Последствия неуплаты налогов в бюджет (О.М. Спицына, А.А. Шидловская, "Бухгалтерский учет", N 13, июль 2000 г.)

Последствия неуплаты налогов в бюджет


Отражением низкой собираемости налогов является устойчивый рост недоимки в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Неплатежеспособность одних организаций вызвана кризисной ситуацией, сложившейся в расчетно-платежной сфере, а также несвоевременным финансированием государственных заказов из бюджета. Другие, не платя налоги, по сути, пользуются бюджетными средствами как дешевым кредитом, не предполагая, что по собственной инициативе встали на путь, ведущий к банкротству.

Следует иметь в виду, что значительная часть организаций, проведя необходимые мероприятия на начальной стадии образования недоимки, может рассчитаться с бюджетом. Однако сложившаяся практика показывает, что большинство из них предпринимает конкретные действия по восстановлению своей платежеспособности только после применения налоговыми органами жестких мер принудительного взыскания. При этом отсутствие у руководителей должников необходимых знаний в указанной области приводит к значительным потерям активов предприятия или к его ликвидации.

Так, в случае неуплаты налога или сбора в установленный законодательством срок налоговый орган в соответствии со ст. 69 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.98 N 146-ФЗ в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) должен не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты направить налогоплательщику требование об уплате налога и сбора. Требование направляется должнику по форме, утвержденной приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 07.09.98 N БФ3-10/228 (в редакции приказа МНС РФ от 03.08.99 N АП-3-10/256). Оно содержит сведения о сумме задолженности по налогу; размере пеней, начисленных на момент направления требования; сроке уплаты налога, установленного законодательством; сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога. Как правило, налоговые органы при направлении требования по почте заказным письмом устанавливают срок его исполнения 11 дней, из которых 5 дней - на погашение образовавшейся задолженности и 6 дней - на доставку документа по почте. Требование также может быть вручено непосредственно руководителю организации-должника или его уполномоченному представителю.

Получив требование об уплате налога и сбора, налогоплательщику следует установить причину образования задолженности. Кроме того, целесообразно произвести сверку расчетов по платежам в бюджет с налоговым органом по месту постановки на налоговый учет. Нередко встречаются факты несвоевременного зачисления банком, обслуживающим расчетный счет плательщика, денежных средств на счета по учету доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. В случае выявления подобного факта налогоплательщик должен для подтверждения исполнения обязанности по уплате налога представить в налоговый орган копию платежного поручения, а также выписку из лицевого (корреспондентского) счета банка, обслуживающего его расчетный счет.

При этом приказом МНС РФ от 22.12.99 N АП-3-18/407 установлено, что по денежным средствам, списанным с расчетного счета налогоплательщика, но не поступившим на соответствующие бюджетные счета, признание обязанности по уплате налога исполненной принимается решением Комиссии по рассмотрению вопросов исполнения обязанности налогоплательщиков при непоступлении денежных средств в бюджет, созданной в МНС РФ. Комиссия принимает решение по итогам рассмотрения документов, представленных соответствующим налоговым органом.

Если в ходе проведения сверки расчетов с бюджетом установлено наличие недоимки по одним налогам и сборам и переплаты по другим, то налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении зачета излишне уплаченной суммы налога в погашение образовавшейся задолженности. При этом в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Если задолженность по налогам и сборам носит длительный характер, налогоплательщику целесообразно убедиться, что налоговым органом произведен пересчет задолженности по пени в соответствии с Порядком пересчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам, утвержденным приказом МНС РФ от 03.09.99 N АП-3-09/290. Указанный пересчет производится по организациям, имеющим по состоянию на 1 января и 13 августа 1999 г. превышение суммы начисленных пеней над неуплаченной суммой налога, которое подлежит сложению.

Организациям, имеющим задолженность по налоговым санкциям, следует иметь в виду, что на основании ст. 8 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 155-ФЗ) и в соответствии с Порядком пересчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате налоговых санкций, утвержденным приказом МНС РФ от 11.11.99 N АП-3-18/354, руководителем налогового органа должно быть вынесено решение о сложении начисленных до 1 января 1999 г., но не взысканных по состоянию на указанную дату сумм налоговых санкций в размере, равном разнице между ранее начисленной суммой и новой, исчисленной в соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ.

Если после 31 декабря 1998 г. произведена уплата или взыскание налоговых санкций по решениям, вынесенным до 1 января 1999 г., в сумме, превышающей максимальный размер налоговых санкций, установленный частью первой Налогового кодекса Российской Федерации за аналогичное правонарушение, то указанные суммы подлежат сложению. Возникшая в приведенном случае переплата направляется по решению налогового органа на погашение недоимки и задолженности по пеням по данному или иному налогу (сбору) в порядке, предусмотренном ст. 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, уточнив сумму задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам, подлежащую уплате в бюджет, налогоплательщику следует определить пути и возможности ее погашения, а также проанализировать негативные последствия, к которым может привести применение налоговыми органами к организации мер принудительного взыскания.

