Электронная финансовая отчетность (А.Г. Радуцкий, "Бухгалтерский учет", N 13, июль 2000 г.)

Электронная финансовая отчетность


В стимулировании международной торговли и движения капитала, транснациональной деятельности компаний и международных организаций, интеграции и глобализации мировой экономики не последнюю роль играет развитие информационных технологий. Новые средства сбора, обработки и передачи данных существенным образом влияют на организацию и ведение хозяйственной деятельности компаний подавляющего большинства отраслей экономики. Применяя современные технологии, компании получают возможность согласовать объем производства со спросом в режиме реального времени, выявлять новые каналы сбыта и распределения, определять структуру производства в соответствии с заказами, а значит снижать издержки производства, оптимизировать организационную структуру, улучшать качество обслуживания и, тем самым, повышать эффективность деятельности.

Совершенствование процессов подготовки и распространения информации затронуло, прежде всего, финансовую информацию и финансовую отчетность крупных компаний, деятельность которых выходит за национальные границы. Соответственно повышаются спрос на нее и требования к ней со стороны заинтересованных пользователей. В результате появляются новые, более оптимальные схемы распространения информации. Если сейчас передача данных предполагает наличие некоторого числа посредников, в задачи которых входит преобразование или хранение информации, то в скором будущем эту функцию возьмет на себя сама компания-источник информации.

Уже сегодня на "странице" практически любой крупной компании в сети Интернет можно найти финансовую отчетность. Число компаний, заинтересованых в распространении финансовой информации в электронном виде, постоянно увеличивается. Так, если в 1997 г. из 100 крупнейших американских компаний по рейтингу "Форчун 500" 71 опубликовала годовую отчетность в сети Интернет, то в 1998 г. уже 93 компании. Сходные результаты были получены при проведении исследований в Германии, Великобритании. Россия в данном случае не исключение - многие российские компании, например, "Газпром", "Аэрофлот", "Альфа-Банк", "Лукойл" и др., размещают свою финансовую отчетность в сети Интернет. Таким образом, заинтересованные пользователи получают прямой доступ к интересующей их информации и возможность самостоятельно ее анализировать.

Методы электронного сбора, обработки и публикации финансовой информации уже используют и государственные органы некоторых стран, в частности, Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку США и Cистема управления рынком ценных бумаг Канады, а также некоторые биржи, например, Новый рынок немецкой биржи (Deutsche Boerse's Neuer Markt Stock Exchange).

Следует отметить, что публикуемые в электронной форме информация и отчетность довольно неоднородны. Большинство компаний самостоятельно решает, какую информацию привести и как ее представить. Как правило, в электронном виде компании публикуют баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Реже в сети Интернет можно найти пояснения к годовому отчету, отчет о движении капитала или аудиторское заключение. Большинство компаний приводит также собственные аналитические отчеты, агрегированные финансовые показатели или данные за отдельные периоды. Иногда компании публикуют предварительную финансовую отчетность.

Анализ финансовой информации компаний разных стран, которую они публикуют в электронном виде, показывает разнородность в подходе к раскрытию данных. В приведенной ниже таблице представлены данные о количестве компаний, опубликовавших финансовую отчетность в электронном виде в 1999 г. В скобках указано общее количество компаний каждой страны, электронная финансовая информация которых оценивалась.


Количество компаний, опубликовавших финансовую отчетность в электронном виде в 1999 г.




Страна


Баланс
Отчет
о
прибылях
и
убытках
Отчет
о
движении
денежных
средств

Пояснения
к
отчетности
Отчет
о
движении
капитала

Аудиторское
заключение
Австралия
(24)

Канада
(28)

Франция
(25)

Германия
(23)

Япония
(20)

Великобри-
тания (18)

США (27)
6


23


17


18


12


14


21
7


25


16


18


12


14


21
5


22


14


15


9


14


21
5


20


6


12


10


14


17
2


14


13


3


5


10


13
4


17


4


9


7


13


18

Нужен ли общий подход? Ориентироваться в столь большом объеме информации довольно сложно. Кроме того, как отмечалось выше, компании сами определяют, какую информацию раскрыть и как ее представить. В то же время логично предположить, что при сохранении нынешних темпов развития информационных технологий и росте их влияния на хозяйственную деятельность компаний в ближайшие годы подготовка и распространение финансовой информации и, прежде всего, финансовой отчетности в электронном виде, вытеснят традиционные способы ее распространения. В таком случае предоставление пользователям неполной или необъективной информации недопустимо.

В настоящий момент важнейшим критерием правдивости и объективности финансовой отчетности является ее соответствие требованиям Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Однако они описывают основные требования к содержанию, но не к форме представления отчетности. Форма же представления данных приобретает не меньшее значение, чем содержание отчетов, так как с помощью информационных технологий можно представить финансовую отчетность в любом ракурсе. Например, компания может опубликовать выдержки из отчетности, подготовленной по МСФО, а также дополнительную информацию, не являющуюся частью отчетности, и сопроводительные комментарии к приведенным данным. В этом случае отсутствие, например, описания учетной политики компании, а также комментарии компании могут ввести пользователей в заблуждение. Кроме того, у пользователей может сложиться впечатление, что вся приведенная информация соответствует МСФО, если нет четких указаний на границы соответствия.

