Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних (В. Ермаков, "Российская юстиция", N 10, октябрь 2000 г.)

Юстиция обязана защищать права
и законные интересы несовершеннолетних


Соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка. 20 ноября 1989 г. 44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Конвенцию о правах ребенка (ратифицирована 13 июня 1990 г. Верховным Советом СССР). Российская Федерация, как правопреемник СССР, все эти годы на законодательном уровне предпринимала усилия по приведению законодательства в соответствие с международными стандартами по защите прав и свобод ребенка. Однако следует признать, что отсутствие должного внимания со стороны государства к проблемам детей вполне можно квалифицировать как несоблюдение Россией отдельных положений Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка, в том числе касающихся права несовершеннолетних на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27), ответственности родителей за воспитание детей (ст.8), принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка (ст.3) и др.

Бедственное положение несовершеннолетних в России еще больше усугубляется и ввиду того, что отечественное законодательство до настоящего времени в должной мере не гарантировало им надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых: в семье, в воспитательных учреждениях, обществе. Недостаточно разработаны также правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом (ст.ст.19, 33 и 34).

В этой связи все более актуальной становится проблема создания в России ювенальной юстиции, хотя, на мой взгляд, более понятным и точным является термин "юстиция, обеспечивающая защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних". За последние 10 лет было сделано несколько попыток разработать и внести в Государственную Думу соответствующие законопроекты.

В 1991 году в Верховном Совете РСФСР рабочей группой ученых и представителей правоохранительных ведомств был подготовлен проект закона "О судах по делам семьи и несовершеннолетних". Предполагалось, что данные суды могли бы взять на себя рассмотрение гражданских дел, связанных с воспитанием и содержанием детей (о расторжении брака, алиментах, лишении родительских прав, установлении отцовства и т.д.), судебные разбирательства дел о преступлениях и административных правонарушениях несовершеннолетних, а также рассмотрение дел о преступлениях взрослых лиц, в результате которых нарушается нормальное развитие детей (насилие в семье, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и др.).

На суды по делам семьи и несовершеннолетних проектом предлагалось возложить обязанность систематически анализировать и обобщать практику применения государственными органами и должностными лицами законодательства о защите детей. Создание таких специализированных судов планировалось провести поэтапно в течение ряда лет на базе судов общей юрисдикции.

Позднее профессором Э. Мельниковой и кандидатом юридических наук Г. Ветровой был подготовлен и опубликован проект закона "О ювенальной юстиции в Российской Федерации", который фактически воспринял все основные положения аналогичного проекта закона 1991 года. Этот проект определил, что ювенальный суд, являясь судом уголовным, может также рассматривать вопросы, касающиеся опеки и попечительства над несовершеннолетними правонарушителями и злоупотреблений родительскими обязательствами в отношении несовершеннолетних.

Подобные суды в их различных модификациях более ста лет успешно функционируют во многих странах мира: Италии, Японии, Польше, Франции, США и др. В различные периоды специализированные суды по делам несовершеннолетних существовали и в России. Первый такой суд начал действовать еще в 1910 году в Санкт-Петербурге. Эти суды достаточно успешно справлялись с поставленными перед ними задачами, что, на мой взгляд, во многом обусловило сегодня значительный интерес к ним.

Отечественным ученым хотелось бы рассматривать данную проблему в более широком, социальном диапазоне - речь идет о возможности создания в стране системы ювенальной юстиции. К сожалению, даже среди наиболее квалифицированных ученых и специалистов в области разработки законодательства о несовершеннолетних все еще нет единого мнения о том, что же такое ювенальная юстиция и насколько она необходима для России. Представляется, что именно в рамках реализации в стране концепции судебной реформы сегодня как никогда важно прежде всего на законодательном уровне проработать весь комплекс вопросов, связанных с созданием надежной, разноуровневой в территориальном отношении системы защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, принципиально отличной от действующей в настоящее время системы мер карательной направленности, применяемых фактически без каких-либо серьезных ограничений. Такая система должна объединить разнообразные социальные правоохранительные службы, специализированные суды по делам семьи и несовершеннолетних, специальные правоприменительные и нормотворческие службы органов юстиции, уже функционирующие учреждения, предназначенные для социальной реабилитации малолетних правонарушителей, их трудоустройства, организации отдыха, и многие другие. Для этой системы необходимы иные, более гуманные процессуальных нормы, в отличие от тех, которые действуют сегодня в соответствии с ведомственными нормативными актами министерств внутренних дел, юстиции, образования, а также административным, уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Основополагающим принципом при ее создании должно стать положение ст.3 Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях государственных, частных учреждений, суда, административных и законодательных органов, предпринимаемых в отношении несовершеннолетних, первоочередное внимание должно уделяться защите их интересов.

