества;
приказы о назначении финансового директора и главного бухгалтера;
свидетельство на право собственности или договор аренды помещения;
документы, подтверждающие оплату уставного капитала (приходные кассовые ордера, выписки банка с расчетного счета, акты приемки-передачи имущества и ценных бумаг);
документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.
Если ООО имеет одного учредителя, решением о создании предприятия считается утвержденный им устав.
Учредительные документы общества представляются в регистрирующий орган его учредителями или их представителем.
Датой представления учредительных документов для регистрации общества является дата их фактической подачи в регистрирующий орган или дата почтового отправления, указанная в квитанции.
В документах, представленных для регистрации общества, должно быть указано его полное и сокращенное фирменное наименование.
В учредительных документах указывается место нахождения общества и его почтовый адрес, причем они могут не совпадать. Под местонахождением общества понимается место государственной регистрации, которое, в свою очередь, является юридическим адресом. Его изменение требует внесения официальных изменений в учредительные документы.
Почтовый адрес соответствует расположению офиса фирмы и служит для осуществления связи с ним контрагентов, налоговых и финансовых органов, прочих заинтересованных лиц.
Документация по созданию общества должна быть рассмотрена в течение трех дней со дня подачи заявления либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции.
Временное свидетельство выдается с целью контроля регистрирующих органов за постановкой на учет предприятия в государственной налоговой инспекции, комитете по управлению статистикой, внебюджетных фондах и других контролирующих органах.
В соответствии со ст. 83 и 84 НК РФ приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" налогоплательщики-организации обязаны встать на учет по месту их нахождения.
Постановку на учет в налоговых органах по месту регистрации ООО должны осуществить в течение десяти календарных дней.
Основанием для регистрации юридического лица в налоговых органах является заявление о постановке на учет с указанием сведений о заявителе: полного и сокращенного наименования, юридического и почтового адреса, даты регистрации и регистрационного номера, информации о руководителе и главном бухгалтере, идентификационного номера общества.
В приложении к заявлению приводятся сведения о количестве и составе учредителей, дочерних и зависимых обществах и т. д.
Регистрационная палата направляет в налоговую инспекцию по месту нахождения ООО копию учредительных документов общества. Фактом постановки общества на учет (регистрации) в налоговых органах является присвоение ему регистрационного номера с последующей выдачей свидетельства.
В случае изменения юридического адреса при постановке на учет в налоговых органах общества должны сообщить о своем месте нахождения.
В соответствии с п. 4 ст. 84 ч. I НК РФ и в соответствии с формой, установленной в приложении N 6 к приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.11.98 N ГБ-3-12/309, налогоплательщик в пятидневный срок с момента возникновения изменения своего места нахождения подает в налоговые органы, в котором он состоял на учете, заявление.
Заявление является учетным документом, на основании которого осуществляется снятие с учета налогоплательщика в прежнем налоговом органе. Оно заполняется в одном экземпляре и представляется в ГНИ по месту постановки на учет одновременно со свидетельством о постановке на учет и копиями документов, подтверждающих изменение места нахождения, заверенными в установленном порядке: свидетельством на право пользования землей, зданием; договором аренды (лизинга).
Обязательным условием государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью является постановка его на учет в местных органах статистики с присвоением кодов, характеризующих вид деятельности предприятия, форму собственности.
Для регистрации предприятия внебюджетными фондами к заявлению прилагается справка о постановке на учет в местных органах статистики, а также копии учредительных документов. Постановка на учет внебюджетными фондами подтверждается штампами, проставленными на временном свидетельстве о регистрации общества, и справками для открытия расчетного счета в уполномоченном банке.
Факт регистрации предприятия налоговыми органами и другими контролирующими органами подтверждается путем проставления отметки, скрепленной подписями ответственных лиц и печатями, на бланке временного свидетельства, которое впоследствии передают в регистрационную палату.
Регистрация и постановка на учет ООО в налоговых органах, внебюджетных фондах и других контролирующих органах осуществляется при наличии печати ООО. Пунктом 5 ст. 2 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ предусмотрено, что общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его местонахождение. Печать может содержать фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, товарный знак и другие средства индивидуализации.
На изготовление печати обществом составляется "Декларация на изготовление печатей и штампов". В декларации указывают основные реквизиты предприятия, а также ставят оттиски печати, по которым изготавливают печать.
В регистрационную палату сдается декларация с оттиском изготовленных печатей, а также заполненное временное свидетельство со всеми отметками контролирующих органов. Наличие этих документов является основанием для выдачи постоянного свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
Если сведения, содержащиеся в представленных документах, не соответствуют требованиям Положения "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденного Указом Президента РФ от 08.07.94 N 1482, регистрирующие органы могут отказать юридическому лицу в регистрации.
Уведомление об отказе в государственной регистрации направляется в письменной форме в трехдневный срок со дня представления документов на регистрацию.
Предприятие в течение семи календарных дней с даты получения им указанного уведомления обязано внести соответствующие дополнения и (или) изменения в учредительные документы и представить их в орган, осуществляющий регистрацию.
Кандидат экономических наук, доцент | Н.А. Лытнева |
Кандидат экономических наук, доцент,
аудиторская фирма "УКАП", г. Орел | Л.И. Малявкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.
www.buhgalt.ru