Во многих странах требования к форме финансовой отчетности устанавливают государственные органы. Однако в условиях практически безграничного и неконтролируемого обмена информацией вводить локальные требования нецелесообразно, поскольку обеспечить их выполнение очень сложно. Кроме того, в этих условиях принципы, лежащие в основе подготовки финансовой отчетности, практически неотделимы от правил ее представления и оформления. Другими словами, взаимосвязь между этими двумя составляющими настолько велика, что отклонение от любой из них может повлиять на выводы и решения заинтересованных пользователей.

Приведем еще один пример. Если транснациональная немецкая компания опубликует в электронном виде свою отчетность на немецком языке, англоязычные, например, американские, акционеры и заинтересованные пользователи не смогут адекватно оценить и проанализировать данную отчетность, что может повлиять на принимаемые ими решения.

По этой причине, а также как следствие распространения методов электронной обработки и публикации финансовой информации в последнее время стали появляться отдельные рекомендации со стороны государственных органов и бирж. Так, Биржа Торонто (Toronto Stock Exchange) и французская Комиссия по операциям на бирже (Comission des operations de bourse) описали подходы и основные правила подготовки и распространения финансовой информации в электронном виде. В соответствии с этими документами компании обязаны периодически ее обновлять, указывать источники и методы обработки информации, максимальный срок хранения информации и др.

Такие рекомендации, несомненно, должны упорядочить процесс подготовки финансовой информации, публикуемой в электронном виде. Однако отдельные и неоднородные рекомендации государственных органов, профессиональных организаций и институтов фондового рынка разных стран вряд ли приведут к существенному улучшению качества финансовой отчетности и финансовой информации.

Необходим единый, международный подход к форме представления финансовой информации, что должно повысить ее качество и возможности анализа.

Международные стандарты электронной финансовой отчетности. Разработку стандартов подготовки финансовой отчетности в электронной форме собирается взять на себя Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Этой проблеме посвящено одно из последних исследований КМСФО. Предполагается, что стандарты представления финансовой информации будут разработаны в виде кодекса, описывающего основные принципы, которых должны придерживаться компании, публикующие отчетность в электронном виде. Кодекс призван также помочь заинтересованным пользователям в проведении анализа электронной финансовой информации.

Основное внимание кодекс уделяет единству и непротиворечивости электронной информации. Финансовая отчетность, подготовленная в электронном виде, должна являться точной копией отчетности компании, подготовленной на любом другом носителе. Если по какой-либо причине электронная версия финансовой отчетности отличается от исходного документа, факт несоответствия и его причины должны быть указаны. Данное требование применимо как при недостатке информации, так и ее избыточности по сравнению с исходной версией финансовой отчетности.

Если для удобства пользования финансовая информация в электронном виде разделена на части (например, на отдельные файлы), то компания должна четко указать, из каких частей состоит информация и как они между собой взаимосвязаны.

При подготовке компанией нескольких вариантов финансовой отчетности в соответствии с различными принципами и стандартами такой же набор отчетов должен быть доступен в электронном виде. Необходимо также пояснить для каждого отчета, какие принципы были положены в основу его подготовки.

Соответствие финансовой отчетности в электронной форме МСФО рассмотрено в готовящемся кодексе отдельно. При публикации финансовой отчетности, составленной по МСФО, необходимо указать, в каких пределах она соответствует этим стандартам. Для финансовой отчетности, подготовленной по другим стандартам, нужно пояснить отличие данных стандартов от международных. Любая информация, публикуемая как выдержка из отчетности, подготовленной по МСФО, должна быть приведена в полном соответствии с ними. При этом должно быть указано, где пользователь может найти полную версию финансовой отчетности. И, наоборот, если компания детализирует содержание финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, надо отметить данный факт, а также предоставить пользователям сверку детализированной информации с данными финансовых отчетов и пояснить, подлежала ли детализированная информация аудиту. По нашему мнению, такие требования повысят качество финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.

Кодекс предполагает, что компания должна четко разделить финансовую отчетность и прочую финансовую информацию, чтобы не вводить в заблуждение пользователей. Примерами прочей информации являются прогнозная финансовая информация, аналитические обзоры, подготовленные руководством компании, и пр.

При опубликовании агрегированных показателей за прошедшие периоды должны быть освещены принципы их подготовки.

Компания должна ясно указать, проводился ли аудит финансовой отчетности, опубликованной в электронном виде, и каков объем аудиторской проверки.

Ряд положений кодекса, безусловно, стимулирует распространение финансовой отчетности, что должно повысить информированность заинтересованных пользователей и других участников рынка. Это иллюстрируют следующие положения кодекса. Компания должна публиковать отчетность на том языке, который является основным для большинства акционеров. Опубликование отчетности на нескольких языках приветствуется. Однако необходимо указать, какой вариант финансовой отчетности является основным и подлежал аудиту.

Любая информация, которую компания публикует в электронном виде, должна быть доступна всем заинтересованным лицам, содержать даты подготовки и обновления и быть представлена в удобном для просмотра и печати виде.

Кодекс предусматривает обязательства и ответственность компании за содержание данных, их целостность и безопасность.

Как и МСФО, кодекс предполагает добровольное соблюдение правил компаниями, аудиторскими организациями и заинтересованными пользователями.


А.Г. Радуцкий,

консультант фирмы "ПрайсвотерхаусКуперс"



Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.