По инициативе Государственного комитета РФ по молодежной политике подготовлен авторский проект федерального закона "Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации". Он издан в ИМПЭ им. Грибоедова в 1999 году. Авторский коллектив: В. Ермаков, М. Ильчиков, Е. Абросимова, А. Автономов, Н. Хананашвили. Разработчики законопроекта исходили из того, что ювенальная юстиция должна обеспечивать: справедливость любого правового решения в отношении несовершеннолетних; защиту их прав, свобод и законных интересов при разрешении гражданских, административных и уголовных дел, связанных как с воспитанием детей, так и с совершением ими правонарушений; обеспечение социализации их личности.

К системе ювенальной юстиции в проекте отнесены органы: разрабатывающие законодательство о несовершеннолетних; защищающие их права, свободы и законные интересы; осуществляющие правосудие по их делам, а также исполняющие решения (постановления, приговоры), вынесенные в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Создание системы ювенальной юстиции авторами законопроекта предлагается проводить поэтапно, исходя из кадровых, финансовых и иных возможностей субъектов Федерации по модульному варианту, с использованием как новых, так и ранее выработанных форм и методов социально-правового обслуживания несовершеннолетних, но обязательно в рамках единой научно обоснованной программы, разработанной для конкретного региона.

Россия, к сожалению, все еще относится к тем немногим странам современного мира, в которых суды и другие правоприменительные органы и службы по делам несовершеннолетних не выделены в самостоятельную подсистему. В то же время опыт реализации в различных государствах тех или иных элементов ювенальной юстиции доказал их достаточно высокую эффективность в деле защиты прав, свобод и законных интересов детей. Именно с учетом этого опыта и был подготовлен данный проект. Он был разослан практически во все регионы страны, соответствующим службам администраций субъектов Федерации, ответственным за осуществление молодежной политики.

Авторский проект федерального закона "Об основах ювенальной юстиции в Российской Федерации" предусматривает, в частности, принцип, при котором формирование конкретных функциональных звеньев, институтов и служб систем ювенальной юстиции, обеспечение их деятельности должно быть отнесено к компетенции субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Предусматривается также, что все службы и учреждения, в том числе и воспитательные колонии, входящие в систему ювенальной юстиции, должны проходить государственную аккредитацию в порядке, установленном законодательством.

В целом разработчики законопроекта полагают, что его принятие позволит: перевести решение многих проблем по защите прав, свобод и интересов детей с федерального на муниципальный уровень и тем самым обеспечить их более эффективное решение; повысить ответственность муниципальных органов самоуправления за воспитание детей, организацию их отдыха и труда; освободить систему органов МВД РФ от исполнения несвойственных ей функций воспитательно-профилактической работы с детьми; максимально сократить применение карательных мер к ним; органам юстиции и образования постепенно сократить численность находящихся в воспитательных учреждениях и тем самым переключить свою деятельность на решение иных задач; существенно сократить финансовые и иные затраты федерального бюджета на исправление и перевоспитание несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.


В. Ермаков,

проректор Института международного права

и экономики им. А.С. Грибоедова,

доктор юридических наук,

профессор, заслуженный юрист РФ



Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних


Автор


В. Ермаков - проректор Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ


"Российская юстиция", 2000, N 10, стр. 22


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.