В арсенале у руководителя организации-должника имеются следующие способы урегулирования проблемы неплатежей.

1. Оформление банковского кредита, который впоследствии будет направлен на погашение задолженности.

2. Обращение в уполномоченные органы за получением отсрочки или рассрочки по текущим налоговым платежам или оформление по ним налогового кредита либо, при наличии оснований, - инвестиционного налогового кредита. Высвободившиеся средства организация может использовать для ликвидации бюджетной задолженности. Предоставление и оформление отсрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита осуществляются в соответствии с Порядком организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.99 N 64н.

3. Проведение финансово-хозяйственного анализа наличия и использования имущества, которым располагают организации-должники. Необходимо определить, какие материальные ресурсы (запасы материалов, полуфабрикатов), основные средства (офисное оборудование, средства оргтехники, предметы дизайна, легковой автотранспорт, принадлежащие организации вспомогательные здания и сооружения, здания или помещения объектов соцкультбыта, а также используемые складские и производственные площади) могут быть проданы для того, чтобы погасить задолженность перед бюджетом. Для организаций важно найти покупателя и на более выгодных условиях самостоятельно реализовать выбранное для продажи имущество до того, как налоговой инспекцией будет принято решение об обращении на него взыскания.

О принятых организацией-должником мерах по погашению задолженности целесообразно проинформировать налоговый орган.

Далее рассмотрим действия налоговых органов в случае, если должник оставит требование налогового органа об уплате налогов без внимания.

При неисполнении налогоплательщиком требования об уплате налога и сбора в установленный срок налоговый орган в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 60 дней после истечения указанного срока принимает решение об обращении взыскания задолженности на расчетные и иные счета налогоплательщика за исключением ссудных и бюджетных счетов.

В соответствии со ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган одновременно с вынесением решения о взыскании налога в целях обеспечения его исполнения имеет право вынести решение о приостановлении операций по счетам в банке, которое направляется банку с одновременным уведомлением должника. При этом в соответствии с разъяснениями МНС РФ от 09.02.2000 N 01-3-03/180 налоговым органам не рекомендовано применять указанный способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов к ссудным счетам, поскольку они не предназначены для совершения расчетных операций по списанию и зачислению средств, а значит - не подпадают под используемое Налоговым кодексом Российской Федерации понятие "счет".

В соответствии с п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика либо отсутствия информации о счетах налогоплательщика налоговые органы вправе обратить взыскание задолженности по налогам, сборам и (или) пеням на имущество должника.

В этом случае руководителю организации-недоимщика целесообразно представлять последствия применения данной меры принудительного взыскания.

Прежде всего, необходимо ознакомиться с нормативно-правовыми документами, регулирующими указанную сферу деятельности. К их числу относятся часть первая Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", нормами которых в настоящее время руководствуются налоговые органы при организации работы по принудительному взысканию за счет имущества должника.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах организации этой работы, проводимой в соответствии с вышеуказанными нормативными документами.

Взыскание налога, сбора и (или) пеней за счет имущества должника производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем вынесения постановления, соответствующего требованиям, установленным п. 2 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве". При этом постановление о взыскании неуплаченной суммы налога, сбора и (или) пеней за счет имущества организации выносится в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора и (или) пеней, в обеспечение которого принимается указанное постановление.

В соответствии с п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2000 г. функции органов налоговой полиции по проведению административного ареста имущества организаций-должников и его реализации переданы службе судебных приставов. В связи с этим постановления о взыскании налога, сбора и (или) пеней за счет имущества должника в трехдневный срок с момента вынесения вышеуказанного решения направляются налоговым органом в территориальное подразделение службы судебных приставов по месту нахождения юридического адреса должника.

Руководствуясь ст. 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа (постановления налогового органа) выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, копии которого направляются в налоговую инспекцию и должнику.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока.

Опыт работы налоговых органов показал, что в целях уклонения от уплаты налогов иногда основное имущество и активы предприятия продаются либо передаются другим предприятиям, а также иным заинтересованным лицам еще до начала процедуры производства ареста имущества должника. В целях профилактики возникновения указанной ситуации и обеспечения исполнения вынесенного постановления о взыскании налогов и сборов за счет имущества налогоплательщика налоговая инспекция вправе обратиться с соответствующим заявлением в службу судебных приставов. На основании такого заявления судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства может произвести опись имущества должника и наложить на него арест.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об исполнительном производстве" арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения д направляться банком по указанию судебного пристава на депозитный счет, предназначенный для аккумулирования средств по погашению задолженности, указанной в данном постановлении.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе указать виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Однако окончательно очередность обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем. При решении этого вопроса судебный пристав-исполнитель руководствуется ст. 59 настоящего федерального закона, устанавливающей следующую очередность ареста и реализации имущества должника:

- в первую очередь - имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное);

- во вторую очередь - готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие в производстве и не предназначенные для непосредственного участия в нем;

- в третью очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве.

Налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание на имущество должника обращается в том размере и объеме, которые необходимы не только для исполнения исполнительного документа (постановления налогового органа), но и для погашения исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Статьей 81 указанного федерального закона установлено, что постановление о взыскании исполнительского сбора в размере семи процентов от взыскиваемой суммы выносится одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства либо о взыскании исполнительского сбора может быть указано в постановлении о возбуждении исполнительного производства. В случае погашения налогоплательщиком задолженности по платежам в бюджет до истечения срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения постановления налогового органа, взыскание исполнительского сбора с должника не производится.

Следует обратить внимание налогоплательщиков на то, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов именно от взыскиваемой (указанной в постановлении), а не от фактически взысканной суммы.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона "Об исполнительном производстве" из денежной суммы, взысканной судебным приставом с должника, в первую очередь оплачивается исполнительский сбор; погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа; возмещаются расходы по совершению исполнительных действий (перевозка, хранение, розыск и реализация имущества должника, достигающие порой 25% стоимости арестованного имущества). Оставшаяся денежная сумма используется для удовлетворения требований взыскателя - налогового органа.

Сложившаяся практика работы налоговых органов показала, что нередко имущество, подвергнутое аресту, имеет низкую ликвидность. Учитывая незначительность сумм, полученных от реализации такого имущества, при существующем порядке может сложиться ситуация, когда большая часть поступивших в ходе исполнительного производства средств будет использована на уплату исполнительского сбора и возмещение расходов по совершению исполнительных действий. При этом налогоплательщик, лишившись принадлежащего ему имущества, в итоге так и не рассчитается с долгами перед бюджетной системой Российской Федерации.

Руководителю должника целесообразно знать, что вышеприведенная мера принудительного взыскания образовавшейся задолженности может планомерно перейти в процедуру банкротства предприятия. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 60 названного федерального закона в случае ареста судебным приставом-исполнителем принадлежащего организации-должнику имущества третьей очереди он в трехдневный срок после осуществления ареста должен направить в территориальное агентство Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - ФСФО) уведомление о произведенном аресте имущества организации-должника с приложением сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также о сумме требований взыскателя. В случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности должника исполнительное производство и реализация его имущества, на которое обращено взыскание, приостанавливаются до рассмотрения арбитражным судом вопроса по существу.

В особой зоне внимания государственных контролирующих органов находятся организации, имеющие задолженность в какой-либо из бюджетов или внебюджетный фонд в сумме более 1 млн руб. В соответствии с Порядком обмена информацией между МНС РФ и ФСФО России, а также их территориальными органами, утвержденным совместным приказом МНС РФ N АП-3-09/335 и ФСФО России N 118 от 22.10.99, налоговые органы ведут учет таких предприятий, результаты которого ежемесячно представляются в территориальные агентства ФСФО для решения вопроса о целесообразности применения к ним процедуры банкротства.

Предварительно дела организаций-должников рассматриваются на межведомственных балансовых комиссиях, действующих при территориальных агентствах ФСФО.

Руководителю организации-должника, дело которой намечено к рассмотрению, к примеру, на Московской межведомственной балансовой комиссии при Московском комитете по делам о несостоятельности (банкротстве), необходимо подготовить план мероприятий по стабилизации финансового состояния, позволяющих в срок, не превышающий 6 месяцев, восстановить свою платежеспособность и погасить образовавшуюся задолженность по налогам и сборам. При представлении должником указанного плана комиссия может установить конкретный срок для его реализации при условии своевременной и полной уплаты должником текущих платежей и предложить налоговому органу, а также Московскому комитету по делам о несостоятельности (банкротстве) не применять к должнику крайних мер принудительного взыскания, если эти меры еще не применены.

В то же время решение балансовой комиссии не является основанием для отзыва налоговым органом инкассовых поручений с расчетных и иных счетов должника.

Если налогоплательщик нарушит установленные условия, а также не погасит бюджетную задолженность в назначенный срок, к нему незамедлительно будут применены все вышеперечисленные меры принудительного взыскания.


О.М. Спицына,

советник налоговой службы I ранга


А.А. Шидловская,

советник налоговой службы III ранга



Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.